Кевин Смит – весьма специфичный режиссер. Его фильмы давно стали классикой кинокомедий, но вот только нравятся они далеко не всем. Поэтому сегодня, смотря его первые фильмы впервые, надо понять, что смотришь.
«Клерки» - дебютный фильм Смита – натуральный манифест гика. Точно также, как Тарантино приклоняется в своих работах перед кино шестидесятых и семидесятых, также и Смит – перед кино восьмидесятых, а еще перед комиксами, играми и всем остальным, чем могут увлекаться вечные подростки.
Два приятеля – продавцы Данте и Рэндал, один из продуктового магазинчика, а второй из кинопроката, проводят бестолковый и наполненный чем угодно, только не тем, за что им платят, день на работе, рассуждая том, что их действительно интересует в жизни – то ест о всяких глупостях. Остальные персонажи – от торгующих травкой у витрин тунеядцев Джея и Молчаливого Боба до случайных покупателей – только декорации в этих диалогах.
Юмор, конечно, подростковый и специфичный, как и сам фильм. Но он цепляет, по-настоящему смешит, да и диалоги при всей примитивности тем написаны весьма оригинально. В общем, не удивительно, что режиссера после этого фильм заметили – талант его раскрывается в полной мере уже в этом фильме.
Так что, если вы хотите приобщиться к сегодня уже классике кинокомедий – «Клерки» отличный, хоть и со своей спецификой, вариант. Да, лучше сначала посмотреть какой-нибудь более легкий фильм Кевина Смита, например, «Догму», чтобы понять, заходит ли вам вообще его авторский стиль, но и без подготовки «Клерки» смотрятся отменно.