Найти тему

«Октябрь, конечно, маем не был, и всё же…». Середина осени в живописи и поэзии

За окном уже вовсю хозяйничает капризная красавица осень. Октябрь – месяц, когда природа раскрывает свою палитру во всей красе. Художники и поэты веками черпали вдохновение в этом удивительном времени года, воспевая его в своих произведениях.
Листва деревьев окрашивается в яркие оттенки золота и багрянца, создавая неповторимый ковер под ногами. Воздух наполняется особым ароматом – смесью прелой листвы и свежести первых заморозков. Небо становится глубже и выше, а солнечные лучи, пробиваясь сквозь поредевшие кроны, рисуют причудливые узоры на земле.
Октябрь недаром называли «листопадником» и «хмуренем». В это время года природа словно готовится к долгому сну, сбрасывая последние листья и укутываясь в серебристый иней по утрам. Но даже в этом увядании есть своя неповторимая красота.

Переворачиваем очередную страничку календаря с Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887-1964), который так точно подметил характерные черты этого месяца:

Самуил Маршак
Октябрь («Круглый год» отрывок)

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
1945


Да, и дрова для печек уже заготовлены. Вот они аккуратно сложены на картине
Андрея Николаевича Шильдера (1861-1919) «Бродяжка». На одной из последних работ знаменитого пейзажиста, ученика Ивана Шишкина, мы видим дорогу, уводящую вдаль, в догорающий яркими осенними красками день, год, а может, и жизнь. Художник скончался 14 октября 1919 года.

Андрей Шильдер. Бродяжка. 1919. Холст, масло. 44,5 х 64,8. Частное собрание
Андрей Шильдер. Бродяжка. 1919. Холст, масло. 44,5 х 64,8. Частное собрание

Самый большой любитель осени, наш великий Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) замечательно описал октябрь в своем стихотворении «Осень», передав не только визуальные образы, но и ощущение прохлады, которая постепенно вступает в свои права:

Александр Пушкин
Осень (отрывок)

I
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
...
1833


Одна из самых известных картин конца девятнадцатого века с названием
«Октябрь» – это работа Ефима Ефимовича Волкова (1844-1920). Она создавалась в период расцвета творчества художника недалеко от его дачи под Петербургом, на станции Сиверская. Знаменитый критик тех лет Владимир Стасов дал этому пейзажу великолепную характеристику: «Это одна из лучших, если не самая лучшая, вещь Волкова, так хороши и рельефны тощие деревца, оголенные осенью, так хороши тут перспективы сквозь реденький лесок, столько тут везде воздуха и осеннего спадающего света...».
Как и у Пушкина, березовая роща «отряхает последние листы с нагих своих ветвей», и одинокая фигура «поспешает», ведь уже «дохнул осенний хлад».

Ефим Волков. Октябрь. 1883. Холст, масло. 38,2 x 55. Государственная Третьяковская галерея
Ефим Волков. Октябрь. 1883. Холст, масло. 38,2 x 55. Государственная Третьяковская галерея

Менее романтичным представляет октябрь Иосиф Александрович Бродский (1940-1996). Для него это «месяц грусти и простуд», и в каждой строчке кроется своё глубокое и несколько ироничное осмысление действительности:

Иосиф Бродский
Октябрь месяц грусти и простуд

Октябрь – месяц грусти и простуд,
а воробьи – пролетарьят пернатых –
захватывают в брошенных пенатах
скворечники, как Смольный институт.
И вороньё, конечно, тут как тут.
Хотя вообще для птичьего ума
понятья нет страшнее, чем зима,
куда сильней страшится перелёта
наш длинноносый северный Икар.
И потому пронзительное «карр!»
звучит для нас как песня патриота.
1967


Очень тонко чувствовал осеннее настроение «грустный художник»
Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Но что удивительно, его грусть всегда светлая. После жаркого лета природа словно успокоилась, замерла и находится в ожидании зимних холодов. Любимое время года художник изобразил более чем в ста картинах, и всегда ему удавалось уловить своё особенное изменчивое состояние природы. Вот и в пейзаже «Октябрь. Осень» мы с одной стороны чувствуем, что не так давно было тепло: сжатое поле, зеленые кочки, не вся листва ещё пожелтела, и в то же время ощущаем холодный ветер, несущий хмурые облака с осенними дождями, запах увядающей природы и приближающихся морозов.

