В первый раз в лагерь я поехала после 1 класса. Привезла оттуда вшей и массу впечатлений. Мама долго расчëсывала мне волосы, мазала какой-то сильно пахнущей гадостью. В то время не было специальных средств борьбы с этими насекомыми. При этом говорила, что в лагерь она меня больше не пустит. Мало ли что она говорила, ведь мама работала! И летний лагерь был в первую очередь палочкой-выручалочкой для родителей.
Да и стоит отдать должное – для своего времени пионерлагеря были передовыми, и многие хранят о них добрые воспоминания, в том числе и я.
Мой сын с удовольствием ездил в пионерлагерь, а вот дочка терпеть не могла казарменную атмосферу. Что касается меня - обожала всё: утренние побудки под горн, туалеты и умывальники на улице, хождение строем, множество детей в одной комнате и т. д. и т. п. Я пела, танцевала, читала стихи, участвовала в соревнованиях, была командиром отряда. Помню однажды перед тихим часом расшалилась, залезла на тумбочку и стала распевать что-то, да ещё и на "иностранном языке", представляя себя певицей. Девчонки смеялись, а потом вдруг замолчали. Я оглянулась, в дверях стояла злая воспитательница (у нас их было две-злая и добрая). Все быстро разбежались по своим кроватям. Я думала - всё забудется. Не тут-то было. В конце смены, когда раздавали фотографии, оказалось, что нескольких не хватает. В то время фотографии в лагере делали бесплатно. Догадайтесь, кто не получил фото?
Следует учитывать, что время было другое, и люди были другими. Поэтому большинству ребят даже в таких лагерях нравилось, а родителям нравилось то, что детей можно было отправить из дома, и при этом они были под присмотром.
Я готова была ездить три раза за лето, каждую смену, но так повезло мне только один раз. Путëвки в лагерь распределялись у мамы на работе, и уж не знаю, как она смогла порадовать меня тремя путëвками.
Помню - на самой большой площади нашего города появлялись колонны автобусов. Родители с чемоданами и детьми стекались к этим сборным пунктам. Вокруг шум, суета. Потом всех размещали по автобусам, каждый отряд — в свой автобус. И вот колонна трогалась в путь, сопровождаемая машинами ГАИ в голове и хвосте.
В автобусах шум, гам и предвкушение чего-то нового, загадочного и таинственного, что ожидало их этим летом.
Наконец, приехали. Наш лагерь располагался на берегу водохранилища. Рядом был хвойный лес.
В каждый корпус заселялся один отряд. Малыши жили в деревянных корпусах с палатами на 10-12 человек, удобствами на улице и железными, скрипучими кроватями с металлической сеткой на пружинах, на которых дети устраивали что - то наподобие батута, пока вожатые не видят.
Старшие - в деревянных домиках, состоящих из одной комнаты, рассчитанных примерно на 6 человек, а на самом деле в них поселялось гораздо больше, так, что было трудно пройти. Позже лагерь перестроили, корпуса стали кирпичные, отапливаемые. А домики вообще снесли.
Заправив кровати и наполнив тумбочки пастами, щётками и мылом, мы сдавали чемоданы с одеждой, бельём и запасом сладостей в общую кладовку. Доступ к ней был ограничен.
Самое неприятное это, конечно, был "тихий час". Что делать в это время? Спать, лежать или читать. Я выбирала третье. Но не всегда мне везло. Если вожатый или вожатая были молодыми, они разрешали тихо лежать и читать. Но обычно воспитателями были школьные учителя, которые считали (и обоснованно), что читать лëжа вредно, и я, конечно, всё это время тихо страдала.
Распорядок дня был примерно такой:
- подъем в 7:30;
- зарядка 7:35 – 7:50;
- уборка постелей, туалет 7:50 – 8:10;
- построение, линейка 8:10 – 8:20;
- завтрак 8:20 – 9:00;
- участие в отрядных делах 9:00 – 11:00;
- участие в общелагерных делах11:00 – 12:30;
- свободное время 12:30 – 13:00;
- обед 13:00 – 14:00;
- послеобеденный отдых 14:00 – 15:30;
- уборка постелей, туалет 15:30 – 16:00;
- полдник 16:00 – 16:30;
- участие в общелагерных делах16:30 – 19:00;
- ужин 19:00 – 20:00
- отрядные мероприятия 20:00 – 21:30;
- линейка с подведением итогов дня 21:30 – 21:45;
- приготовление ко сну 21:45 – 22:00;
- сон 22:00
Помимо обычного распорядка дня были и торжественные линейки в праздники, и дни спортивных и творческих соревнований между отрядами. Болели мы за свой отряд отчаянно до хрипоты! И конечно, дискотеки, которые тогда назывались просто - танцы!
В первой половине дня нас выводили в лес или на море, так мы называли водохранилище, на берегу которого стоял наш лагерь. Купаться, если это можно назвать купанием, удавалось только в жаркую и солнечную погоду. По команде все срывались с места и на огороженном пятачке, по пояс в воде, прыгали, брызгались. Потом загорали на песочке. В старшем отряде иногда мы бегали в самоволку в соседнюю деревню (дыр в заборе хватало) за конфетами и лимонадом, но, опасаясь гарантированного наказания, совершали вылазки нечасто.
Насколько помню свои пионерские времена, ребятня летом болела редко. В лагерь я брала только кофту и спортивные штаны из тëплых вещей. Никаких курток ни у кого не было.
Кормили в лагере, где я была, хорошо, вкусно, но нам, растущим организмам было маловато, и иногда мы подбирались к пищеблоку и выпрашивали хлебушка.Уже к середине смены хотелось чего-нибудь вкусного для души. И наступал Родительский День! Лагерь наполнялся родителями, суетой и сумками с едой и вещами. Как правило, «накрывали поляны» и под расспросы и рассказы, закармливали деточек домашними вкусностями.
Ночью, перед отъездом, в пионерлагере царила тихая суета. Традиция требовала зубной пастой намазать спящих в соседней комнате. Иногда самые инициативные из двух палат встречались в коридоре, и тогда уж просыпались все - крик, шум, гам. Утром шли умываться раскрашенные как индейцы. Традиция!
В столовой дружно и от души скандировали «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно было нам! "
А дальше чемоданы...Слëзы у девчонок... Записочки с адресами, объятия и тихая грусть прощания с друзьями...
А дома через день или два снова хотелось вернуться в лагерь.