Найти тему
Гид по экономии

«Оплатите, пожалуйста, по QR-коду, у нас терминал плохо работает»: объясняю, в чем тут подвох для покупателей

Оглавление

Слышали от продавцов-консультантов или кассиров с виду безобидную фразу: «У нас оплата через QR-код»? Я впервые в Фикс Прайсе с таким столкнулся, девушка на кассе попросила не картой оплатить покупку, а таким способом. Затем в магазине обуви то же самое кассир предложила сделать, с улыбкой произнеся: «Оплатите, пожалуйста, по QR-коду, у нас терминал плохо работает». Вроде бы ничего подозрительного в просьбе не было, но насторожился. А когда всю информацию изучил, решил – я лучше картой расплачиваться стану, мне так выгоднее.

Объясню, в чем тут подвох для покупателей, почему не всем подойдет способ оплаты через Систему быстрых платежей.
Объясню, в чем тут подвох для покупателей, почему не всем подойдет способ оплаты через Систему быстрых платежей.

Как происходит оплата по QR-коду

Выглядит процедура так:

  • вы достаете на кассе свой телефон, сканируете куар-код;
  • подтверждаете в приложении своего банка запрос;
  • деньги со счета переводятся на указанную сумму.
Из удобств: не нужно таскать в сумке кошелек, брать с собой банковскую карту, нужен лишь телефон с выходом в интернет. Процедура быстрая, безопасная. Но и недостатки у способа имеются, о них чуть позже расскажу.

Какая выгода магазинам от такого перевода

Оплата по СБП и куаркодам выгодна супермаркетам, торговым точкам из-за более низкой комиссии – от 0,4 до 0,7 % от суммы. При использовании карты комиссия выше – около 2-3%.

Получается, владельцы магазинов экономят свои деньги и платят за услуги банка меньше. Конечно, им это выгодно. При большом обороте владельцы кафе, ресторанов, торговых точек не тратят «лишние» сотни тысяч рублей в месяц, это вам не шутки.

Вот только покупателям от такого варианта выгоды нет – кэшбэк не начисляется, именно из-за низкой комиссии. Банку поступает меньшая сумма, и возвращать её часть невыгодно.

Судите сами, обычно минимальный кэшбэк составляет 1%, бывает 3-5%. Если банк получает 0,7% от супермаркета, вернуть 1% - это уже уйти в минус.

Выгоду от этого способа оплаты получает только магазин.
Выгоду от этого способа оплаты получает только магазин.

А ради чего тогда я должен от «плюшек» отказываться, если ничего за это не получу взамен? Скидку мне магазин вряд ли сделает, проще по старинке картой всё оплатить. Привычнее – так точно.

Мне вообще в Фикс Прайсе в последний раз женщина –кассир призналась на вопрос: «А что я получу, если так оплату?»:

- Вы – ничего, зато мне премию в конце месяца выдадут.

Нормально? Мне так неинтересно, телефон доставать, что-то чикать, в приложение заходить. Люди в очереди ждать будут. Еще и кэшбэк не начислят, пусть и составит всего 12 рублей. А продавцов начальство заставляет предлагать такой вариант расчета, мотивируя премией. И говорить, что терминал плохо работает или сломался, чтобы не было выбора и возможности отказаться.

Какая выгода покупателю

Не буду писать, что никакого плюса от оплаты по куар коду нет. Есть иногда. Если:

  • вы оставили дома карту и кошелек, на телефоне нет приложения Mir Pay;
  • хотите оплатить покупку с телефона, но у вас нет NFC или модель Iphone, на который приложение Mir Pay не установить;
  • ваша карта в данный момент заблокирована, но есть банковский счет;
  • в магазине есть скидка за использование СБП (к примеру, такую скидку дают Озон и Вайлдберриз).

Но помните — кэшбека не начислят. Если сумма маленькая – то и ладно, не жалко. А если за 18 тысяч шкаф покупаете или за 60 тысяч – холодильник? Не стоит поддаваться на уговоры продавцов, и соглашаться сделать так, как просят. Своя рубашка ближе к телу, как говорится. Денежки любят счет.

О чем еще нужно помнить

Чуть не забыл указать, что помимо отсутствия бонусов и задержки на кассе (не у всех с первого раза получается завершить операцию правильно, особенно у пожилых людей), есть еще один подводный камень, чуть ли не айсберг. Это касается владельцев кредитных карт.

Кредиткой рекомендую расплачиваться только через терминал, чтобы избежать ненужных комиссий.
Кредиткой рекомендую расплачиваться только через терминал, чтобы избежать ненужных комиссий.

Если вы такой карточкой совершаете оплату покупок в магазине, система считывает её как перевод. А значит, вам, скорее всего, начислят немаленькую комиссию. Своими руками себя подставите, потеряв деньги там, где не ожидали. Она вам надо? Мне – точно нет.

Так что, друзья, удобно вам картой платить? Так и продолжайте делать. Не должно быть нерабочих терминалов на кассе, это обман. Но если всё устраивает – пользуйтесь способом.

Расплачивались уже так или нет?