Исаак Левитан. Октябрь. Осень. 1891. Холст, масло. 95 x 136. Самарский областной художественный музей
Исаак Левитан. Октябрь. Осень. 1891. Холст, масло. 95 x 136. Самарский областной художественный музей

И вот такая погода, когда «в окошки звякает, рябит и пенит лужи», по мнению Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897) прекрасно располагает к мечтам. Это время, когда можно «забившись на диван», поразмышлять и поверить в возможность счастливого будущего;

Аполлон Майков
Мечтания

Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей,
Пусть сеет мелкий дождь или порою град
В окошки звякает, рябит и пенит лужи,
Пусть сосны черные, качаяся, шумят,
И даже без борьбы, покорно, незаметно,
Сдает угрюмый день, больной и бесприветный,
Природу грустную ночной холодной мгле, –
Я одиночества не знаю на земле.
Забившись на диван, сижу; воспоминанья
Встают передо мной; слагаются из них
В волшебном очерке чудесные созданья
И люди движутся, и глубже каждый миг
Я вижу души их, достоинства их мерю,
И так уж наконец в присутствие их верю,
Что даже кажется, их видит черный кот,
Который, поместясь на стол, под образами,
Подымет морду вдруг и желтыми глазами
По темной комнате, мурлыча, поведет…
1855


Такой спокойный октябрьский день изобразил на одном из лучших своих пейзажей
Валентин Александрович Серов (1865-1911) «Октябрь. Домотканово». Всё в нем располагает к простому неспешному созерцанию: мирно пасущиеся лошади и козы, занятый какой-то починкой мальчик-пастушок, золотое поле, хмурое небо и крестьянские избы вдалеке.
Известно, что картина писалась недалеко от Домотканова, в Тверской губернии в деревне Обухово, а для образа пастушка позировал Лёнька, сын местного крестьянина Егора Салина.

Валентин Серов. Октябрь. Домотканово. 1895. Холст, масло 48 x 70. Государственная Третьяковская галерея
Валентин Серов. Октябрь. Домотканово. 1895. Холст, масло 48 x 70. Государственная Третьяковская галерея

О красоте и гармонии осенней деревенской природы писал свои поэтические строки семнадцатилетний Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Пребывая в доме родителей в имении Озёрки, юноша наблюдал за природой и учился видеть красоту в любых её проявлениях. Ведь есть особенное очарование в том, как «сонный туман на лугах серебрится»:

Иван Бунин
Октябрьский рассвет

Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Черный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льется со степи волнами прохлада...
Медленно рдеет заря.
1887


Юлий Юльевич Клевер (1850-1924)
обожал писать переходное время суток: рассветы, закаты, восходы солнца. Порой он пренебрегал достоверностью изображения, для него была важна красота и выразительность картины в целом. И осень, как нельзя лучше, готова дарить нам такие декоративные эффекты. Пейзаж «Осень. Лесная речка» наглядно демонстрирует все приметы октября.

Юлий Клевер. Осень. Лесная речка. 1894. Холст, масло. Частное собрание
Юлий Клевер. Осень. Лесная речка. 1894. Холст, масло. Частное собрание

Но в октябре бывают не только хмурые и грустные дни, а порой «с любовью солнышко на землю шлет лучи». Это подметил в своем стихотворении Александр Васильевич Круглов (1852-1915). И пусть он утверждает, что это «обман! не верь, не верь!», но так чудесно обманываться и гулять по листьям, которые «усыпали в саду широкие аллеи...»:

Александр Круглов
Какой прелестный день: октябрь – а словно лето!

