В период 1991-1995 мы наблюдали «гиперинфляцию». После проведения «либерализации розничных цен» в начале января 1992 года, цены в России выросли за год в 26 раз, а в 1993 еще в 10 раз.
( информация из интернета, "Блог Колледжа предпринимательства и социального управления - КПСУ" )
Надежда, старший продавец магазина "Агат", ровно в 22-00 отпустила продавцов домой, заперла за ними входную дверь и начала привычный обход помещений, принадлежащих магазину. Прежде, чем поставить продовольственный магазин на сигнализацию, нужно было запереть на замок склад, который находился в подвальном помещении (туда вели очень крутые ступени), проверить, закрыта ли решетка и задняя дверь, не забыла ли хозяйка магазина запереть свой кабинет. Все это Надежда проделывала уже после того, как другие сотрудники магазина расходились по домам. Вроде и нехитрая ежедневная процедура, но она тоже отнимала какое-то время.
Молодая женщина вернулась в торговый зал и посмотрела на часы : пятнадцать минут одиннадцатого. Сынишка уже лег спать. Сегодня они с ним даже не виделись толком. У нее элементарно не хватает времени для сына, а ведь он и есть тот самый главный человек в ее жизни, ради которого она так много работает.
Надежда все чаще к концу рабочего дня ощущала себя выжатой, как лимон, работа в продуктовом магазине была ей больше не в радость.
Она давно ушла бы в какое-нибудь другое место, с иным графиком работы, и где ответственности поменьше, если бы хозяйка магазина, Антонина, не была ее давней приятельницей. Они знали друг друга еще со школы, учились в параллельных классах. Кроме того, именно благодаря работе здесь, в этом магазине, Надежде и ее семье удалось более-менее благополучно пережить самое сложное время, в начале 90-х, когда ценники в магазинах приходилось менять почти каждый день, в том числе, и на продукты первой необходимости. Поэтому женщина не хотела прослыть неблагодарной. Но график работы магазина постоянно менялся, и скоро изменится снова. Сначала магазин будет закрываться в полночь, а потом его сделают круглосуточным. Надежде это совсем не подходит.
Муж Надежды, Матвей, давно говорил ей :
- Увольняйся оттуда, Надюша! Посидишь немного дома! Сейчас нам стало полегче. А работа таких, как ты, сама находит, на этот счет даже не волнуйся! Ну, хочешь, я тебя устрою в пекарню к Завьялову? И зарплата повыше, чем в магазине, и работа спокойнее! Или в промтоварный магазин, там с десяти до семи, и обеденный перерыв есть?
- Матвей, веришь, мне и в нашем магазине надоело, и в другой идти тоже не хочу. Я чувствую, что устала от людей, от постоянного общения, его слишком много! Устала от частых звонков, телефон просто ненавижу! Когда он звонит, у меня начинают руки чесаться и глаз дергается. Но я не хочу нашу Антонину обижать, а она точно обидится, как пить дать! Ведь она так помогла нам, когда было трудно!
- Но не бесплатно же! Ты уже сама на себя не похожа! Куда это годится? Твоя Тоня тебя так работой загрузила, что я и сын тебя почти совсем не видим. Уходишь - он еще спит, приходишь - он уже спит. Один выходной в неделю, и то весь день названивают. Ни спокойно отдохнуть, ни выйти никуда нельзя.
А сколько раз ты собиралась и мчалась на работу в свой законный выходной, улаживать те вопросы, которые обычно решает не старший продавец, а хозяйка? Значит, ей в субботу и воскресенье отдыхать можно, а тебе один день в неделю - нет? Твоя Тоня использует тебя! У нее самой нет детей , поэтому она и не знает, что это такое - маленький ребенок. Увольняйся оттуда, говорю. Сейчас каких только проверок не утраивают предпринимателям в городе, особенно тем, кто спиртным торгует! Боюсь, и дальше не легче будет! Когда-нибудь попадешь на штраф, еще и виновата останешься!
- Матвей, а вот кое-что, кстати, вас с коллегами не красит! Сегодня опять одну барышню по магазинам на нашей улице водили, как телушку! На вид ей, и правда, лет двадцать пять дашь, не меньше! Хорошо, хоть одна девчонка, из новых продавцов, узнала ее и отказалась ей бутылку водки продать и сигареты. Паспорт у нее потребовала. А так бы, да, был бы штраф, да еще и "подарки" пришлось бы кое-кому делать в конверте! Тут выручка, можно сказать, мизерная, да еще и проверяющим отдай! Когда уже с этим порядок наведут?
Согласись, Матвей, это нечестно, так подставлять продавцов и владельцев магазинов! Получается, девчата должны у всех лиц, моложе сорока лет, паспорт проверять? А работать-то когда? А если продавец в магазине - один?
- Надюша, но это же не мы сами придумали! А скольким несовершеннолетним уже продавали и сигареты, и спиртное? Ты знаешь, что именно их сейчас большинство среди тех лиц, кого задерживают до вытрезвления?
