Почти на 30 процентов не был выполнен годовой план по замене лифтов в многоквартирных домах Воронежской области. Вместо ранее обещанных 943 лифтов в МКД по 2023 году поменяли лишь 689. Такая цифра содержится в опубликованном аудиторском заключении по годовой отчетности Фонда капитального ремонта Воронежской области за 2023 г.
В документе сообщается, что в минувшем году в 188 МКД была произведена замена 689 лифтов. Это намного меньше многократных прошлогодних обещаний.
скриншот из аудиторского отчета работы Фонда капитального ремонта Воронежской области в 2023 г.
В частности, на сайте областного правительства со ссылкой на директора Фонда капитального ремонта Воронежской области Олега Теплякова говорилось о том, что в нашем регионе в 2023 году планируется заменить 943 лифта в 264 МКД.
скриншот сайта областного правительства, март 2023 г.
Такие же обещания – по замене 943 лифтов в 264 МКД – были даны Фондом капремонта на его страницах в социальных сетях.
скриншот из ТГ-канала Фонда капремонта Воронежской области, 1 квартал 2023 г.
Однако этим планам, которые были массово опубликованы и в коммерческих СМИ, не суждено было сбыться.
По прошествии полутора лет выясняется: «недобор» составил 254 лифта или почти 30 процентов от заявленных. И в данном случае говорить о «статистической погрешности» не приходится, уж слишком большая «нестыковка» между желаниями и реальностью.
Более того, интересен такой факт: в первом квартале 2023 года в ТГ-канале Фонда капремонта сообщалось, что предполагалась замена 959 лифтов в 273 МКД на сумму 3 млрд 452 млн рублей. Откуда Олег Тепляков взял эти цифры, не пояснялось.
скриншот из ТГ-канала Фонда капремонта Воронежской области
Однако в отчетности ФКР за 2023 год говорится, что по прошлому году по счету регионального оператора было начислено взносов на сумму 3 млрд 187 млн рублей, а оплачено по различным видам работ 3 млрд 151 млн. При этом в целом стоимость работ составила 3 млрд 815 млн рублей.
Получается, что Олег Тепляков планировал направить на замену лифтов 3,4 млрд рублей, а по 2023 году выяснилось, что стоимость всех видов работ по капремонту МКД оказалась более 3,8 млрд рублей. Как можно было «трубить» о таких планах, направить почти 95% собираемых взносов собственников жилья МКД и средств из бюджета области (около 450 млн рублей) только на один вид работ – замену лифтов?
Еще вызывает вопросы такой факт: в аудиторском заключении говорится, что общая стоимость всех работ составила 3 млрд 815 млн рублей, тогда как в начале того года заявлялось о планах освоить 6,6 млрд рублей в качестве запланированных работ.
Ошибка в расчетах регионального ФКР составила почти 40 процентов (!) от первоначального прогноза оператора? Как так можно ошибиться аж на 2,8 млрд рублей? Или это писалось только ради политического пиара накануне старта губернаторских выборов в сентябре 2023 года? Сегодня кто и как будет отвечать за эти сказки или потемкинские деревни? Это был сознательный обман населения или ошибка руководства ФКР?
скриншот из ТГ-канала Воронежской области, 1 квартал 2023 г.
В целом по прошлому году в результате всех видов работ по капремонту МКД жилищные условия улучшили 95,3 тысячи человек, хотя ранее говорилось о 114,7 тысяч человек, у которых улучшатся жилищные условия в следствии проведения капремонта их МКД.
Интересно, в областную статистику по улучшению жилищных условий какую цифру записали?
Очевидно, что речь идет о серьезных управленческих просчетах Олега Теплякова и его команды. Цена – десятки МКД, в которых не были (по ранее объявленным планам) установлены почти 254 лифта.
скриншот сайта Фонда капитального ремонта Воронежской области, Олег Тепляков (в центре) объясняет, как надо работать
При этом проблем в финансах у Фонда не было. Как и лично у директора ФКР. По последним официальным данным, в 2021 году его доходы составили 6 млн 674 млн рублей (или около 555 тысяч рублей в месяц). Как ранее писал «Блокнот», Олег Тепляков в том же году стал собственником дорогого престижного иностранного автомобиля Porsche CAYENNES HIBRID. Тогда на рынке такая новая машина могла стоить, по разным данным, около 14 млн рублей.
Информация о доходах директора ФКР за 2022 и 2023 годы фактически засекречена.
