Найти тему
Евгений Трифонов

В Бразилии левую «Теологию освобождения» замещают правые протестанты

Бразилия – самая христианская страна Латинской Америки. В конце XIX века в бедном, «чёрном» штате Байя появилось массовое милленаристское движение во главе с «Консельейру» (наставником, утешителем), проповедовавшее непризнание властей, и ожидание Конца света. Приверженцы этого культа построили город Канудус - независимую общину, не признававшую республику, и ожидавшую прихода святого короля Себастьяна (король Португалии, живший в XVI веке, и исчезнувший во время битвы с маврами, почитается в странах португальской культуры как мессия). Канудус был осаждён армией, и пал после жестокой осады, нескольких штурмов и артиллерийских бомбардировок. Почти все его обитатели – от 30 до 35 тыс. чел. – погибли в боях; сдалось только около 200 защитников, израненных и умиравших от голода.

Из 35 тыс. общинников Канудуса живыми сдалось войскам только около 200
Из 35 тыс. общинников Канудуса живыми сдалось войскам только около 200

Но дух Канудуса не исчез: последние его защитники разбрелись по малолюдным сертанам, и объединились в кангасы – банды. Было построено и два маленьких «Канудуса», также разрушенных армией – последний в 1938 г. В 1910-х – начале 1930-х некоторые кангасы насчитывали тысячи боевиков, и захватывали даже небольшие города. Они также не признавали власти, и ожидали пришествия короля Себастьяна. Последний «великий кангасейро» Лампиан погиб в 1937 г.; о нём до сих пор поют народные баллады, написана гора литературы, и снято несколько фильмов.

Последний «великий кангасейро» Лампиан (слева)
Последний «великий кангасейро» Лампиан (слева)

Это отступление написано для того, чтобы показать, насколько сильно в Бразилии религиозное чувство. И что бразильское христианство довольно сильно отличается от традиционного католицизма.

В 1960-х гг. Бразилия стала средоточием очередного «еретического» христианства – «Теологии освобождения». Его адепты считали Иисуса Христа первым социалистом, и были уверены в том, что христианство – это революционная проповедь, которая подвигает истинно верующих на борьбу за социальную справедливость, включая вооружённую борьбу. «Теология освобождения» была распространена во всей Латинской Америке, но самой массовой она стала в Бразилии. Архиепископ Элдер Камара, богослов Леонардо Бофф, монах-доминиканец Фрей Бетто, педагог-просветитель Паулу Фрейре – эти бразильцы составляли костяк «Теологии освобождения», и оказали большое влияние на культурное развитие Бразилии и всей Латинской Америки.

Леонардо Бофф – ключевая фигура «Теологии освобождения»
Леонардо Бофф – ключевая фигура «Теологии освобождения»

В 1970-е гг., во время военного режима, «Теология освобождения» пыталась стать ведущей силой на левом фланге бразильской политики, заполнив пустоту, образовавшуюся после разгрома военными коммунистической и социалистической партий. Но его влияние постепенно угасало. Образованная молодёжь уходила в новые политические партии, разрешённые в 1979 г., а маргинализованные обитатели фавел – в банды. Но если их предшественники-кангасейро верили в Бога, то современные бандиты, хотя и увешивают себя амулетами, подобно кангасейро, больше верят в пистолет «Таурус» и понюшку кокаина. Старый, известный советскому зрителю фильм «Генералы песчаных карьеров» показывает эту коллизию: священник (явно сторонник «Теологии освобождения») пытается сорганизовать юных преступников, и отвлечь их от бандитской деятельности, но у него ничего не получается. Прообразы героев фильма не строили новый Канудус, а сформировали страшные бандитские синдикаты «Первая столичная команда» и «Красная команда».

В 1979 г. ослабшая «Теология освобождения» приняла участие в создании левой Партии трудящихся, представитель которой Инасио Лула да Силва сейчас в третий раз занимает президентский пост. Но христианская составляющая в рядах партии невелика. И её роль уменьшается.

Однако религиозное чувство бразильцев, в первую очередь бедных и социально незащищённых, требовало выхода в виде социальной активности. И этим воспользовались протестантские группы, проповедовавшие в Бразилии с XIX века, но долго не добивавшиеся успехов.

В 1970-х годах население Бразилии на 91% состояло из католиков и на 5% из протестантов; в основном это были этнические немцы, швейцарцы и голландцы, а не потомки португальцев, итальянцев и ливанских арабов, составляющие большинство бразильцев. В 1980-х гг., когда Бразилия переживала «Потерянное десятилетие», в течение которого экономика не развивалась, а уровень жизни снижался, протестанты, в первую очередь неопятидесятники, развернули активную работу среди «униженных и оскорблённых».

Протестанты формировали общины, предлагая своим членам поддержку - курсы грамотности, помощь в трудоустройстве, организацию кооперативов, мероприятия для детей, и прямую финансовую помощь неблагополучным семьям. Т.е. то же, что делала «Теология освобождения», только более активно, и с финансовой помощью консервативных американских протестантов. Которые давали деньги на становление общин бразильских «собратьев».

Протестантизм стал «своего рода неформальным государством всеобщего благосостояния», - рассказал журналу Rest of World антрополог и партнер консалтинговой фирмы Nosotros, специализирующейся на религии и консерватизме, Джулиано Спайер. Протестантские церкви, которые, как правило, менее иерархичны, чем католические, часто более гибки и, следовательно, заметнее присутствуют в жизни людей. Члены этих церквей часто помогают друг другу найти работу и организуют краудфандинг для поддержки наиболее уязвимых членов сообщества, сказал Спайер. Протестанты быстро начали пользоваться социальными сетями, что сделало их более мобильными, и чаще общающимися между собой, чем католики и левые группы.

