Найти тему
Doctor History

Зенит Поднебесной. Начало Великой Китайской депрессии.

Теперь Канси не был ограничен ничем. Его власть, масштабы которой не поддавались какому-то измерению или осмыслению, простиралась на каждого жителя, каждое ведомство и каждый клочок земли. Канси стал абсолютным монархом, и даже богатая маньчжурская аристократия, из которой состоял пресловутый Совет сановников и регентов, отныне была раздавлена им и рассечена на множество разбросанных по империи родов без возможности восстановления могущества.

Но, вопреки своим многочисленным предшественникам из иных династий, богдыхан употребил свое всевластие на благо страны. Он собрал вокруг себя три команды: из европейцев, из выдающихся китайских управленцев и из талантливых маньчжуров. Не позволяя им пересекаться друг с другом и тем более договариваться о чём-либо, император умело координировал действия своих советников.

Канси привлёк на службу огромное количество орденских священников - доминиканцев, лазаристов, иезуитов, францисканцев, большая часть из которых была приглашена в Даду (Пекин) для личной аудиенции у Канси. В 1673 году правитель одобрил постройку в городе Гуанчжо́у первой постоянной иезуитской миссии. Всего через 4 года в нескольких городах, включая столицу, было возведено уже свыше 50 храмов и миссий, устроена иезуитская орденская коллегия, построен коллеж по изучению права.

-2

Усилиями монаха-естествознателя Афанасия Ки́рхера Европа получила миллионы скульптур, летописей, картин, диковинок, предметов быта и одежд родом из Поднебесной. Во дворцах королевских семейств стало модным создавать "китайские комнаты" и ставить полотна, посвящённые далёкому и загадочному государству.

Афанасий Кирхер
Афанасий Кирхер

Благодаря тому, что христианские миссионеры глаголили проповеди, в целом только поддерживающие репутацию Цинской династии и не возмущавшие спокойствия, Канси всевозможно помогал католическим орденам. Иезуиты уже хитро потирали руки: тысячи тысяч мирян отныне следовали за ними, их назначали на высокие посты и отдавали под их контроль финансовые и хозяйственные вопросы. Все морские порты страны были доступны европейцам, и возможности для христианизации становились просто колоссальными.

В 1672 году иезуит-астроном Фердинанд Верби́ст соорудил для молодого императора паровую машину на трёх колёсах - первую в истории человечества. В 1679 году, в то время, когда Канси низвергал Сонготу, инженер-француз Франуса Д‘Жаклэ́, служивший при Пекинском дворе, выделил практически чистым хим. элемент стронций, а иезуитская коллегия открыла в Нанкине три мастеровые школы: для литейщиков пушек, для медеплавильщиков и для ружейных токарей. Иезуиты высококлассно обучили императора астрономии и астрологическому знанию, помогли изучить и сделать официальным в стране юлианский календарь, рассказывали ему о физике, римском праве, Божьем слове. Император выучил латынь и, по словам ряда очевидцев, мог неплохо изъясняться на итальянском и португальском языках, каталонском наречии. Со временем Канси перестал уделять внимание исключительно орденским учёным, предпочитая компанию англо-голландских негоциантов, которые поведали ему цеховые и мануфактурные уставы, ознакомили императора с финансовым правом Англии и системой провинциального самоуправления Нидерландов.

Для своего времени Канси можно называть "просвещённым монархом", который в равной степени был эрудирован в экономико-правовой сфере, географии, языкознании и многих других науках и направлениях. Любовь Канси к иностранному и постоянное присутствие при его дворе иезуитов ознаменовались появлением в Китае кукурузы, картофеля, томата, фигов, апельсинов, фисташкового дерева, какао-бобов.

Сам богдыхан писал стихотворения, составлял антоло́гии - огромные собрания научных и творческих трудов, принадлежащих перу одного или нескольких авторов, классифицировал и цензурировал произведения китайских классиков прошлого. Составленный под его руководством "Словарь Канси" вмещал в себя китайскую иероглифическую азбуку, насчитывал более 35 000 китайских слов и указывал кому, как, с кем и при каких обстоятельствах надо общаться и пересекаться.

