В Петербурге есть музей, который работает всего лишь один два раза в месяц. Скорее, это даже не музей, а выставочная площадка - филиал музея Городской скульптуры "Невский, 19".
Здание в своё распоряжении они получили достаточно давно, но когда выделят деньги на ремонт до сих пор неизвестно. И чтобы помещения не простаивали, музей решил изредка организовывать здесь временные выставки. Пару раз в месяц устраивать "Дни приоткрытых дверей".
Одну из таких я недавно и посетил. Называется она "Памятники не стоят на месте". Будет идти ещё долго. Всем рекомендую!
Экспозиционное пространство занимает два этажа, которые условно поделены на секции. Начнём с первого этажа.
1. Перемещение скульптур быков
В левой части устроена выставка, посвящённая скульптурам быков, которые, если некоторые из вас помнят, стояли у мясокомбината им. С.М. Кирова по адресу Московское шоссе, д. 13, корп. 1.
Вот они (скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский).
Исторически же в качестве украшения быки располагались совсем в другом месте. Они стояли перед Скотопригонным двором, который был возведён по проекту архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя на углу Царскосельской дороги (современный Московский проспект) и Обводного канала. Строительство двора завершилось в 1827 году установкой этой скульптурной композиции на гранитных постаментах у главного фасада.
Фотография 1904 года фото-ателье Карла Буллы.
Интересная карикатура на здании мясокомбината, оформленная к 7 ноября 1931 года, на тему "Царская Россия - тюрьма для рабочих и крестьян"
В 1932 году было решено начать строительство современного мясокомбината (Московское шоссе, д. 13). Поэтому в 1936 году быков перенесли на этот адрес.
В 1941 году бронзовые скульптуры снова переместили - увезли подальше от линии фронта на территорию Музея городской скульптуры. И до конца войны быки хранились (были закопаны) недалеко от могилы своего создателя, скульптора Демут-Малиновского.
В 1945 году руководство мясокомбината имени С.М. Кирова добивалось возвращения скульптур. Тогда инспекция охраны памятников выступила против. Но в итоге в 1946 году было принято решение о возвращении скульптур быков обратно к воротам мясокомбината.
Предприятие, как известно, ликвидировали в 2002 году. А спустя время его территорию решили застроить ЖК. Поэтому быки в 2023 году отправились в очередное путешествие. Сейчас они находятся в реставрационной мастерской "Наследие". Куда их установят после реставрации пока что неизвестно.
Любопытный факт
Во время реставрационных работ специалисты обнаружили, что хвост одного из быков (восточной скульптуры) не бронзовый, а пластмассовый. Когда именно была сделана подмена ещё предстоит разобраться.
Хвост-подделку можно увидеть в экспозиции.
Отправляемся с вами на второй этаж.
2. Перемещение памятника М.И. Глинки
Памятник был сооружён по инициативе Императорского русского музыкального сообщества. Для создания памятника была открыта подписка по сбору средств. С этой целью прошли спектакли и концерты во многих городах России. В 1903 году было утверждено место - пересечение улицы Глинки и Театральной площади.
Торжественное открытие состоялось 3 февраля 1906 года (скульптор Р.Р. Бах).
Но практически зразу стало понятно, что памятник мешает движению экипажей, а потом и конки. В 1925 году в связи с перепланировкой площади и прокладкой трамвайных путей памятник разобрали и перенесли на несколько метров - на Театральную площадь.
Перемещение на карте.
3. Перемещение Румянцевского обелиска и памятника М.В. Суворову
Обелиск посвящён победам графа Петра Румянцева во время русско-турецкой войны 1768 – 1774 годов и его службе во время русско-турецкой войны 1787–1792 годов.
Идея создания памятника возникла в конце правления императрицы Екатерины Великой и была реализована ее сыном и преемником, императором Павлом I, в 1799 году.
Автор проекта Винченцо Бренна.
Обелиск был возведён на Царицыном лугу (ныне Марсово поле) в его южной части недалеко от реки Мойки.
В 1801 году его перенесли в северную часть, ближе к Мраморному дворцу и реке Неве, в то время, когда был установлен памятник Суворову работы Михаила Козловского.
На гравюре 1807 года Бенжамена Патерсена видно оба памятника. Обелиск стоит, примерно, в том месте рядом с которым начинается Троицкий мост.
Спустя 19 лет обелиск перенесли на плац у Первого кадетского корпуса, в котором учился Румянцев-Задунайский.
А памятник А.В. Суворову работы скульптора М.И. Козловского (открытый 5 мая 1801 года) в 1818 году перенесли, примерно, на место обелиска. В створ Троицкого моста (чтобы было понятнее). Автором проекта переноса выступил Карло Росси.
Сейчас Румянцевский обелиск мы можем увидеть в Румянцевском сквере. В 1867 году вокруг него был разбит сад.
А на снимке 1910 года мы можем видеть и какую-то скульптуру. Её судьба неизвестна.
Исторический фрагмент обелиска с выставки.
