Конец 50- годов ХХ для советского подводного флота был характерен дальними первыми дальними походами советских дизель-электрических подводных лодок. К этому времени как раз было развернуто серийное строительство новых больших торпедных подводных лодок проекта 611, которая и создавалась для действия на океанских коммуникациях, у отдаленных ВМБ и пунктов базирования сил противника, для решения задач дальней оперативной разведки и др. А если такие лодки есть в строю, значит необходимо проверить их возможности на практике. В дальний поход были отправлены две подводные лодки Северного флота - Б-75 (капитан 2 ранга Мальков М.К.) и Б-80 (капитан 2 ранга Рензаев Н.Ф.), и здесь предлагаем вспомнить особенности похода одной из этих подводных лодок - Б-75 (по воспоминаниям ее командира).
В сентября 1958 года командиры подводных лодок получили задачу на подготовку к выходу. Планом предполагалось, что лодки пройдут примерно одинаковым маршрутом, недалеко друг от друга (25-30 миль), но самостоятельно. Маршрут пролегал от Исландии мимо Азорских островов вдоль Канады, побережья США, через Саргассово море к берегам Бразилии, с пересечением экватора.
Инструктирующий командиров ДЭПЛ командующий Северным флотом адмирал А.Т.Чабаненко отметил: "...Идите, посмотрите, послушайте, пощупайте, оцените возможность плавания в тропиках наших кораблей, особенно подводных лодок - для на это очень важно - и благополучно возвращайтесь".
Выход лодок из базы (Екатерининская гавань г.Полярный) был приурочен к флотским учениям, в которых Б-75 и Б-80 также приняли участие. Выполнив задачи по плану учений лодки пополнили запасы топлива с танкера и после получения установленного сигнала от командующего флотом двинулись в океан, уже самостоятельными маршрутами.
Для экипажа Б-75 (впрочем как и для Б-80) сообщение о том, что лодка направляется на юг Атлантики оказалось неожиданным. Об этом командир, Михаил Кузмич Мальков объявил по трансляции после того, как лодка достигла начальной точки маршрута и погрузилась. По трансляции экипажу объявили результаты участия в учении, пояснили "куда и зачем идем", были поставлены задачи. В принципе и матросы, и старшины и офицеры знали, что будет поход на полную автономность, но то что подводная лодка "двинет " в Южное полушарие - знали только старпом, заместитель командира и штурман. Не обошлось без обязательного "мини-митинга и беседами с активом, которые провел замполит (как без этого) и поход начался.
Впереди лодку ждал первый противолодочный рубеж "вероятного противника": Исландия, Фарерские острова, владения НАТО. Развернутые здесь противолодочные силы (авиация, надводные корабли, радиолокационные станции) требовали максимальной внимательности и высокого профессионализма от советских подводников. Этот рубеж мог весьма сильно затруднить выход советских дизельных подводных лодок непосредственно в Атлантику! Требовалось проверить возможность его скрытного преодоления.
Командир Б-75, проанализировав обстановку с учетом всех факторов: сил ПЛО, погоды, гидрологии, освещенности, принял решение пройти самый опасный участок ночью, под водой, обеспечивая тем самым скрытность корабля. Казалось - простое решение если не помнить, что в подводном положении советские ДЭПЛ того времени обладали довольно скромными показателями (если сравнивать с современными АПЛ).
По воспоминаниям М.К. Малькова, при форсировании этого рубежа неоднократно прослушивались шумы кораблей, работа гидролокаторов, а под перископом - и работа радиолокации. Но всякий раз при обнаружении этих факторов лодка уклонялась маневром и глубиной погружения.
Не обошлось и без курьеза - в Норвежском от гидролокатора в надводном положении была обнаружена работа акустического прибора, которую приняли за гидролокатор корабля. Лодка погрузились, но по быстрому изменению пеленга стало ясно, что это не корабль, а какая-то живность. Когда вплыли, то у борта субмарины появилась «физиономия» касатки, которая в воздух испускала звуки вроде «ха-ха» или «хрю-хрю». Акустики получили комплимент от остряков: «Касатку от корабля не отличили!» Но главное - рубеж прошли успешно. Впереди была Атлантика
Следующей контрольной "точкой" маршрута стали Азорские острова. Они очень географически выгодно расположены и обеспечивают удобное базирование противолодочной авиации, кораблей, размещение радиолокационных станций и позволяют осуществлять контроль над движением кораблей, судов и самолетов в Северной Атлантике. Это был для советской подводной лодки второй барьер, но и его прошли вполне благополучно.
Атлантика в сентябре-октябре обычно характеризуется плохой погодой, особенно ее северная часть богата сильными штормами, иногда ураганами от западных и юго-западных ветров. И в этом походе Б-75 получила свои шторма. Помимо встречного течения Гольфстрим и штормовая погода была «против» нас. На лодке периодически получали прогнозы погоды, кстати оценили, что наиболее оправдываемые из них (достоверные) - это английские, )).