Словарь Канси
Словарь Канси

Канси проявлял известную терпимость, объявив в 1693 году свободу вероисповедания на всём просторе империи и узаконив деятельность посланцев Ватикана и китайских мусульман - хуэ́ев. Канси поставил на службу государству народное китайское религиозное движение - шэньчжэ́, а также даосскую, конфуцианскую и буддистскую церкви, используя их весьма размытые постулаты для очернения изменников, повстанцев и зарвавшихся интеллигентов. Среди 10 преступлений, за которые по Уголовному кодексу Китая в 1705 году полагалась смертная казнь, 9 являлись конфуцианскими смертными грехами.

Хуэйские мудрецы-мусульмане, знатоки шариата
Хуэйские мудрецы-мусульмане, знатоки шариата

Но, как бы там ни было, государева рука порой всей тяжестью рушилась на интеллигенцию. Китайские поэты-оппозиционеры Лю Цзанча́о и Да Минши́, описавшие в своих произведениях недостатки правящего дома и варварскую жестокость маньчжуров-завоевателей, по велению богдыхана были четвертованы, а имущество их семьи конфисковано.

Император Канси за научной работой. На заднем фоне слева - кукурузные початки, излюбленное лакомство владыки Поднебесной. Изобразить кукурузу китайскому художнику было нелёгким делом - в тех краях её не видел никто.
Император Канси за научной работой. На заднем фоне слева - кукурузные початки, излюбленное лакомство владыки Поднебесной. Изобразить кукурузу китайскому художнику было нелёгким делом - в тех краях её не видел никто.

Иезуиты-астрономы и император Канси. Картина кисти Джузеппе Кастильоне, начало XVIII века.
Иезуиты-астрономы и император Канси. Картина кисти Джузеппе Кастильоне, начало XVIII века.

Паровая машина, сконструированная в 1672 году Фердинандом Вербистом.
Паровая машина, сконструированная в 1672 году Фердинандом Вербистом.

Цинское правительство во главе с императором Канси и министром промышленности предпринимало огромные усилия по возрождению экономики Поднебесной. Упадок внутренней торговли и мануфактурного производства было почти невозможно разрешить, поэтому отныне упор государства делало на общинное сельское хозяйство. Впервые с III века н.э. китайская экономика начинает полностью зависить от урожая.

Эта мера была полезна, ведь чтобы прокормить обнищавшее ханьское население, требуется восстановить колоссальное количество угодий и полей, и на остальные государственные проекты, никак не связанные с благополучием с/х страны, денег нет от совсем. Государство, продавая право на добычу полезных ископаемых, увеличивая налоги на иностранцев и нещадно эксплуатируя одним провинции, вкладывало всю казну в другие. Были введены суровые законы, каравшие за крестьянский самосуд, приверженность к сектам и бандам, воровство у сообщинников, захват земель у соседей. Вместо двадцатидворок, объединявших двадцать сельских общин, вводились пятидворки для более эффективного контроля над крестьянской массой. Соответственно количество зелёных знаменосцев, державших надзор за круговой порукой и преступностью на селе, выросло за 1680-1700 гг. более чем в 2 раза. В центральных и северных, то бишь наиболее важных для Китая провинциях вводились серьёзные налоговые послабления и "кредитные каникулы" для населения. Вполне реальным для ханьской крестьянской общины стало взятие для подъёма хозяйства земельного и мелиоративного заёмов на 6 лет без процентов. Их выплату в срок контролировал Земельный Совет, собранный из проверенной маньчжурской администрации, незаинтересованной в китайских делах.

Правительство возводило и передавало бедным безземельным селянам ирригационные сооружения, каналы, водяные мельницы, земли общественного пользования. За годы правления Канси было построено более 4 000 км каналов.

Зелёные Знамёна и уездная полиция к началу XVIII века разгромили все до единой крупные сектантские шайки и разбойничьи банды. Антицинская организация Триада была почти полностью истреблена или загнана в подполье. Многие сектанты Белого Лотоса и Чёрного Меча сбежали в Японию и на остров Рюкю́.

Канси не потворствовал росту населения, занимался постоянной депортацией больших народных масс в опустошённые области, распространял неоконфуцианскую пропаганду, которая требовала "иметь мало детей и много благ", требовал массового употребления на селе абортов и народных противозачаточных лекарств. При этом он воспретил кому бы то ни было селиться в родовом гнезде Цинов - Маньчжурии, возведя в конце XVII века между ней и Поднебесной "Ивовую изгородь" - сложную систему крепостей и блокпостов. Свою задачу она выполняла на все 100%.

