Западный мир долгое время воспринимал свою цивилизацию как наследие Рима и Греции. Однако греческие философы указывали на более древние источники вдохновения. Возвращаясь из путешествий, европейцы описывали величественные пирамиды Египта и храмовые комплексы, частично погребенные под песком и охраняемые каменными сфинксами.
В 1799 году Наполеон отправился в Египет с учеными для исследования древних памятников. Один из офицеров в окрестностях Росетты обнаружил каменную стелу с надписью 196 года до нашей эры на древнеегипетском пиктографическом письме и двумя другими неизвестными шрифтами. Расшифровка этих надписей и последующие археологические раскопки открыли для европейцев египетскую цивилизацию, существовавшую задолго до греческой.
Египетские надписи восходят к 3100 году до нашей эры, что предшествует эллинской цивилизации на два тысячелетия. Древняя Греция, расцвет которой пришелся на IV-V века до нашей эры, была наследницей, а не основательницей цивилизации. Тем не менее, это не означает, что корни человеческой цивилизации следует искать только в Египте.
Изучение доэллинских цивилизаций Эгейского моря, таких как минойская и микенская, показало, что их культурные основы берут начало на Ближнем Востоке, а не в Египте. Именно Сирия и Анатолия стали основными источниками знаний для греков. Ученые отметили совпадение по времени вторжений дорийцев в Грецию и израильтян в Ханаан после Исхода из Египта, а также сходство семитской и эллинской культур.
Профессор Сайрус X. Гордон, исследуя минойский шрифт «линейного А», установил его связь с семитскими языками и подчеркнул сходство форм древнееврейской и минойской культуры. Название острова Крит, произносимое как «Кере-та» в минойскую эпоху, связано с древнееврейским словом «Ке-ре-эт» (обнесённый стеной город).
Греческий алфавит, ставший основой латинского и современных алфавитов, пришел с Ближнего Востока. Древнегреческие историки упоминали, что письменность принес финикиец Кадм, заимствовав буквы из древнееврейского алфавита. Количество букв было увеличено до двадцати шести поэтом Симонидом Кеосским в V веке до нашей эры.
Сравнение названий, написания и численного значения букв показывает, что греческий и латинский алфавиты, лежащие в основе западной культуры, были заимствованы с Ближнего Востока.
Ученые осознавали контакты Греции с Ближним Востоком, кульминацией которых стала победа Александра Великого над персами в 331 году до н.э. Греческие источники содержат сведения о Персии и подчиненных ей землях, соответствующих современному Ирану. По именам персидских царей — Кира, Дария, Ксеркса — и божеств, относящихся к индоевропейской группе языков, ученые определили, что персы являются одним из племен «ариев», которые пришли из окрестностей Каспийского моря в конце первого тысячелетия до н.э. и расселились от Малой Азии на западе до Индии на востоке, включая южные области, упоминаемые в Библии как «земли мидийцев и парсов».
Тем не менее, ситуация более сложна. Несмотря на предполагаемое иноземное происхождение, в Ветхом Завете персы играют активную роль в событиях. Царь Кир в Библии называется «помазанником Яхве», что свидетельствует о необычных отношениях между еврейским богом и неевреем. По Книге Ездры, Кир знал о своей миссии восстановить храм в Иерусалиме и утверждал, что действует по поручению Господа, которого он называл «Бог Небесный». Кир и другие цари этой династии именовали себя Ахеменидами в честь титула, принятого основателем династии Хашам-Анишем. Этот титул, означающий «мудрец», имеет семитское происхождение. В целом, параллели между иудейским богом Яхве и персидским божеством эпохи Ахеменидов, знакомым под титулом Мудрый Владыка и изображаемым на царской печати Дария, остаются недостаточно исследованными.
В центре столицы ассирийского царя находился величественный дворец, украшенный барельефами протяженностью в милю. Над городом возвышалась ступенчатая пирамида, или зиккурат, исполнявшая роль «лестницы в небо» для богов.
Культурные, религиозные и исторические корни персидской империи восходят к более ранним царствам, таким как Вавилон и Ассирия, которые упоминаются в Ветхом Завете. Изначально значки на памятниках и печатях эпохи Ахеменидов воспринимались как декоративные узоры. Энгельберт Кампфер, посетивший Персеполис в 1686 году, описывал их как клиновидные углубления, что привело к названию шрифта — клинопись.
