Музейный мир неоднороден. Только в России несколько тысяч музеев – от небольших до крупнейших, являющихся предметом национальной гордости. И в каждый из этих музеев с определенной периодичностью приходят люди. Кто они? Как их называют сами музейщики?
Отраслевая статистика немилосердно именует таковых посетителями и экскурсантами. Посетитель знакомится с музейной экспозицией самостоятельно. Экскурсант – в содружестве с экскурсоводом. Это юридическая позиция, не встречающая возражений.
В музей, ориентированный на получение дохода, приходят клиенты. Задача музея – обеспечить условия, при которых клиент максимально насытит себя эмоциями, а музейную кассу - банкнотами (можно и безналичным способом). Однако такое наименование не отражает нашего желания поделиться феноменами и чудесами Смоленской крепости.
Во время музейного бума и роста туризма у некоторых крупных музеев укоренилось восприятие музейного посетителя как туриста. Острота сезонных волн (кстати, сгладившаяся в последние годы) заставляла готовиться к туристическому сезону не менее тщательно, чем это делал когда-то крепостной гарнизон. «Турист пошел», – говорили утомленные сотрудники музеев, объясняя близким, почему у них язык на плече. Пафос, свойственный более для рыбаков или охотников в горячий сезон, менял и сами музеи. Турист – это невзыскательный гость, который желает «поставить галочку» в посещении музея и не вдумывается в смыслы. Это не про содержание, а про форму. Государственному музею «Смоленская крепость» такой вариант не подходит.
Существует еще одно название – покупатели. Те, что покупают, те, кому продают. Несмотря на очевидную честность именования, мы не можем так назвать участников музейного диалога. В нашей работе главное – не продажа услуг, а наполнение сознания исторически обоснованной и эмоциональной информацией. Более половины наших гостей посещают музей бесплатно. Нам, безусловно, приятно, что методы работы Государственного музея «Смоленская крепость» дают результат (количественные показатели нашей деятельности растут в геометрической прогрессии), но самоцелью это не является.
Однако: отвергая – предлагай. Для исследователя Смоленская крепость – сложный конгломерат противоречивых вопросов. Наши соработники благодаря визиту на музейную экспозицию или мероприятие обретают ответы на собственные вопросы о наследии крепости. Следовательно, постигают феноменальность крепости вместе с музейной командой. Как назвать фактически коллегу, преследующего те же цели, что и любой работник музея? Какое имя дать человеку, которого мы ждем и к приходу которого готовимся? В русской культуре такого человека называют гостем. Именно гостя мы встречаем со всей душой, именно с гостем мы делимся лучшими эмоциями и новостями. И в таком имянаречении людей, для которых работает музей, заключена особая логика, отражающая миссию Государственного музея «Смоленская крепость». Наша команда приняла важное стратегическое решение: в наш музей приходят гости.
До встречи в музее!