Какой прелестный день: октябрь – а словно лето!
С любовью солнышко на землю шлет лучи,
Они по-прежнему так страстно горячи,
В них столько нежного, бодрящего привета!
Но листья желтые – деревьев седина –
Усыпали в саду широкие аллеи...
Где песни громкие? Где летние затеи?
Прелестный, чудный день, но эта мысль одна,
Что вьюжная зима нежданно постучится
Рукой назойливой, быть может, завтра в дверь, –
Туманит светлый день, и в сердце скорбь теснится,
А ум твердит одно: обман! не верь, не верь!
Я чувствую, что жар опять меня объемлет,
Что сердце хочет их - забытых юных снов,
И бьется трепетно и чутко, жадно внемлет
Речам волнующим и звуку нежных слов.
И думается мне: моя весна вернулась –
И песни, и цветы, и ясны небеса...
Как прежде, сердце вновь от ласки встрепенулось,
Но мысль, что серебром покрылись волоса,
Что старость, может быть, костлявою рукою
Нежданно постучит с назойливостью в дверь, –
Туманит день души, и ум твердит с тоскою:
Весне возврата нет... обман! не верь, не верь!
3 октября 1889


Такой погожий день золотой осени мы можем наблюдать на картине
Александра Александровича Киселёва (1838-1911) «Осень в лесу». Освещенная солнцем березовая рощица, тропинка, ведущая к лесной избушке и ковер из разноцветных листьев – так и хочется оказаться на этой полянке и «пошуршать» опавшей листвой.

Александр Киселёв. Осень в лесу. 1908. Холст, масло. 144 x 210. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
Александр Киселёв. Осень в лесу. 1908. Холст, масло. 144 x 210. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Вот и Иосиф Павлович Уткин (1903-1944) напоминает нам о том, что даже в разгар осени можно найти поводы для радости и восхищения. И даже можно увидеть «реку голубых цветов»:

Иосиф Уткин
Октябрь

Поля и голубая просинь…
И солнца золотая рябь;
Пускай кричат, что это осень!
Что это, черт возьми, октябрь?!
Октябрь, конечно, маем не был,
И всё же, клясться я готов,
Что видел голубое небо
И реку голубых цветов.
И тишь – особенную тишь!
И росы – крошечные росы,
Хоть рвал с посахаренных крыш
Буран серебряную россыпь.
Хоть генеральские стога
Вздымались пламенем крылатым
И от крови, как от заката,
Алели хрупкие снега.
Хоть этот день я был без хлеба,
Да-да!.. Но клясться я готов,
Что видел голубое небо
И реку голубых цветов!
1925

Таким немного сказочным предстает перед нами второй осенний месяц в работе «Мельница. Октябрь. Лигачёво» Константина Фёдоровича Юона (1875-1958). Художник с особой любовью изображал окрестности своего Лигачёва – места, где о встретил любимую женщину и нашел неисчерпаемый источник вдохновения. Почти полвека он писал эту живописную местность с весёлой речкой Горетовкой во все времена года, отражая не только изменения в природе, но и жизнь односельчан.

Константин Юон. Мельница. Октябрь. Лигачёво. 1913. Холст, масло. 60 х 81. Государственная Третьяковская галерея
Константин Юон. Мельница. Октябрь. Лигачёво. 1913. Холст, масло. 60 х 81. Государственная Третьяковская галерея

Русский поэт и прозаик Самуил Викторович Киссин (1885-1916) публиковался, в основном, под псевдонимом «Муни». В его «Октябре» хозяйничает ветер, чей «полуночный свист разгулен, жалобен и нежен», а старый парк «дохнул ночною резкою прохладой»:

Самуил Киссин
Октябрь

Посвящается Андрею Белому
Октябрь опять к окну прильнул,
И сердце прежней пытке радо.
Мне старый парк в лицо дохнул
Ночною резкою прохладой.
Кой-где на ветке поздний лист
Сияньем месячным оснежен.
И ветра полуночный свист
Разгулен, жалобен и нежен.
Взметай, крути сухую пыль,
Шуми в деревьях, бейся в ставни!
Твоя бродяжья злая быль
Старинной сказки своенравней.
Ты, вольный, мчишься без дорог.
То в лес шарахнешься сослепа,
То, завизжав, рванешь замок
На старых, ржавых петлях склепа.
Осенний ветер, буйный брат!
Твой злобный вой, как голос друга.
И я, как ты, умчаться рад,
Залиться бешеною вьюгой.
Но я устал, но я без сил,
Я сердца мук не успокою.
Я только в парк окно открыл
И тихо-тихо вторю вою.
1907


Такой старый парк с гуляющим в нем ветром изобразил
Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944). На его картине «Парк осенью. Старинная усадьба Меншиковых» запечатлена московская усадьба «Черёмушки-Знаменское», берущая свою историю ещё в семнадцатом веке. Поэтому она действительно старинная, и Жуковский, как истинный «певец дворянских гнезд» не мог обойти её стороной.