4. Перемещение фонтанов-поилок
В 1806-1809 годах по проекту архитекторов Жана-Франсуа Тома де Томона и Андрея Никифоровича Воронихина на бывшей Царскосельской дороге было сооружено 5 фонтанов-поилок. Цель: снабжение водой жителей близлежащих деревень, а также отдых путников.
Пулковская вода самотёком по чугунным и дубовым трубам питала не только фонтаны, но и колодцы при них, а также водосборные пруды, в которых местные жители брали воду.
К началу 1900 годов дорога стала заброшенной. Поэтому стали выдвигаться идеи о переносе фонтанов на Марсово поле и в сад напротив здания Биржи. Но эти замыслы не были реализованы.
В итоге два фонтана были перенесы в центр города. Фонтан "Старик" сразу же обрёл своё постоянное место в Воронихинском сквере возле Казанского собора.
Изначально он находился на 13-ой версте дороги из Петербурга в Царское село, в Среднерогатской деревне Колония, где со времён Екатерины II проживали немецкие колонисты.
В 1930 годах в районе Средней Рогатки началось строительство дороги. В 1934 году полуразрушенный фонтан разобрали и через год установили перед западным порталом Казанского собора.
Фонтан "Нептун" сменил несколько мест. Исторически он находился на 4-й версте от Средней Рогатки по Царскосельской дороге, у деревни Каменка.
В 1945 году фонтан разобрали и установили в сквере на месте снесённой Знаменской церкви на площади Восстания (справа в углу).
Поближе.
Через 5 лет в связи со строительством метро его решили перенести в Московский парк Победы. Там он сначала размещался у Фигурного пруда, эффектно завершая аллею, ведущую от парадного входа.
А затем в Восточной части у Малого пруда
Все эти годы фонтан (в том числе и на площади Восстания) не работал.
В связи с чем довольно быстро жители превратили его в урны. Фонтан стал покрываться надписями. В итоге его снова хотели перенесли на Пулковское шоссе, но решили, что и там ему будет плохо из-за выбросов от машин. Поэтому в 1988 году фонтан разобрали и перевезли в музей городской скульптуры.
А в 2003 году, к 300-летию. Санкт-Петербурга, в ходе капитального ремонта Сенной площади фонтан не просто вернули городу, но и подключили к водоснабжению.
Предварительно проведя реставрационные работы.
Менее серьёзные перемещения испытал фонтан "Четыре сфинкса". Из-за необходимости расширить шоссе он был передвинут всего лишь на 5 метров.
До реставрации. 1978 год.
Фотографии с реставрационной мастерской.
Фонтан "Грот" остался на месте, но лишился львов. Их перенеси на территорию Александро-Невской лавры.
Поближе.
Современный вид.
А вот эти отреставрированные (правда, давно) львы сейчас.
Пятый фонтан был утрачен в 1910-1920 годы.
Четыре сохранившихся являются с 1939 года предметами охраны.
5. "Перемещение" Московских Триумфальных ворот
Эта экспозиция посвящена несостоявшимся попыткам перенести Московские Триумфальные ворота.
Московские триумфальные ворота - триумфальная арка на площади Московские Ворота в Санкт-Петербурге.
Посвящены победам русских войск в русско-персидской войне 1826—1828 годов, русско-турецкой войне 1828—1829 годов и при усмирении восстания в Царстве Польском в 1830—1831 годах.
Построены по проекту архитектора Василия Стасова в 1834 году
В 1935 году разрабатывался Генеральный план развития Ленинграда. Было необходимо расширить и обустроить развязку Международного проспекта (ныне Московский проспект) и Лиговской улицы (современный Лиговский проспект).
В 1936 году было предложено разобрать Московские ворота. Но в это же время объект был принят под государственную охрану. Несмотря на это, 17 августа 1936 года строители приступили к самовольному сносу монумента.
После протеста архитекторов было принято решение, что ворота аккуратно разберут и восстановят в другом месте. Но к тому времени снос уже активно шёл и были уничтожены многие мелкие детали и архитектурные соединения между ними: решётки сломаны, ансамбль нарушен.
В 1937 году ворота сняли с государственной охраны как разрушенные. А детали передали в Русский музей, музей Академии художеств и Музей артиллерии.
Тем не менее, был разработан проект переноса ворот.
Его осуществлению помешала война.
В 1947 году руины ворот снова признали памятником. В 1953 году музей городской скульптуры начал инвентаризацию элементов памятника. В 1956 году было принято решение о восстановлении ворот на историческом месте.
Работы проводились по проекту архитектора Евгении Николаевны Петровой в 1958 - 1961 годах.
В результате Московские Триумфальные ворота были успешно воссозданы на старом фундаменте.
Таким образом, в этой заметке мы с вами рассмотрели несколько памятников, которые так или иначе подверглись изменениям за продолжительный промежуток времени.
Я думаю, что напишу ещё вторую заметку с этой интересной выставки, где расскажу про обустройство площади Восстания и о наводнениях в Петербурге, а также их последствии для памятников.
Всем рекомендую посетить эту выставку (ниже фотографии из следующей заметки, которую я ещё не написал)
Адрес: Невский пр., д. 19
Координаты: 59.935660, 30.321608
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!