Ивовая изгородь отмечена бордовой линией. Синим шрифтом подписан уезд Шангки́н - самый северный "ханьский" регион страны.
Ивовая изгородь отмечена бордовой линией. Синим шрифтом подписан уезд Шангки́н - самый северный "ханьский" регион страны.

В 1695 году, едва ли не впервые в истории Азии в Пекине на государственной Печатной Мануфактуре были опубликована понятная народным массам брошюра, содержавшая множество ярких картинок, предписывающих молодым семьям правила быта и поведения, число детей, количество той или иной утвари и пищи, указывающих правильные методы ведения хозяйства. Брошюра была произведена в числе 70 миллионов экземпляров, что по тем временам - колоссальный масштаб.

Было очевидно, что государство не в силах прокормить и без того огромное население страны. Преемник императора, его внук Цяньлун не последовал рекомендациям предшественника. В его годы население выросло почти в три раза, до 400 миллионов, и стало куда беднее и агрессивнее, чем в эпоху Канси.

Таким образом, правительству императора удалось в кратчайшие сроки восстановить сельское хозяйство Китая, успешно побороть эпидемии и бандитизм, возникающий из-за нищеты, сектантской пропаганды и страшного голода. Большая часть земель Китая была в руках мелких помещиков и зажиточных крестьян, а не крупных землевладельцев и состоятельных купцов, спекулировавших сельхозпродукцией. В городах также большая часть хозяйств и лавок принадлежала небольшим предпринимателям. Китай стал страной победившего малого бизнеса. Основной формой землепользования крестьян стала издо́льщина - аренда участка, при которой плата вносится натурой. В 1720 году, по официальным данным, Китай производил риса на 26 000 000 таэ́лей (официальная китайская серебряная монета) - это на 50% больше, чем в 1640 году, то есть ещё до завоевания Китая маньчжурами. С/х составляло ⅚ всей экономики Китая.

Император Канси. Французская гравюра 1729 года.
Император Канси. Французская гравюра 1729 года.

Крестьяне на рисовом поле
Крестьяне на рисовом поле

Китайский фарфор в стиле эпохи Цин
Китайский фарфор в стиле эпохи Цин

Канси, однако, не удалось возродить морскую торговлю, цеховое и мануфактурное производство. На подъёме были лишь печи для обжига фарфора, которые принадлежали самому императору. Фарфор высоко ценился и в далёкой Европе, и в Турции, и в Индии, поэтому его качественное изготовление и роспись стали стратегически важным делом.

Из примерно 25 000 разнообразных предприятий, существовавших на 1640 год, лишь 9 403 сохранились и возродились к 1720-му. Товарообмен между городами, каботажное судоходство и оптовая продажа в ближайшее зарубежье даже несмотря на захват Тайвани и постоянное присутствие тысяч европейских купцов были в плачевном состоянии, не получая должной поддержки и притока инвестиций, способных их оживить. 93% жителей Поднебесной отныне жило в деревнях - впервые с начала нашей эры.

Тёмно-жёлтым цветом отмечены основные, ханьские провинции империи Цин в XVII-XIX вв.
Тёмно-жёлтым цветом отмечены основные, ханьские провинции империи Цин в XVII-XIX вв.

Императорский Запретный дворец в Пекине
Императорский Запретный дворец в Пекине

Завершив успокоение южных провинций и подписав мирный договор с Русским царством, установивший буферную зону между Россией и Китаем, в 1690 году Канси приступает к планомерному захвату своих соседей. Посредством подкупа и демонстрации силы богдыхан вынуждает Курултай - собрание халха-монгольских ханов, нойо́нов и туджи́нов - признать его своим господином и подчиниться Воле Неба, то есть стать частью Цинской империи.

Цинская империя в конце эпохи Канси
Цинская империя в конце эпохи Канси

Несогласный с таким поворотом событий могущественный нойон Галда́н-Бошогту́, в прошлом даже владыка великого степного государства - Джунга́рского ханства, собирает вокруг себя недовольных правителей, формирует единое войско и, заручившись поддержкой от своей малой Родины - Джунгарии, начинает боевые действия против Китая и процинских князьков.

Галдан-Бошогту, правитель Джунгарского ханства, борец с китайским влиянием в Халха-Монголии
Галдан-Бошогту, правитель Джунгарского ханства, борец с китайским влиянием в Халха-Монголии

Наступление маньчжурской конницы. Мантчжурская миниатюра конца XVII века.
Наступление маньчжурской конницы. Мантчжурская миниатюра конца XVII века.

