Слышали от продавцов-консультантов или кассиров с виду безобидную фразу: «У нас оплата через QR-код»? Я впервые в Фикс Прайсе с таким столкнулся, девушка на кассе попросила не картой оплатить покупку, а таким способом. Затем в магазине обуви то же самое кассир предложила сделать, с улыбкой произнеся: «Оплатите, пожалуйста, по QR-коду, у нас терминал плохо работает». Вроде бы ничего подозрительного в просьбе не было, но насторожился. А когда всю информацию изучил, решил – я лучше картой расплачиваться стану, мне так выгоднее.
Как происходит оплата по QR-коду
Выглядит процедура так:
- вы достаете на кассе свой телефон, сканируете куар-код;
- подтверждаете в приложении своего банка запрос;
- деньги со счета переводятся на указанную сумму.
Из удобств: не нужно таскать в сумке кошелек, брать с собой банковскую карту, нужен лишь телефон с выходом в интернет. Процедура быстрая, безопасная. Но и недостатки у способа имеются, о них чуть позже расскажу.
Какая выгода магазинам от такого перевода
Оплата по СБП и куаркодам выгодна супермаркетам, торговым точкам из-за более низкой комиссии – от 0,4 до 0,7 % от суммы. При использовании карты комиссия выше – около 2-3%.
Получается, владельцы магазинов экономят свои деньги и платят за услуги банка меньше. Конечно, им это выгодно. При большом обороте владельцы кафе, ресторанов, торговых точек не тратят «лишние» сотни тысяч рублей в месяц, это вам не шутки.
Вот только покупателям от такого варианта выгоды нет – кэшбэк не начисляется, именно из-за низкой комиссии. Банку поступает меньшая сумма, и возвращать её часть невыгодно.
Судите сами, обычно минимальный кэшбэк составляет 1%, бывает 3-5%. Если банк получает 0,7% от супермаркета, вернуть 1% - это уже уйти в минус.
А ради чего тогда я должен от «плюшек» отказываться, если ничего за это не получу взамен? Скидку мне магазин вряд ли сделает, проще по старинке картой всё оплатить. Привычнее – так точно.
Мне вообще в Фикс Прайсе в последний раз женщина –кассир призналась на вопрос: «А что я получу, если так оплату?»:
- Вы – ничего, зато мне премию в конце месяца выдадут.
Нормально? Мне так неинтересно, телефон доставать, что-то чикать, в приложение заходить. Люди в очереди ждать будут. Еще и кэшбэк не начислят, пусть и составит всего 12 рублей. А продавцов начальство заставляет предлагать такой вариант расчета, мотивируя премией. И говорить, что терминал плохо работает или сломался, чтобы не было выбора и возможности отказаться.
Какая выгода покупателю
Не буду писать, что никакого плюса от оплаты по куар коду нет. Есть иногда. Если:
- вы оставили дома карту и кошелек, на телефоне нет приложения Mir Pay;
- хотите оплатить покупку с телефона, но у вас нет NFC или модель Iphone, на который приложение Mir Pay не установить;
- ваша карта в данный момент заблокирована, но есть банковский счет;
- в магазине есть скидка за использование СБП (к примеру, такую скидку дают Озон и Вайлдберриз).
Но помните — кэшбека не начислят. Если сумма маленькая – то и ладно, не жалко. А если за 18 тысяч шкаф покупаете или за 60 тысяч – холодильник? Не стоит поддаваться на уговоры продавцов, и соглашаться сделать так, как просят. Своя рубашка ближе к телу, как говорится. Денежки любят счет.
О чем еще нужно помнить
Чуть не забыл указать, что помимо отсутствия бонусов и задержки на кассе (не у всех с первого раза получается завершить операцию правильно, особенно у пожилых людей), есть еще один подводный камень, чуть ли не айсберг. Это касается владельцев кредитных карт.
Если вы такой карточкой совершаете оплату покупок в магазине, система считывает её как перевод. А значит, вам, скорее всего, начислят немаленькую комиссию. Своими руками себя подставите, потеряв деньги там, где не ожидали. Она вам надо? Мне – точно нет.
Так что, друзья, удобно вам картой платить? Так и продолжайте делать. Не должно быть нерабочих терминалов на кассе, это обман. Но если всё устраивает – пользуйтесь способом.
Расплачивались уже так или нет?