За окном уже вовсю хозяйничает капризная красавица осень. Октябрь – месяц, когда природа раскрывает свою палитру во всей красе. Художники и поэты веками черпали вдохновение в этом удивительном времени года, воспевая его в своих произведениях.
Листва деревьев окрашивается в яркие оттенки золота и багрянца, создавая неповторимый ковер под ногами. Воздух наполняется особым ароматом – смесью прелой листвы и свежести первых заморозков. Небо становится глубже и выше, а солнечные лучи, пробиваясь сквозь поредевшие кроны, рисуют причудливые узоры на земле.
Октябрь недаром называли «листопадником» и «хмуренем». В это время года природа словно готовится к долгому сну, сбрасывая последние листья и укутываясь в серебристый иней по утрам. Но даже в этом увядании есть своя неповторимая красота.
Переворачиваем очередную страничку календаря с Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887-1964), который так точно подметил характерные черты этого месяца:
Самуил Маршак
Октябрь («Круглый год» отрывок)
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
1945
Да, и дрова для печек уже заготовлены. Вот они аккуратно сложены на картине Андрея Николаевича Шильдера (1861-1919) «Бродяжка». На одной из последних работ знаменитого пейзажиста, ученика Ивана Шишкина, мы видим дорогу, уводящую вдаль, в догорающий яркими осенними красками день, год, а может, и жизнь. Художник скончался 14 октября 1919 года.
Самый большой любитель осени, наш великий Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) замечательно описал октябрь в своем стихотворении «Осень», передав не только визуальные образы, но и ощущение прохлады, которая постепенно вступает в свои права:
Александр Пушкин
Осень (отрывок)
I
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
...
1833
Одна из самых известных картин конца девятнадцатого века с названием «Октябрь» – это работа Ефима Ефимовича Волкова (1844-1920). Она создавалась в период расцвета творчества художника недалеко от его дачи под Петербургом, на станции Сиверская. Знаменитый критик тех лет Владимир Стасов дал этому пейзажу великолепную характеристику: «Это одна из лучших, если не самая лучшая, вещь Волкова, так хороши и рельефны тощие деревца, оголенные осенью, так хороши тут перспективы сквозь реденький лесок, столько тут везде воздуха и осеннего спадающего света...».
Как и у Пушкина, березовая роща «отряхает последние листы с нагих своих ветвей», и одинокая фигура «поспешает», ведь уже «дохнул осенний хлад».
Менее романтичным представляет октябрь Иосиф Александрович Бродский (1940-1996). Для него это «месяц грусти и простуд», и в каждой строчке кроется своё глубокое и несколько ироничное осмысление действительности:
Иосиф Бродский
Октябрь месяц грусти и простуд
Октябрь – месяц грусти и простуд,
а воробьи – пролетарьят пернатых –
захватывают в брошенных пенатах
скворечники, как Смольный институт.
И вороньё, конечно, тут как тут.
Хотя вообще для птичьего ума
понятья нет страшнее, чем зима,
куда сильней страшится перелёта
наш длинноносый северный Икар.
И потому пронзительное «карр!»
звучит для нас как песня патриота.
1967
Очень тонко чувствовал осеннее настроение «грустный художник» Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Но что удивительно, его грусть всегда светлая. После жаркого лета природа словно успокоилась, замерла и находится в ожидании зимних холодов. Любимое время года художник изобразил более чем в ста картинах, и всегда ему удавалось уловить своё особенное изменчивое состояние природы. Вот и в пейзаже «Октябрь. Осень» мы с одной стороны чувствуем, что не так давно было тепло: сжатое поле, зеленые кочки, не вся листва ещё пожелтела, и в то же время ощущаем холодный ветер, несущий хмурые облака с осенними дождями, запах увядающей природы и приближающихся морозов.
И вот такая погода, когда «в окошки звякает, рябит и пенит лужи», по мнению Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897) прекрасно располагает к мечтам. Это время, когда можно «забившись на диван», поразмышлять и поверить в возможность счастливого будущего;
Аполлон Майков
Мечтания
Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей,
Пусть сеет мелкий дождь или порою град
В окошки звякает, рябит и пенит лужи,
Пусть сосны черные, качаяся, шумят,
И даже без борьбы, покорно, незаметно,
Сдает угрюмый день, больной и бесприветный,
Природу грустную ночной холодной мгле, –
Я одиночества не знаю на земле.