С 1980-х в Бразилии, особенно в фавелах, быстро рос бандитизм. Самодеятельные милиции, сформированные бывшими полицейскими, и лицами, пострадавшими от рук бандитов, и воевавшие с бандами, получали поддержку протестантов, а их члены сами принимали протестантизм. Постепенно ряды протестантов начали пополняться и средним классом, военными и чиновниками.

В 2000 г. протестантов в Бразилии стало уже 31%. В 1970 г. протестантских церквей было 1049, в 1990-м - 17 033, в 2019-м - 109 560. Только с 2000 по 2010 г. число протестантов выросло на 61%. В некоторые годы ежедневно (!) открывалось по 38 церквей; в 2024 г. открывается в среднем по 17 в сутки. По прогнозам, к 2032 г. протестанты в Бразилии станут большинством. Впрочем, на окраинах Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, и в сельскохозяйственных штатах, таких как Мату-Гросу и Амазонас, протестанты уже в большинстве.

Евангелистская церковь в г. Салвадор, штат Байя
Евангелистская церковь в г. Салвадор, штат Байя

Протестантизм принял и будущий президент Бразилии Жаир Болсонару. В его победе на президентских выборах большую роль играла поддержка протестантов, особенно популярного телепроповедника Силаса Малафайя – крёстного отца Болсонару. Они же были самыми активными работниками штабов Болсонару, и после успеха на выборах в Конгресс, парламенты штатов и мэрии, они стали боевой силой федеральных и местных органов власти. Болсонару говорил о становлении христианской нации, живущей по моральным и религиозным заповедям Библии. «Бразилия превыше всего, Бог превыше всего», - таким был его главный предвыборный слоган.

Экс-президент Жаир Болсонару (слева) и его крестный отец, протестантский телепроповедник Силас Малафайя
Экс-президент Жаир Болсонару (слева) и его крестный отец, протестантский телепроповедник Силас Малафайя

Болсонару оказался неумелым политиком и слабым президентом, да и пандемия COVID-19 сильно подкосила его позиции. Выборы 2022 г. он проиграл, хотя преимущество победителя, левого Инасио Лулы да Силвы, было минимальным. Однако на выборах в Конгресс правые, среди которых множество протестантов, получили относительное большинство; они также заняли много мест в парламентах штатов и в городских собраниях. В 2023 г. Марши Иисуса, проведенные протестантами, собрали многие миллионы людей, что свидетельствует о продолжающемся росте влияния протестантов, а следовательно – и о живучести правого движения. В начале октября 2024 г. в Бразилии прошли выборы в местные органы власти, и правые (и протестанты среди них) набрали как минимум не меньше голосов, чем прежде. Надо отметить, что есть группка протестантских общин, занимающих левые позиции, но их всего несколько из более чем 100 тысяч.

Миллионы протестантов вышли на улицы Бразилии на Марш за Иисуса 2023
Миллионы протестантов вышли на улицы Бразилии на Марш за Иисуса 2023

При том, что бразильские протестанты почти поголовно поддерживают правых, он в большинстве своем довольно либеральны в сравнении с американскими собратьями. Бразильские протестанты более терпимы в отношении ЛГБТ и в целом поддерживают экологические движения, хотя и менее активно, чем левые. Однако предвыборная кампания, проводившаяся трансгендерными кандидатами, не получила поддержки правых протестантских сообществ.

В расовом отношении евангелисты – преимущественно «белые» (в Бразилии таковыми считаются все светлокожие, хотя многие их них имеют явные негроидные или индейские черты). В последние годы наблюдались стычки между протестантами и приверженцами африканских культов, широко распространённых в Бразилии среди негроидного населения. Представляется, что это в значительной степени связано с межрасовыми отношениями, которые в Бразилии далеко не столь «горячи», как в США, но все же не безоблачны. В связи с этим в городах Бразилии недавно прошли марши приверженцев африканских культов, участники которых требуют уважения к своей религии и культуре.

«Марш в поддержку религиозной свободы» в Копакабане, Рио-де-Жанейро (участники - преимущественно темнокожие)
«Марш в поддержку религиозной свободы» в Копакабане, Рио-де-Жанейро (участники - преимущественно темнокожие)

Влияние протестантов бразильском обществе, политике и экономике непрерывно растёт уже примерно 40 лет. Этот процесс вряд ли остановится в ближайшие годы, и, скорее всего, через 10-20 лет протестанты станут большинством в самой большой стране Латинской Америки. В связи с этим некоторые католические и левые активисты заговорили о грядущей теократической диктатуре (парадоксально, что один из бьющих в набат по этому поводу - протестантский пастор и теолог Рикардо Гондим).

Если внутри протестантских общин не начнутся какие-то новые процессы, никакая теократия Бразилии, конечно, не грозит. Как и правая диктатура. Но общее поправение общества мы видим уже сейчас, несмотря на популярность лично Лулы и некоторых левых политиков. Кстати, он сам стал использовать христианскую лексику, чего никогда не делал во время первых сроков президентства.

Протестантская Бразилия, которая, как представляется, действительно придёт на смену Бразилии католической, будет другой страной. Вряд ли более правой – скорее, более организованной и упорядоченной, менее терпимой к преступникам, экстремистам и бездельникам, живущим на пособия, более ориентированной на тяжёлый труд и успех. Собственно, ради всего этого бразильцы и принимают протестантизм.