Найти в Дзене
Гид по экономии

Разбили в магазине дорогие духи или другую парфюмерию – объясняю, как законно отказаться платить

Оглавление

«Вы товар разбили — вы и платите!» - слышали хоть раз такую фразу в магазине в свой адрес? Мне довелось. Когда случайно дорогие духи разбил в парфюмерном отделе. Вот не хотел заходить, как чувствовал, но жена настояла – надо было племяннице подарок купить. Она какой-то одной туалетной водой пользуется, известной марки, по договоренности обещали подарить на день рождения.

Пока жена с консультантом общалась, я просто стоял у стенда, думая о своем. Поэтому не заметил, как чей-то ребенок, поскользнувшись на мокром полу, летит мне под ноги. Взмахнул рукой, чтобы не упасть – и услышал звон. Со стенда упали духи в виде чёрной туфли, сам флакон не разбился, раскололась лишь крышка. Но вы бы слышали, как запричитала продавец, упоминая какую-то Каролину. Тут же появился охранник, застыв в дверях, зато мама с ребенком испарились как по взмаху волшебной палочки.

  • Оказалось, эти духи в виде туфли стоят 11 тысяч (там что внутри, слёзы единорога накапаны?), они какой-то известной марки, не запомнил даже.
  • И мне тут же предъявили претензию, что оплатить свою косорукость должен я.
Кто должен оплачивать разбитый товар?
Кто должен оплачивать разбитый товар?

Позвольте, с чего бы? Забегая вперед, скажу – ничего оплачивать не стал, спокойно ушли с женой из отдела (подарок, правда, так и не купили, пришлось потом в другом месте искать). Как я выкрутился, если можно так выразиться? Благодаря знанию законов о защите прав потребителя. Объясню и вам, как законно отказаться платить, если разбили в магазине дорогие духи, другую парфюмерию или бутылку виски в супермаркете.

Случайно разбили товар в магазине: какой закон вспоминать

Сразу давайте поясню, речь пойдет о том, что вы испортили вещь случайно. Если зашли и нагло стали крушить стеллажи – вам одна дорога, в отдел полиции. А случайных ситуаций возникает много:

  • поскользнулись;
  • упали между стеллажей;
  • задели рукой или сумкой;
  • кто-то толкнул;
  • товар упал на вас, пока доставали с верхней полки.
Что делать? Не паниковать, не плакать, не трясти кошельком, обещая расплатиться за порчу имущества, даже если придется взять 3 кредита. Сначала нужно всё оценить и понять, чья вина, покупателя или магазина. А заодно вспомнить закон «О защите прав потребителей» и пару статей Гражданского кодекса РФ. Удобнее на телефон их скачать или страницы нужные сфотографировать, чтобы наизусть не учить.
Если вы случайно разбили товар в магазине – не паникуйте. Закон на вашей стороне!
Если вы случайно разбили товар в магазине – не паникуйте. Закон на вашей стороне!

Когда покупатель не обязан оплачивать порчу товара

Помните – до оплаты товара на кассе и получения на руки кассового чека все риски лежат не на покупателе, а на продавце. Оплатили и разбили бутылку, когда складывали покупки в пакет? Ваши проблемы. Бутылка упала и разбилась на ленте до того, как кассир взяла в руки? Вините в этом магазин и спокойно берите другую, целую. Все нюансы о риске можно изучить в статье 459 ГК РФ, советую ознакомиться на досуге.

Что по моей ситуации. Я спокойно обратил внимание продавца и охранника на мокрый пол, поинтересовался, есть ли на нём антискользящее покрытие, насколько устойчиво стояли на полке флаконы с дорогими духами, особенно те, в виде туфли на шпильке. И заявил, что согласно закону «О защите прав потребителей» я ничего оплачивать не должен.

Вот пара подсказок:

  • если вы поскользнулись на мокром полу, а таблички предупреждающей не было, винить нужно магазин;
  • если задели товар из-за столкновения с кем-то в узком проходе, требуйте его измерения – к ширине есть свои требования.

Покрытие пола не должно скользить, это прописано в 5 пункте 25-й статьи СНиП 2.03.13-88. Ширина проходов между стеллажами указана в пункте 6.17 ГОСТа Р 51773-2009. Изучите, запомните. И посылайте всех охранников с консультантами перечитывать ст. 211 ГК РФ, там черным по белому написано, что ответственность за товары лежит на собственнике. А еще ст. 459 и 493. Я так и сделал – послал.

Да, продавцы будут возмущаться. Но вы правы!
Да, продавцы будут возмущаться. Но вы правы!

На меня смотрели волком, но поняли – спорить бесполезно, моей вины в случившемся нет. Ищите того ребенка, протирайте полы, крепите свои дорогие духи лучше – я тут причем? У меня лишних 11 тысяч нет. И вам советую не кричать, не спорить, четко и уверенно процитировать нужные статьи. А с кого там недостачу и ущерб вычтут – знать не обязательно.

Случались с вами такие ситуации? Требовали с вас оплаты за разбитые духи или коньяк, рассыпанные по полу продукты?