Забившись на диван, сижу; воспоминанья
Встают передо мной; слагаются из них
В волшебном очерке чудесные созданья
И люди движутся, и глубже каждый миг
Я вижу души их, достоинства их мерю,
И так уж наконец в присутствие их верю,
Что даже кажется, их видит черный кот,
Который, поместясь на стол, под образами,
Подымет морду вдруг и желтыми глазами
По темной комнате, мурлыча, поведет…
1855
Такой спокойный октябрьский день изобразил на одном из лучших своих пейзажей Валентин Александрович Серов (1865-1911) «Октябрь. Домотканово». Всё в нем располагает к простому неспешному созерцанию: мирно пасущиеся лошади и козы, занятый какой-то починкой мальчик-пастушок, золотое поле, хмурое небо и крестьянские избы вдалеке.
Известно, что картина писалась недалеко от Домотканова, в Тверской губернии в деревне Обухово, а для образа пастушка позировал Лёнька, сын местного крестьянина Егора Салина.
О красоте и гармонии осенней деревенской природы писал свои поэтические строки семнадцатилетний Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Пребывая в доме родителей в имении Озёрки, юноша наблюдал за природой и учился видеть красоту в любых её проявлениях. Ведь есть особенное очарование в том, как «сонный туман на лугах серебрится»:
Иван Бунин
Октябрьский рассвет
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Черный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льется со степи волнами прохлада...
Медленно рдеет заря.
1887
Юлий Юльевич Клевер (1850-1924) обожал писать переходное время суток: рассветы, закаты, восходы солнца. Порой он пренебрегал достоверностью изображения, для него была важна красота и выразительность картины в целом. И осень, как нельзя лучше, готова дарить нам такие декоративные эффекты. Пейзаж «Осень. Лесная речка» наглядно демонстрирует все приметы октября.
Но в октябре бывают не только хмурые и грустные дни, а порой «с любовью солнышко на землю шлет лучи». Это подметил в своем стихотворении Александр Васильевич Круглов (1852-1915). И пусть он утверждает, что это «обман! не верь, не верь!», но так чудесно обманываться и гулять по листьям, которые «усыпали в саду широкие аллеи...»:
Александр Круглов
Какой прелестный день: октябрь – а словно лето!
Какой прелестный день: октябрь – а словно лето!
С любовью солнышко на землю шлет лучи,
Они по-прежнему так страстно горячи,
В них столько нежного, бодрящего привета!
Но листья желтые – деревьев седина –
Усыпали в саду широкие аллеи...
Где песни громкие? Где летние затеи?
Прелестный, чудный день, но эта мысль одна,
Что вьюжная зима нежданно постучится
Рукой назойливой, быть может, завтра в дверь, –
Туманит светлый день, и в сердце скорбь теснится,
А ум твердит одно: обман! не верь, не верь!
Я чувствую, что жар опять меня объемлет,
Что сердце хочет их - забытых юных снов,
И бьется трепетно и чутко, жадно внемлет
Речам волнующим и звуку нежных слов.
И думается мне: моя весна вернулась –
И песни, и цветы, и ясны небеса...
Как прежде, сердце вновь от ласки встрепенулось,
Но мысль, что серебром покрылись волоса,
Что старость, может быть, костлявою рукою
Нежданно постучит с назойливостью в дверь, –
Туманит день души, и ум твердит с тоскою:
Весне возврата нет... обман! не верь, не верь!
3 октября 1889
Такой погожий день золотой осени мы можем наблюдать на картине Александра Александровича Киселёва (1838-1911) «Осень в лесу». Освещенная солнцем березовая рощица, тропинка, ведущая к лесной избушке и ковер из разноцветных листьев – так и хочется оказаться на этой полянке и «пошуршать» опавшей листвой.
Вот и Иосиф Павлович Уткин (1903-1944) напоминает нам о том, что даже в разгар осени можно найти поводы для радости и восхищения. И даже можно увидеть «реку голубых цветов»:
Иосиф Уткин
Октябрь
Поля и голубая просинь…
И солнца золотая рябь;
Пускай кричат, что это осень!
Что это, черт возьми, октябрь?!
Октябрь, конечно, маем не был,
И всё же, клясться я готов,
Что видел голубое небо
И реку голубых цветов.
И тишь – особенную тишь!
И росы – крошечные росы,
Хоть рвал с посахаренных крыш
Буран серебряную россыпь.
Хоть генеральские стога
Вздымались пламенем крылатым
И от крови, как от заката,
Алели хрупкие снега.
Хоть этот день я был без хлеба,
Да-да!.. Но клясться я готов,
Что видел голубое небо
И реку голубых цветов!