Джунгарский тяжеловооружённый всадник
Джунгарский тяжеловооружённый всадник

В сражении в Олого́йской степи 20-ти тысячное халха-джунгарское войско сумело сокрушить китайскую армию, превосходившую его числом в пять раз, и прогнать её прочь за Великую Китайскую стену.

Маньчжурский стрелок из лука
Маньчжурский стрелок из лука

Позорное поражение вынудило Канси развернуть масштабные и радикальные военные реформы.

Зелёнознамённая армия перевооружается на фитильные ружья, глефы и сабли, Восьмизнамённая - на современные мушкеты "чи" и однозарядные пистолеты. Резко увеличивается количество пушек и аркебуз, из устаревшего военного совета создаётся, по сути, первый настоящий Генштаб китайской армии. Отныне восьмизнамённые и зеленознамённые воюют всегда вместе и в некоторых случаях одеваются абсолютно одинаково.

Восьмизнамённые мушкетёры
Восьмизнамённые мушкетёры

Маньчжурский лучник, северокитайский стрелок и южнокитайский солдат с глефой
Маньчжурский лучник, северокитайский стрелок и южнокитайский солдат с глефой

Конный стрелок (юйшаньбэ́) из Зелёного Знамени
Конный стрелок (юйшаньбэ́) из Зелёного Знамени

Восьмизнамённое войско делится на три старших и пять младших звеньев. Первые выполняли роль элитных диверсионно-штурмовых отрядов и артиллерийских полков, прочие - кавалерии, средневооружённой пехоты и конных лучников.

Маньчжурские элитные подразделения обороняются от наседающей халха-джунгарской орды
Маньчжурские элитные подразделения обороняются от наседающей халха-джунгарской орды

Штандарт трёх главных Знамён
Штандарт трёх главных Знамён

Вместо единой Зеленознамённой армии создавалось 18 провинциальных военных формирований, каждое из которых пополнялось сообразно численности населения провинции и количеству здоровых крестьян.

В результате всех проведённых реформ и работ уже через 6 лет цинская армия, состоявшая из 50 000 восьмизнамённых маньчжуров, 30 000 процинских монголов и 300 000 тысяч зелёных знаменосцев, начала оттеснять халха-джунгарскую армию обратно в степи, беря одну вражескую крепость за другой. Обескровленные халха-монголы более не могли сопротивляться ни огромной конной массе Цинов, ни их перевооружённому пешему войску, ни их летучим конным стрелкам. В 1699 году Галдан-Бошогту был разбит в своём последнем сражении недалеко от города Ула́н-Охту́ и погиб от китайской стрелы. Теперь Халха была покорена Цинами, а потерявшая много войск и сил Джунгария в 1705 году вынуждена была признать все территориальные приращения Поднебесной и заключить мир. В 1720 году Канси после многолетней хитроумной борьбы с джунгарскими ставленниками, Хошутским ханством и местными феодалами в Тибете сумел поставить во главе страны своего религиозного главу страны - Далай-Ламу, став в глазах всех ламаистов и буддистов Азии покровителем Ламы и Будды, и сделать её вассалом-данником, поставив в тибетской столице Лхасе и городе Гъянгдзэ́ крупные военные гарнизоны. Такая же ситуация произошла с Кореей и Мьянмой, где также были введены китайские войска.

Государства и племена, завоёванные или ставшие вассалами-данниками в эпоху Канси.
Государства и племена, завоёванные или ставшие вассалами-данниками в эпоху Канси.

Пожилой император Канси. Портрет сделан придворным маньчжурским художником в 1715 году.
Пожилой император Канси. Портрет сделан придворным маньчжурским художником в 1715 году.

Император Канси скончался в 1722 году на 68-м году жизни. Его правление длилось дольше, чем у какого-либо другого правителя Китая за всю историю страны - 61 год. Годы его царствования войдут в историю как "Век Канси". Собранная богдыханом из руин и пепла и приведённая в стройный вид Цинская империя, которая стала самым крупным государством Азии (после России), просуществует ещё почти 200 лет. Однако постепенно прежде гигантские темпы развития великой страны начнут падать, наступит стагнация, а потом и деградация армии, флота, власти, сословий, начнётся тотальная самоизоляция, невиданная доселе, и безумная борьба реакции с инакомыслием. Со временем Лучезарная эпоха Канси переродится в то, что в современной истории называется Великая Китайская депрессия.