скриншот из публикации "Блокнот Воронеж", где высказывалось предположение, как за 2 года работы на посту директора ФКР можно приобрести автомобиль Porsche CAYENNES HIBRID. Таких дорогих машин, пожалуй, нет даже в правительственном автопарке.
Как бы там ни было, а сегодня можно поставить вопрос о неэффективном планировании работ, распоряжением сотнями миллионов рублей (в том числе, вероятно, и бюджетных) не только со стороны директора ФКР Олега Теплякова, но и его «контролеров». Министр ЖКХ Евгений Бажанв, кстати, не входит в состав Правления ФКР, а является только зампредседателя Попечительского совета ФКР. А возглавляет Правление ФКР Елена Ковешникова, первый зам министра Бажанова.
Еще одним «контролером» является Контрольно-счетная палата Воронежской области, которая должна следить за правильностью и эффективностью расходовании бюджетных денег, в том числе на капремонт в МКД.
Как ни как, а из облбюджета ФКР получает сотни миллионов рублей. Однако это ведомство из 51 сотрудника, КСП, на содержание которых тратится в год под 100 млн рублей (или в среднем 2 млн рублей в год на одного сотрудника !) не заявляло о планах проверки регионального ФКР.
Деятельностью организации особо не интересуются и так называемые «народные избранники», депутаты облдумы. Хотя в «конторе», на счетах которой крутятся миллиарды рублей, специалисты наверняка могут найти немало интересного, о чем руководство ФКР не рассказывает на своих страничках в соцсетях и в коммерческих пресс-релизах.
Но вот тема массовой замены лифтов, спустя полтора года активной эксплуатации, пока заморожена.
В пресс-службе Фонда капремонта Воронежской области так прокомментировали ситуацию "Блокноту":
"Первоначальной редакцией плана капитального ремонта многоквартирных домов в 2023 году была предусмотрена замена 943 лифтов в 264 многоквартирных домах. Однако в связи с беспрецедентным для Воронежской области объемом работ сроки их завершения в части многоэтажек вышли за пределы календарного года. То есть в части домов строительно-монтажные работы были начаты в 2023 году, но полностью завершены и приняты уже в 2024-м. Кроме того, часть многоквартирных домов была исключена из плана в связи с тем, что они перешли на специальные счета и, соответственно, региональный оператор был уже не вправе проводить там какие-либо работы. Таким образом, в аудиторском заключении отражено только то количество лифтов, замена которых была фактически завершена и заактирована в 2023 году. А именно 689 лифтов в 188 домах, – сообщили в Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области.
При этом в 2023 году несколько объективных факторов негативно повлияли на ход работ по замене лифтового оборудования и привели к нарушению подрядными организациями сроков завершения строительно-монтажных работ.
Во-первых, подрядные организации сталкивались со случаями ненадлежащего содержания управляющими компаниями общего имущества в многоквартирных домах. Из-за протекающих крыш (особенно на участках, расположенных над машинными отделениями) и залитых подвалов подрядные организации не могли своевременно приступить или продолжить монтажные работы по установке нового лифтового оборудования (в подвалах наличие воды препятствовало прокладке силовых кабелей, необходимых для функционирования лифтов). Начинать или продолжать работы по замене лифтов можно было только после устранения управляющими компаниями вышеуказанных повреждений общего имущества в многоквартирных домах.
Во-вторых, из-за большого объема работ по замене лифтов, проводимых в целом по стране и Воронежской области в частности производители оборудования допускали задержки поставок комплектующих и материалов, заказанных подрядными организациями. Это приводило к вынужденным приостановкам монтажных работ и потерям времени, связанным с ожиданием заказанного оборудования.
В-третьих, подрядные организации, выполняющие работы по замене лифтов, сталкивались со случаями поставок заводами-изготовителями материалов и комплектующих ненадлежащего качества. Поскольку лифты являются механизмами повышенной опасности, подрядные организации при выявлении дефектов возвращали комплектующие и материалы предприятиям-производителям, что также приводило к вынужденным приостановкам монтажных работ, связанным с ожиданием поставок новых партий материалов.
Несмотря на объективные причины нарушения сроков выполнения работ Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области провел претензионную работу со всеми подрядными организациями, допустившими задержку. В 2023 году подрядчикам были выставлены 25 претензий с начислением предусмотренных договорами неустоек."
Владимир Даньшин