Утилизационный сбор, введенный в России осенью 2012 года, представляет собой единовременный платеж при ввозе автомобиля из-за границы или его производстве в стране. Размер сбора определяется базовой ставкой, умноженной на коэффициент, который зависит от типа транспортного средства, его возраста, массы, объема двигателя и других характеристик. Для автопроизводителей в России этот сбор компенсируется в зависимости от уровня локализации производства.
С 1 октября 2024 года утилизационный сбор увеличится в среднем на 70–85%. Ожидается, что с 1 января каждого последующего года до 2030 года его ставка будет ежегодно индексироваться на 10–20%. Например, для автомобиля с объемом двигателя 1-2 литра размер сбора увеличится с 300,6 тыс. рублей до 556,2 тыс. рублей, а к 2025 году – до 667,4 тыс. рублей. Для автомобиля с двигателем объемом 2-3 литра сбор вырастет с 844,8 тыс. рублей до 1562,8 тыс. рублей, а к 2025 году – до 1875,4 тыс. рублей. За эти деньги можно будет купить новый автомобиль.
Как изменится рынок новых автомобилей из-за роста утилизационного сбора?
Рост утилизационного сбора, несомненно, окажет значительное влияние на рынок новых автомобилей. По данным агентства «АВТОСТАТ», на данный момент на рынке представлено более 120 марок и 780 моделей. Однако продажи некоторых марок в регионах остаются единичными. С увеличением издержек дистрибьюторам станет нерентабельно ввозить и растаможивать эти автомобили. По прогнозам ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), в долгосрочной перспективе на российском рынке могут остаться только 15 ведущих брендов (по количеству регистраций), а также некоторые премиальные марки.
Если говорить о марках, которые останутся на рынке, то их модели также подорожают. Не стоит ожидать, что дистрибьюторы китайских брендов полностью откажутся от своей маржи из-за роста издержек. Таким образом, покупатели будут оплачивать изменения утилизационного сбора. По мнению дилеров, опрошенных «Континентом Сибирь», новые китайские автомобили могут подорожать на 20-25%. Например, стоимость автомобилей Chery Tiggo 7 Pro Max или Haval Jolion может увеличиться примерно на 360 тысяч рублей к 1 января 2025 года.
Тем не менее, у дистрибьюторов китайских брендов больше возможностей сдерживать рост цен, чем у тех, кто ввозит автомобили по схеме параллельного импорта. По оценкам дилеров, стоимость отдельных моделей европейских премиум-брендов может вырасти примерно на миллион рублей. Это сделает такие автомобили еще менее доступными на фоне уже существующих проблем с русификацией моделей и их адаптацией к местному рынку.
Как повлияет рост утилизационного сбора на рынок автомобилей с пробегом?
По мнению бывшего главы ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Олега Мосеева, рынок новых автомобилей и рынок автомобилей с пробегом тесно связаны, поэтому их нельзя рассматривать отдельно. С ростом стоимости новых автомобилей из-за увеличения утилизационного сбора можно ожидать повышения интереса к автомобилям с пробегом. Тем более, что по итогам полугодия количество регистраций автомобилей с пробегом в СФО осталось практически на том же уровне.
Подытожим.
Покупка автомобилей, ввезенных в Россию после 1 октября, станет невыгодной, а к 2030 году — экономически нецелесообразной. Для некоторых моделей утилизационный сбор превысит стоимость самого автомобиля. Это приведет к росту цен на все автомобили, как произведенные в России, так и ввезенные до 2024 года. Со временем могут подорожать и подержанные автомобили, но при снижении спроса цены должны будут скорректироваться.
Новые правила в первую очередь затронут бренды, не локализованные в России, в основном китайские. По данным ассоциации российских автомобильных дилеров, на начало 2024 года в России было представлено 57 китайских марок автомобилей, из которых только Haval ведет производство полного цикла в стране. В производстве на территории России также участвуют Chery, JAC и Changan.
Авторы постановления предполагают, что зарубежные автопроизводители будут вынуждены перенести производство в Россию. Это создаст рабочие места для российских работников и принесет дополнительные доходы в бюджет — сначала в виде утилизационного сбора, а затем в виде налогов.
Присоединяйтесь к нам, чтобы всегда получать полезную информацию из мира автобизнеса!