Станислав Жуковский. Парк осенью. Старинная усадьба Меншиковых. 1916. Холст, масло. 98 х 130. Государственный Русский музей
Станислав Жуковский. Парк осенью. Старинная усадьба Меншиковых. 1916. Холст, масло. 98 х 130. Государственный Русский музей

И Федор Иванович Тютчев (1803-1873) воспевает октябрьский ранний вечер в царскосельском саду, когда он «тихой полумглою, как бы дремотою, объят»:

Федор Тютчев
Осенней позднею порою...

Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою,
Как бы дремотою, объят
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров –
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…
22 октября 1858


А сказочной красотой такого осеннего вечера мы будем любоваться, глядя на пейзаж «волшебника света»
Ивана Федоровича Шультце (1874-1939). Его картина «Осенний вечер» просто завораживает! Такое чувство, что он писал не красками и кистями, а золотыми солнечными лучами.

Иван Шультце. Осенний вечер. Холст, масло. 64.8 х 64.8. Частное собрание
Иван Шультце. Осенний вечер. Холст, масло. 64.8 х 64.8. Частное собрание

И ещё одно прекрасное стихотворение про октябрь от поэта-классика девятнадцатого века Ивана Саввича Никитина (1824-1861). Он тоже справедливо подметил, что «у осени поздней, порою печальной, есть чудные краски свои»:

Иван Никитин
19 Октября

Что это за утро! Серебряный иней
На зелени луга лежит;
Камыш пожелтевший над речкою синей
Сквозною оградой стоит.
Над черною далью безлюдной равнины
Клубится прозрачный туман,
И длинные нити седой паутины
Опутали серый бурьян.
А небо так чисто, светло, безмятежно,
Что вон – далеко в стороне –
Я вижу – мелькнул рыболов белоснежный
И тонет теперь в вышине.
Веселый, прохладой лугов освеженный,
Я красного солнышка жду,
Любуюсь на пашни, на лес обнаженный
И в сонную чащу вхожу.
Листы шелестят у меня под ногами,
Два дятела где-то стучат…
А солнышко тихо встает над полями,
Озера румянцем горят.
Вот ярко блеснули лучи золотые
И крадутся в чащу берез
Всё дальше и дальше, – и ветки сырые
Покрылися каплями слез.
У осени поздней, порою печальной,
Есть чудные краски свои,
Как есть своя прелесть в улыбке прощальной,
В последнем объятьи любви.
1855


«Листы шелестят у меня под ногами»,
пишет поэт, и шелестят они, засыпая заброшенную аллею на картине «Осень (Листопад)». Академик живописи, художник Евгений Иванович Столица (1870-1929) написал её уже в поздний период своего творчества, после революции, когда многие дома окажутся заколоченными. а парки опустевшими.

Евгений Столица. Осень (Листопад). 1927. Фанера, масло. 67,5 х 48,5. Череповецкое музейное объединение
Евгений Столица. Осень (Листопад). 1927. Фанера, масло. 67,5 х 48,5. Череповецкое музейное объединение

Но однажды вдруг застучит «по железу с небом напополам» и окажется, что это не дождик, а «снежное сожаление по лесу и по нам», как в печальных, но таких красивых строках Андрея Андреевича Вознесенского (1933-2010):

Андрей Вознесенский
Снег в октябре

Падает по железу
с небом напополам
снежное сожаление
по лесу и по нам.
В красные можжевелины –
снежное сожаление
ветви отяжелелые
светлого сожаления!
Это сейчас растает
в наших речах с тобой,
только потом настанет
твердой, как наст, тоской.
И, оседая, шевелится,
будто снега из детств,
свежее сожаление
милых твоих одежд.
Спи, мое день-рождение,
яблоко закусав.
Как мы теперь раздельно
будем в красных лесах?!
Ах, как звенит вслед лету
брошенный твой снежок,
будто велосипедный
круглый литой звонок!
1967


А превосходный пейзажист
Константин Яковлевич Крыжицкий (1858-1911) перенес эту красоту на полотно. Его «Овражек» показывает нам, как это бывает: ещё вчера здесь царила осень, а сегодня разноцветную листву укрыло снежной пеленой, которая осенние краски сделала еще ярче. Ненадолго мы очутились в зиме, ведь скоро от октябрьского снега останутся только лужи.