1925
Таким немного сказочным предстает перед нами второй осенний месяц в работе «Мельница. Октябрь. Лигачёво» Константина Фёдоровича Юона (1875-1958). Художник с особой любовью изображал окрестности своего Лигачёва – места, где о встретил любимую женщину и нашел неисчерпаемый источник вдохновения. Почти полвека он писал эту живописную местность с весёлой речкой Горетовкой во все времена года, отражая не только изменения в природе, но и жизнь односельчан.
Русский поэт и прозаик Самуил Викторович Киссин (1885-1916) публиковался, в основном, под псевдонимом «Муни». В его «Октябре» хозяйничает ветер, чей «полуночный свист разгулен, жалобен и нежен», а старый парк «дохнул ночною резкою прохладой»:
Самуил Киссин
Октябрь
Посвящается Андрею Белому
Октябрь опять к окну прильнул,
И сердце прежней пытке радо.
Мне старый парк в лицо дохнул
Ночною резкою прохладой.
Кой-где на ветке поздний лист
Сияньем месячным оснежен.
И ветра полуночный свист
Разгулен, жалобен и нежен.
Взметай, крути сухую пыль,
Шуми в деревьях, бейся в ставни!
Твоя бродяжья злая быль
Старинной сказки своенравней.
Ты, вольный, мчишься без дорог.
То в лес шарахнешься сослепа,
То, завизжав, рванешь замок
На старых, ржавых петлях склепа.
Осенний ветер, буйный брат!
Твой злобный вой, как голос друга.
И я, как ты, умчаться рад,
Залиться бешеною вьюгой.
Но я устал, но я без сил,
Я сердца мук не успокою.
Я только в парк окно открыл
И тихо-тихо вторю вою.
1907
Такой старый парк с гуляющим в нем ветром изобразил Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944). На его картине «Парк осенью. Старинная усадьба Меншиковых» запечатлена московская усадьба «Черёмушки-Знаменское», берущая свою историю ещё в семнадцатом веке. Поэтому она действительно старинная, и Жуковский, как истинный «певец дворянских гнезд» не мог обойти её стороной.
И Федор Иванович Тютчев (1803-1873) воспевает октябрьский ранний вечер в царскосельском саду, когда он «тихой полумглою, как бы дремотою, объят»:
Федор Тютчев
Осенней позднею порою...
Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою,
Как бы дремотою, объят
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров –
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…
22 октября 1858
А сказочной красотой такого осеннего вечера мы будем любоваться, глядя на пейзаж «волшебника света» Ивана Федоровича Шультце (1874-1939). Его картина «Осенний вечер» просто завораживает! Такое чувство, что он писал не красками и кистями, а золотыми солнечными лучами.
И ещё одно прекрасное стихотворение про октябрь от поэта-классика девятнадцатого века Ивана Саввича Никитина (1824-1861). Он тоже справедливо подметил, что «у осени поздней, порою печальной, есть чудные краски свои»:
Иван Никитин
19 Октября
Что это за утро! Серебряный иней
На зелени луга лежит;
Камыш пожелтевший над речкою синей
Сквозною оградой стоит.
Над черною далью безлюдной равнины
Клубится прозрачный туман,
И длинные нити седой паутины
Опутали серый бурьян.
А небо так чисто, светло, безмятежно,
Что вон – далеко в стороне –
Я вижу – мелькнул рыболов белоснежный
И тонет теперь в вышине.
Веселый, прохладой лугов освеженный,
Я красного солнышка жду,
Любуюсь на пашни, на лес обнаженный
И в сонную чащу вхожу.
Листы шелестят у меня под ногами,
Два дятела где-то стучат…
А солнышко тихо встает над полями,
Озера румянцем горят.
Вот ярко блеснули лучи золотые
И крадутся в чащу берез
Всё дальше и дальше, – и ветки сырые
Покрылися каплями слез.
У осени поздней, порою печальной,
Есть чудные краски свои,
Как есть своя прелесть в улыбке прощальной,
В последнем объятьи любви.
1855
«Листы шелестят у меня под ногами», – пишет поэт, и шелестят они, засыпая заброшенную аллею на картине «Осень (Листопад)». Академик живописи, художник Евгений Иванович Столица (1870-1929) написал её уже в поздний период своего творчества, после революции, когда многие дома окажутся заколоченными. а парки опустевшими.