- А почему вы только по магазинам ходите с такими провокационными проверками? Почему не трясете ларьки? Ведь они всю ночь спиртным торгуют и сигаретами?
- А команды не было, дорогая гражданка жена! Как только дадут, так и у ларьков будем каждую ночь караулить!
Матвей целовал ее и снова уезжал на работу, или они шли спать. Разговор оставался в очередной раз неоконченным.
Но сегодня Надежда конкретно задумалась о том, что с работы уходить нужно. Там и днем-то работать иногда страшно бывает. Сегодня утром, например, прибежал мужчина с топором, стал угрожать продавцам. Оказалось, он за день до этого купил бананы, чтобы отнесли их жене в больницу. Той врач разрешил почему-то принести именно бананы.
Съев один, женщина почувствовала себя плохо. У нее возникла сильная аллергическая реакция, отек Квинке. Медики смогли ей помочь, вывели ее из этого состояния. Но муж несчастной был уверен, что ему специально подсунули какие - то отравленные бананы. Пришлось вызывать милицию. Пока она не приехала, Надя и продавцы пытались унять буйного покупателя, который размахивал топором.
В магазине, где в ночную смену будут работать только две женщины - продавщицы, без охраны, может случиться все, что угодно. Надежда вызвала такси и стала одеваться. Вдруг она услышала негромкий стук в стекло. Так иногда делал Матвей, когда заезжал за ней вечером. Надя подошла к окну и посмотрела, кто стучал. Под окном стоял незнакомый мужчина, а, чуть дальше от него, в нескольких шагах, находился еще один. Она подняла руку и постучала по циферблату, давая понять, что магазин уже закрыт, и она никого не впустит. Видно было, что оба мужчины разочарованы. Они ушли. Надежда выключила верхний свет, выглянула в окно, не стоит ли кто-то на крыльце, вышла из магазина, заперла дверь и села в такси.
Мама Матвея, Ольга Викторовна, испекла пироги с капустой. Запах дома стоял умопомрачительный.
- Надюша, Владик тебя ждал-ждал, и, не дождался, заснул. Он сегодня в садике не плакал, вел себя очень хорошо.
- Спасибо, Ольга Викторовна ! Что бы я без вас делала? - еле ворочая языком от усталости, сказала Надежда.
Ее свекровь не обижалась, что невестка не звала ее мамой. Когда Надежда с Матвеем захотели пожениться, Ольга Викторовна мечтала, что жена сына будет называть ее мамой. Тем более, что маленького Владика женщина полюбила, что называется, с первого взгляда. Малышу было тогда семь месяцев, и он был очень похож на маленького Матвея. Сама Надя объяснила Ольге Викторовне, что со словом "мама" у нее связаны неприятные ассоциации, тогда как с самой Ольгой Викторовной - самые позитивные.
- Второй матери мне не нужно, я и с первой разобраться не могу. Но я обещаю, что буду относиться к вам с большим уважением. Не обижайтесь, пожалуйста.
Обе женщины смогли понять друг друга, и в доме не было никаких скандалов и недовольства. Владик обожал Ольгу Викторовну, ходил за ней везде, как хвостик, когда был дома, а не в садике.
Невестка решила немного полежать на кровати, давая отдых уставшим ногам. Зазвонил телефон, и Ольга Викторовна взяла трубку :
- Мама, вы с Надюшкой меня не ждите, ложитесь спать! У нас тут кое-что случилось. Я вернусь уже после полуночи. Все, давай, до встречи!
Надежда вышла в коридор.
- Надюша, Матвей звонил, сказал, что будет поздно, чтобы мы его не ждали. Давай кушать и ложиться!
Муж Нади вернулся с работы в третьем часу ночи. Он был очень расстроен теми событиями, которые произошли вечером. Разделся, быстро принял душ, поел пирожков, которые мама оставила ему в тарелке на столе, под белоснежной салфеткой. Ел и тяжело вздыхал. Уже сегодня утром ему придется рассказать своей маме и жене о том, что случилось вечером в продуктовом магазине "Парус". Этот магазин находился по-соседству с магазином "Агат", где работала старшим продавцом его жена, Надежда.
"Мне обязательно нужно убедить Надежду, чтобы она уволилась с работы, пусть уходит прямо сегодня! В этот раз буду настойчив. Если откажет, я сам пойду ругаться к ее подруге Антонине. Не послушает - организуем проверку и закроем магазин. Так больше продолжаться не может, жена у меня одна и любимая! Я не могу ее потерять. Никогда себе не прощу, если такое случится!"
Продолжение следует…
Имена участников и некоторые обстоятельства событий изменены. Любое совпадение считать случайным.
Этот текст был впервые опубликован на моем канале "Лана Орловская. Солнце на парусах" на платформе "Яндекс Дзен"17.10.2024 года. Копирование или иное использование текста, в том числе, его озвучка, без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО.
#рассказ#повесть#криминал#уголовное дело#мошенничество#преступление