Константин Крыжицкий. Овражек. 1907. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Константин Крыжицкий. Овражек. 1907. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

И как мы уже убедились, даже в этой меланхолии есть своя прелесть. Октябрь – время для размышлений, для подведения итогов и планирования будущего. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) заметил, что в октябре настало время насладиться плодами своих трудов, да и свадьбы пора играть. Ведь октябрь ещё и «свадебник»:

Константин Бальмонт
Октябрь (из цикла стихов «Тринадцать лун»)

Снег неверный, листопад.
Светлой Осени закат,
Пьяный Свадебник, оброк,
Закругляющийся срок.
Кто дожил до Октября,
Поработал он не зря,
В Октябре, как в Марте, в нас
Живо сердце, ум погас.
В Октябре-то, примечай.
Хоть и грязь, а словно Май,
Вот как сваты будут здесь
Путь означится мне весь.
Земляники в Октябре
Не ищи ты по заре,
А рябина – есть, горька,
Да сладка в руках дружка.
Не ищи ты и цветов.
По зазимью, на Покров,
Да уж есть один цветок,
Мне дружок сказал намек.
Посылает он, Покров,
Девке – снов, земле – снегов,
Землю выбелит он тут,
Четко, в церковь поведут.
Белка сменит шерсть, – чиста,
Скручен лен, – дождусь холста,
Необлыжною зимой,
Знаю, милый, будешь мой.
1907


Яркой и радостной получилась
«Осень» у Исаака Израилевича Бродского (1883-1939). Его картина напоминает театральную сцену: березы склонились с двух сторон словно желтые кулисы, а поваленные стволы с яркой листвой – это подмостки. И мы вглядываемся в глубину этих декораций и ждем начала представления.

Исаак Бродский. Осень. 1912. Дерево, масло. 68,7 x 100. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Бродский. Осень. 1912. Дерево, масло. 68,7 x 100. Государственная Третьяковская галерея

Итак, октябрь – это месяц, когда природа замедляет свой ход, давая нам возможность остановиться и оглядеться вокруг, с любовью к окружающему миру прожить каждый день. И давайте постараемся заметить прекрасного больше, чем уместилось в «шестнадцать строчек» Маргариты Константиновны Агашиной (1924-1999):

Маргарита Агашина
Шестнадцать строк об октябре

Шестнадцать строк об октябре –
о том, что иней на заре
прошёл по листьям сединой,
о том, что лето за спиной.
Шестнадцать строчек о тоске –
о том, что брошен на песке
обломок лёгкого весла,
о том, что молодость прошла.
И вдруг, наперекор судьбе,
шестнадцать строчек о тебе,
о том, что с давних пор не зря
ты любишь ветры октября!
Шестнадцать строчек… Я живу.
Дубовый лист упал в траву.
Песок остыл. Ручей продрог.
А я живу!.. Шестнадцать строк.


Октябрь – это не время для грусти, а возможность насладиться неповторимой красотой природы, вдохновиться ее переменчивостью и найти в себе силы для новых свершений. Это месяц, когда можно укутаться в теплый плед с чашкой горячего чая, наблюдая за танцем опадающих листьев за окном, или отправиться на прогулку в парк, чтобы своими глазами увидеть все те краски, которые так вдохновляли поэтов и художников.

Какие ассоциации вызывает у вас октябрь? Поделитесь своими любимыми стихами или картинами, посвященными этому месяцу.

С любовью, ваша Света В.

Другие мои статьи с картинами и стихами о разных временах года и месяцах можно посмотреть в новой подборке «Пусть падают листки календаря»

Пусть падают листки календаря | Света В Литературе и Искусстве | Дзен

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы новых статей и есть ещё много всего интересного

Света В Литературе и Искусстве