Даже те, кто редко смотрит в небо и вообще не интересуется делами современной авиации, давно заметили, что с крупнейшим мировым производителем происходит что-то неладное. Некогда крупнейший поставщик авиационной, военной и космической техники превратился в объект для насмешек, а в газетах его имя все чаще появляется в связи с судебными делами, а не инженерными прорывами.
Куда так стремительно покатился «Боинг»? А, главное, почему?
Проблемы, которые не скрыть
Про череду аварий с самолетами слышали все. Поэтому ответ на первый вопрос, в принципе, понятен. Я его в приличном обществе озвучивать не буду.
Причем проблемы возникали не с каким-то конкретным узлом, – от дефектов страдала и конструкция, и электроника и механика. Так, например, в феврале 2024 в Ньюарке стало известно об отказе управления одного из самолетов, благо он сумел приземлиться и никто не пострадал.
В следующем месяце у одного из «Боингов», летевшего из США в Японию, вдруг сломалось шасси. Еще через несколько дней не долетел до Америки самолет из Сиднея, там отказала гидравлическая система. Борт вернулся в Сидней и снова никто не пострадал. Но настоящее чудо – это благополучное приземление рейса на Аляске, когда прямо во время полета у самолета буквально вырвало дверь аварийного выхода. К счастью, снова обошлось без жертв.
И это только крупные инциденты. Фоном поступают сообщения о менее значимых происшествиях. Например, о проблемах с проводкой или отказе системы защиты от обледенения.
Расследование показало, что в каждом случае имеет место или дефект детали или нарушения при монтаже. Например, та дверь, которая отправилась в самостоятельный полет, была просто ненадежно закреплена. Саму заглушку долго исследовали, крепления так и не нашли. Ответ пришел сам при осмотре других самолетов.
Вот кусочек из официального заявления:
При осмотре мы обнаружили ряд проблем, которые связаны с монтажом дверной заглушки. Например, некоторые болты требовали дополнительной затяжки.
То есть кто-то просто не затянул болты. И этот случай не единственный.
Ситуация на производстве
Логично предположить, что корни всех проблем ведут в производственный и сборочный цех. Если проследить ситуацию на производстве, то первое что бросается в глаза – это массовое сокращение квалифицированных сотрудников в пандемию. Т.е. опытных людей на производстве стало меньше, но вряд ли их число достигло столь критической массы, что самолеты «Боинг» стали разваливаться в воздухе.
Вторая причина напрямую связана с наращиванием темпов производства. По правилам, все выпускаемые детали должны проходить обязательную проверку на дефекты. Однако по словам сотрудников в сборку идут запчасти, которые вообще не проходили контроль качества и, соответственно, не получили нужные сертификаты. Экономия времени выливается в экономию на безопасности. И таких сообщений поступает очень много, правда все они анонимные.
Единственным, кто решился заявить о проблемах открыто, был Джон Барнетт, когда-то работавший на должности менеджера по качеству в компании «Боинг». Да, это его потом нашли мертвым в собственной машине прямо в разгар судебного процесса. Официальная версия – самоубийство.
Радужная проблема с не радужными последствиями
И вроде бы все ясно. Квалифицированных сотрудников сократили, на качестве ради ускорения процесса производства сэкономили. Но что мешает, например, снова набрать опытные кадры? Пандемия-то кончилась. Наверняка же найдется много инженеров, конструкторов, да вообще любых классных специалистов, которые бы согласились работать на «Боинг».
А дальше я даже не знаю что сказать. Оказывается «Боинг» – это один из флагманов западной инклюзивной повестки. И на производстве у него есть специальные квоты для всяких-разных меньшинств. Т.е. часть мест априори забронировано для «не таких» и никакое образование и опыт не помогут вам туда устроиться.
И неважно, что у человека низкая квалификация или вообще никакой квалификации нет. Квоты есть – добро пожаловать!
Сначала показалось, что это шутка. Ну хорошо, про квоты много где говорят и пишут. Знаю, что такая практика есть в сфере образования и в управленческом аппарате, но на производстве? И тут прилетает новость, не про «Боинг», а про новозеландский флот.
История из райского сада
6 октября 2024 женщина-капитан Ивонна Грей буквально на ровном месте утопила новозеландский гидрографический корабль. При этом команда даже не пыталась побороться за живучесть, а просто изящно эвакуировалась по приказу капитана.
И тут всплыли две интересные подробности. Капитанского опыта у Грей нет, а сама она хоть и женщина, но считает себя мужчиной. А может и не мужчиной, кто их 100500 гендеров разберет. Важно, что Грей причисляет себя к запрещенному радужному движению, а Новая Зеландия одна из самых лояльных в этом отношении стран. Поэтому согласно правительственным квотам хотя бы четверть ВМС должна быть гендерно-правильной. Опыт и образование здесь отступают на второй план. Результат – потопленный корабль стоимостью 103 млн долларов и экологический ущерб, который еще предстоит оценить.
Радужные мотоциклы
Кстати, о повесточке. Интересная ситуация чуть не сложилась у «Харлей-Девидсон», когда их руководство решило продвигать свои мотоциклы в модном инклюзивном ключе. Правда, быстро выяснилось, что это самое инклюзивное сообщество предпочитает самокаты. А брутально-бородатые клиенты компании не хотят иметь ничего общего с нетрадиционным бореллевским садоводством. Так что тут рынок порешал. А кто спасет Боинг и новозеландский флот пока неизвестно.