При первых попытках расшифровки древнеперсидских надписей стало известно, что они использовали тот же шрифт, который встречался на артефактах и глиняных табличках Месопотамии, расположенной между реками Тигр и Евфрат. В 1843 году Поль Эмиль Ботта начал крупномасштабные раскопки в Хорсарбаде, близ современного Мосула.
Ботта выяснил, что в древности это место называлось Дур Шаррукин. Надписи на глиняных табличках были написаны на семитском языке, близком к древнееврейскому, а название города переводилось как «обнесенный стеной город справедливого царя», которым был Саргон II.
Планировка городов и статуи красноречиво свидетельствуют о высоком уровне жизни общества. Дворцы, храмы, дома, конюшни, склады, стены, ворота, колонны, скульптуры и сады были возведены всего за пять лет. Жорж Контено в своем произведении "La Vie Quotidienne a Babylone et en Assyrie" подчеркивает величие империи, способной осуществить такой грандиозный проект в столь сжатые сроки.
Английские археологи, вдохновленные французскими коллегами, начали серию раскопок под руководством сэра Остина Генри Лэйарда в местах, известных как Куюнджик, находящихся в десяти милях от Хорсабада. Здесь ими была обнаружена ассирийская столица Ниневия. Библейские события начали обретать историческую объемность: Ниневия служила центром Ассирии во времена Сеннакериба, Эсархаддона и Ашурбанипала. Ветхий Завет упоминает Сеннахирима, царя Ассирийского, и его возвращение в Ниневию после поражения.
Курганы Ниневии, возведенные Сеннакерибом и Ашурбанипалом, прятали под своими слоями великолепные дворцы и произведения искусства, превосходящие все найденные ранее в столице Саргона. Однако раскопки палат Эсархаддона были осложнены существованием мечети, возведенной на месте предполагаемой могилы пророка Ионы.
Лэйард также знал из древнегреческих источников о руинах Нимруда, военного центра Ассирии, где Салманасар II установил обелиск с записями своих завоеваний. Этот обелиск ныне хранится в Британском музее, и в древних текстах упоминается "Ииуй, сын Омры, царь Израиля", что подтверждает библейские нарративы.
Ассириологи обратились к десятой главе Книги Бытия, где говорится о Нимроде — основателе царств Месопотамии. Исследование курганов привело к открытию Ашура, первой столицы Ассирии. Город Ресен, служивший, как предполагают, царскими конюшнями, остается не найденным.
В то же время проводились раскопки Вавилона, проливающего свет на историю соперничества двух великих держав. На протяжении полутора тысяч лет Ассирия и Вавилон, полные дворцов и храмов, испытывали циклы расцвета и упадка. Вавилон был разрушен вавилонянами в 614 и 612 годах до нашей эры, а в 539 году до нашей эры пал под ударами персидского царя Кира.
Несмотря на соперничество, различия между двумя культурами были минимальны. Верховным богом ассирийцев был Ашур, в то время как у вавилонян — Мардук. Музеи мира выставляют артефакты, найденные в курганах Ассирии и Вавилона, однако наиболее ценными остаются письменные источники: тысячи клинописных табличек, содержащих мифы, поэмы и религиозные тексты.
Аккадский язык, создававший связь между культурами Ассирии и Вавилона, оставил значимый отпечаток в истории. Ученые определили, что клинопись и аккадский язык были не новыми изобретениями, а репликами более древних форм письма.
Расследования показывают, что Аккад, основанный царем шарру-кином, существовал в третьем тысячелетии до нашей эры. Это открытие позволяет уточнить хронологию между ассирийским Саргоном и Саргоном Аккада, предоставляя новые возможности для понимания цивилизации Месопотамии, предшествующей Вавилону и Ассирии.
Существуют предположения, что аккадский Саргон и библейский Нимрод могут обозначать одно и то же историческое лицо. Записи о Нимроде подтверждают наличие древнего царства, и археологические находки служат доказательством исторической достоверности библейских данных, раскрывая при этом города и цивилизации, существовавшие задолго до третьего тысячелетия до нашей эры. Вопрос о времени появления первого цивилизованного царства остается открытым для обсуждения.
конец второй части, продолжение в следующей статье...