Практически весь период перехода по Атлантике был насыщен действиями по обеспечению скрытности и необходимостью постоянно пополнять запасы электроэнергии - подзаряжать аккумуляторы. Так, на пути вдоль Канадского побережья и побережья США приходилось делать по 20-23 погружения в сутки. Для того, чтобы подзарядить аккумуляторы, советские подводники были вынуждены рисковать, а иногда принимать очень дерзкие решения: всплывать, форсированно проводить подзарядку батарей до получения сигнала опасности от радиолокаторов или зрительного обнаружения кораблей, судов и самолетов, с последующим перерывом в зарядке, срочным погружением и уходом на наивыгоднейшую глубину.
Однообразие похода иногда скрашивали "попутчики". Еще у Азорских островов с лодки заметили трех дельфинов, сопровождавших Б-75. При всплытии они шли строем фронта и сопровождали советскую субмарину в любой обстановке: под водой, над водой, в шторм, ураган, в водорослях Саргассова моря, всюду, до тропической части океана. Иногда они мешали акустикам своими «переговорами», но всегда были у борта. Даже установился небольшой ритуал: когда командир выходил на мостик, вахтенный офицер докладывал и о них: «Наши дельфины справа по курсу», )). А вот в тропиках эти умные животные, видимо устав от жары, обошли вокруг советской подводной лодки, несколько раз показались, словно попрощались, и ушли в северном направлении.
На переходе от Азорских островов к берегам Канады, на глубине, 18 сентября Мальков отметил свое 35-летие, а затем при всплытии на сеанс связи лодка попала в ураган. В качестве "подарка от океана" были предложены волны длиной около 200 метров и высотой 12-14 метров. Это предполагалось еще под водой, когда корабль начало раскачивать на глубине 100-120 метров, значит курс – лагом к волне. А ведь волны при урагане в открытом океане могли создать опасность кораблю при всплытии, а затем могли стать серьезной проблемой при погружении.
Как пишет М.К.Мальков: "...При всплытии в позиционном положении не могло идти и речи, так как, имея минимальную поперечную остойчивость, подводная лодка могла получить аварийный крен, что было чревато выливанием электролита и пожаром. Приходилось всплывать аварийным продуванием главного балласта. А при погружении в разрез волны корабль, сходя с нее, мог зарыться в следующую волну (его длина была равна половине длины волны), что создавало опасность получить аварийный дифферент по причине неполного вентилирования цистерн главного балласта при их заполнении. Погружались под углом к волне. После тщательного наблюдения, временных замеров движения волн, заполнения цистерн я пришел к решению погружаться лагом к волне: на гребне волны, идя полным ходом под электромоторами, в готовности к погружению командовал срочное погружение. Сначала лодка кренилась против хода волны, а затем накрывалась следующей волной, оказываясь на глубине 30-40 метров. Научились этому на практике".
Океан свирепствовал достаточно долго, так что невозможно было что-либо наблюдать. Потоки ливня и волны, когда лодка идет в надводном положении, раскаты грома и ослепительные молнии – все это создавало картину «кромешного ада», а нахождение людей на мостике практически исключалось. Б-75 могла двигаться над водой под РДП (работа дизеля под водой) или с прикрытым люком, с креплением людей на мостике ремнями. Но это испытание подтвердило мореходность подводной лодки в условиях урагана.
Мальков: "На штормовое предупреждение по радио и ураган мне оставалось лишь подумать: «Мы это уже проходили», а некоторые шутники считали, что так океан отмечает день рождения командира и дает заключительный концерт. Некоторые молодые матросы набили себе шишки, побилась часть посуды, но все были в отличном настроении".
На подходах к американскому побережью еще одно испытание. Подходя к Ньюфаундленду над водой, раздался сигнал опасности от радиолокатора. Командир дал команду: «Срочное погружение, включить эхолот(!)», но штурман В.Коробкин докладывает: «Нас засекут по работе эхолота, глубины здесь около 1000 метров!». Казалось правильное предложение, но вскоре лодка оказывается на глубине - около 60 метров! Командир приказал продуть балласт аварийным продуванием, лодка всплыла.
Мальков: "...С трудом удерживаю корабль под водой. В чем дело? А в том, что над водой мне штормовые волны «не понравились»: нарушался их характер, период, длина, а это признак изменения глубины моря. Поэтому и дал я команду на замер глубины. Это была «сахарная голова», не отмеченная на наших картах. (Когда удержал лодку на глубине, под килем было 42 метра)"
Сначала подводники стали «грешить» было на точность места и банки, но место оказалось надежное и верное, а Ньюфаундленская банка находилась в 25-30 милях от места подводной лодки. Данные этой «сахарной головы» (банка, формой похожая на кусок сахара) были сообщены донесением в Гидрографию. Лодке и экипажу реально повезло - избежали аварию, если не катастрофу, так как, если бы погружался вахтенный офицер, он бы задал глубину погружения не менее 100 метров и без включения эхолота.