Но однажды вдруг застучит «по железу с небом напополам» и окажется, что это не дождик, а «снежное сожаление по лесу и по нам», как в печальных, но таких красивых строках Андрея Андреевича Вознесенского (1933-2010):
Андрей Вознесенский
Снег в октябре
Падает по железу
с небом напополам
снежное сожаление
по лесу и по нам.
В красные можжевелины –
снежное сожаление
ветви отяжелелые
светлого сожаления!
Это сейчас растает
в наших речах с тобой,
только потом настанет
твердой, как наст, тоской.
И, оседая, шевелится,
будто снега из детств,
свежее сожаление
милых твоих одежд.
Спи, мое день-рождение,
яблоко закусав.
Как мы теперь раздельно
будем в красных лесах?!
Ах, как звенит вслед лету
брошенный твой снежок,
будто велосипедный
круглый литой звонок!
1967
А превосходный пейзажист Константин Яковлевич Крыжицкий (1858-1911) перенес эту красоту на полотно. Его «Овражек» показывает нам, как это бывает: ещё вчера здесь царила осень, а сегодня разноцветную листву укрыло снежной пеленой, которая осенние краски сделала еще ярче. Ненадолго мы очутились в зиме, ведь скоро от октябрьского снега останутся только лужи.
И как мы уже убедились, даже в этой меланхолии есть своя прелесть. Октябрь – время для размышлений, для подведения итогов и планирования будущего. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) заметил, что в октябре настало время насладиться плодами своих трудов, да и свадьбы пора играть. Ведь октябрь ещё и «свадебник»:
Константин Бальмонт
Октябрь (из цикла стихов «Тринадцать лун»)
Снег неверный, листопад.
Светлой Осени закат,
Пьяный Свадебник, оброк,
Закругляющийся срок.
Кто дожил до Октября,
Поработал он не зря,
В Октябре, как в Марте, в нас
Живо сердце, ум погас.
В Октябре-то, примечай.
Хоть и грязь, а словно Май,
Вот как сваты будут здесь
Путь означится мне весь.
Земляники в Октябре
Не ищи ты по заре,
А рябина – есть, горька,
Да сладка в руках дружка.
Не ищи ты и цветов.
По зазимью, на Покров,
Да уж есть один цветок,
Мне дружок сказал намек.
Посылает он, Покров,
Девке – снов, земле – снегов,
Землю выбелит он тут,
Четко, в церковь поведут.
Белка сменит шерсть, – чиста,
Скручен лен, – дождусь холста,
Необлыжною зимой,
Знаю, милый, будешь мой.
1907
Яркой и радостной получилась «Осень» у Исаака Израилевича Бродского (1883-1939). Его картина напоминает театральную сцену: березы склонились с двух сторон словно желтые кулисы, а поваленные стволы с яркой листвой – это подмостки. И мы вглядываемся в глубину этих декораций и ждем начала представления.
Итак, октябрь – это месяц, когда природа замедляет свой ход, давая нам возможность остановиться и оглядеться вокруг, с любовью к окружающему миру прожить каждый день. И давайте постараемся заметить прекрасного больше, чем уместилось в «шестнадцать строчек» Маргариты Константиновны Агашиной (1924-1999):
Маргарита Агашина
Шестнадцать строк об октябре
Шестнадцать строк об октябре –
о том, что иней на заре
прошёл по листьям сединой,
о том, что лето за спиной.
Шестнадцать строчек о тоске –
о том, что брошен на песке
обломок лёгкого весла,
о том, что молодость прошла.
И вдруг, наперекор судьбе,
шестнадцать строчек о тебе,
о том, что с давних пор не зря
ты любишь ветры октября!
Шестнадцать строчек… Я живу.
Дубовый лист упал в траву.
Песок остыл. Ручей продрог.
А я живу!.. Шестнадцать строк.
Октябрь – это не время для грусти, а возможность насладиться неповторимой красотой природы, вдохновиться ее переменчивостью и найти в себе силы для новых свершений. Это месяц, когда можно укутаться в теплый плед с чашкой горячего чая, наблюдая за танцем опадающих листьев за окном, или отправиться на прогулку в парк, чтобы своими глазами увидеть все те краски, которые так вдохновляли поэтов и художников.
Какие ассоциации вызывает у вас октябрь? Поделитесь своими любимыми стихами или картинами, посвященными этому месяцу.
С любовью, ваша Света В.
Другие мои статьи с картинами и стихами о разных временах года и месяцах можно посмотреть в новой подборке «Пусть падают листки календаря»
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы новых статей и есть ещё много всего интересного