Для справки: Как то пару лет назад, по официальной версии, одна из атомных подводных лодок США вблизи берегов Китая налетела на такую"сахарную голову". Лодку спасли, но не исключено, что потом списали.
Бывали и другие "сюрпризы". В безлунную ночь звезды крупные висят над лодкой, хорошо заметны серебряные буруны от корабля, сильное свечение океана. И внезапно доклад сигнальщика: «След торпеды справа 30 на нас!». Команда на руль: "Все вниз!!", последний взгляд на след... А "он" отвернул - оказалось очередное морское животное. Значит - отставить погружение, и острые комментарии в адрес вахтенных, вроде: «Тоже мне, сигнальщик! Не мог отличить торпеду от кита" и т.д. И таких ложных тревог была не одна, что не удивительно - Б-75 даже от альбатросов "пыталась" уйти под воду. Бывали и другие случаи.
Мальков: "Сумерки. Доклад сигнальщика: «Самолет справа 20 угол места 30». Вахтенный офицер дает команду: "Всем вниз". Смотрю и я на самолет: летит, мерцает одним белым огнем, локатором не работает. "Да ведь это наш искусственный спутник (третий ИСЗ)! Объявляю об этом по трансляции. Наблюдаем 7 минут. Всех охватывает радость за нашу космонавтику, за нашу страну. Назавтра снова наблюдаем, только - западнее. А ведь между тем до полета Юрия Гагарина оставалось около двух с половиной лет.
Для справки: между тем в этот полет Ю.А.Гагарина и вообще освоение космоса внесли свой вклад и советские подводники, причем с дизель-электрических подводных лодок. См. статьи на канале.
В ходе похода командир не забывал и о боевой подготовке, между прочим на лодку был загружен полный боекомплект - 22 торпеды. Как то в океане лодка встретила огромный пассажирский лайнер. Командир объявил боевую тревогу: "Учебная торпедная атака. Торпедные аппараты фактически не готовить". Лодка вышла в атаку по всем правилам, четко отработали расчеты на боевых постах, с дистанции 14-15 кбт имитировали пуск торпед. А затем не удержавшись, командир, старпому и зам. командира понаблюдали за роскошной жизнью на танкере: "Ой-ой-ой! Ребята, вот это курорт!" В дальнейшем были еще атаки, как оказалось, по нашему транспорту и по китайскому.
Переход через Саргассово море запомнился маленькой птичкой, меньше воробья, явно не водоплавающая, а «сухопутная». Она села на антенну отдохнуть. Сразу у вахты возникла "задача": как ее подкормить, чтоб не вспугнуть. И ухитрились таки: дали «откушать» манной крупы. Посидела птичка еще часок и улетела в сторону Кубы. Другую такую же пичужку, советские подводники наблюдали на обратном маршруте посреди Атлантики и в очередной раз удивились таким «рекордам». Кстати, часто наблюдались и другие «птички» - альбатросы с размахом крыльев 3-4 метра.
Второй особенностью Саргассова моря стали водоросли! Как то перед всплытием штурман доложил: «Лаг не показывает скорость», и тут же командира удивил акустик: «Шумы по всему горизонту». В чем дело? Сети? Но здесь не может быть рыбаков, глубины около 7000 метров. Лодка всплыла под перископ, все чисто, ничего не видно. Продули среднюю группу цистерн главного балласта, вышли на мостик, и тут -«О, ужас!». Кто читал роман А.Беляева "Остров погибших кораблей" поймет, )) Весь корпус подводной лодки в морской траве. Не лодка, а сплошная длинная куча водорослей. И только летающие рыбки выпрыгивают из нее и летят.
Запустили дизель и Б-75 постаралась уйти из от этого места, причем лодка ползла словно по болоту, и так продолжается часа 3-4. А если бы надо было срочно погрузиться? Если забьет клапана вентиляции и забортные отверстия в этом болоте - что тогда? Наконец подводная лодка вышла без помех из этого "гиблого места", но затем экипаж долго очищал корпус от морских водорослей, а заодно «рыбачили» в надстройке, вылавливая рыбу. Поход продолжался и пока еще на юг. ...
Хм, не сомневаюсь в правдивости воспоминаний М.К.Малькова, но как то ученые много писали, что водоросли Саргассова моря не могут препятствовать движению кораблей ( и то верно, книга А.Беляева - фантастика) и тут такое! Может кто из читателей добавит что-либо из своего опыта? Буду признателен....
И главное - окончание следует (по его готовности здесь будет ссылка).