Вы когда-нибудь встречали мужчин, которые в свои 30 или 40 лет ведут себя так, будто им по-прежнему 17?
Безответственные, жестокие, эгоистичные, инфантильные, но в то же время удивительно обаятельные, романтичные, творческие личности – так противоречиво отзываются окружающие о мужчинах, которые слишком долго сохраняют подростковый взгляд на мир. Эти мужчины живут в мире иллюзий, вечно избегают обязательств, ищут идеалы, которые не могут найти, и, как правило, терпят неудачи в отношениях и карьере.
Юнгианский аналитик Мария-Луиза фон Франц в книге «Вечный юноша Puer Aeternus»* размышляет о том, кто такие пуэры и как преодолеть комплекс вечного юноши.
Пуэр (от лат. puer aeternus, «вечный юноша») не любит себя ничем обременять – пожалуй, это его ключевая характеристика. В реальной жизни всегда действуют правила, ограничивающие человека. Для пуэра это означает жалкое существование, быть связанным по рукам и ногам. Все, что другие люди создают своим трудом, преодолевая ограничения, ничтожно по сравнению с фантазиями, которые рождаются в голове у пуэра, когда он лежит на диване и мечтает о том, что бы он сделал, если бы только смог!
Пуэры испытывают серьезные затруднения в поисках подходящего места работы – то, что они находят, либо недостаточно хорошо для них, либо не совсем то, что они хотели бы иметь. Погоня за деньгами, попытка произвести выгодное впечатление на людей – для них это утрата истинной сущности человека.
Как правило, у таких людей сложности с социальной адаптацией, они крайние индивидуалисты: «будучи особенным человеком, я не считаю необходимым адаптироваться в обществе, ибо это невозможно для такого скромного гения, как я». Высокомерны: такое поведение обусловлено как комплексом неполноценности, так и ложным чувством превосходства над другими.
Пуэр стремится выглядеть излишне внушаемым, слишком слабым и чересчур «хорошим мальчиком» в отношениях с другими людьми. Он не проявляет там, где это необходимо, мгновенную реакцию самозащиты. Склонен верить всему и быть наивным идеалистом, невольно привлекая разного рода обманщиков и мошенников. Вечные юноши испытывают губительную привязанность к женщинам сомнительного поведения, выбирают себе в друзья людей, о которых трудно сказать что-то хорошее.
В отношениях с женщинами пуэр в вечном поиске идеала. Женщина, с которой он состоит в связи, – не та, что ему нужна, она временно заменяет идеал. Если ему закатывают сцену, подвергая критике, то сначала он относится к ней слишком серьезно, а потом, решив вдруг, что с него хватит, бросает женщину – грубо и безжалостно, не утруждая себя хотя бы ответами.
С другой стороны, пуэры охотно идут на контакт, они, как правило, интересные собеседники, творческие личности с тонким пониманием искусства, даром художника, музыканта, писателя, и могут легко воодушевить слушателя. Они задают сложные вопросы и ищут на них ответы. Постоянно находятся в поиске истинной веры – состоянии, типичном для юношей старшего подросткового возраста. Как правило, юношеское очарование сохраняется у мужчин-пуэров на всю жизнь.
Когда необходимо серьезно отнестись к тому, что происходит во внешнем или в его внутреннем мире, он предпринимает несколько слабых попыток, а затем в нетерпении прекращает их. Такой мужчина переживает смертельный страх в ситуациях, которые требуют принятия на себя ответственности. Он испытывает ужас при мысли о необходимости связать себя обещаниями, навсегда остаться в земных границах пространства и времени и в итоге оказаться обычным реальным человеком – тем, кем он, собственно, и является.
Пуэры постоянно играют с идеей ухода из жизни, если вдруг жизнь окажется для них слишком сложной. Они живут только на определенных условиях – «хорошо, я попытаюсь что-нибудь сделать, но если не получится, я себя убью». Пуэр никогда не отважится поставить на карту все, что у него есть: они рискует понемногу и там, и здесь, жульничает, чтобы избежать страданий. Ущербность такой установки в том, что так он теряет возможность полноценного существования, тормозит процесс жизни и в итоге ощущает себя живущим как бы наполовину, по принуждению.
На самом деле он не хочет принимать свою смертность, а потому не желает погружаться в реальность, ведь тогда придется признать и собственную слабость, и собственную смертность. Пуэр отождествляет себя с бессмертными богами и не хочет принимать своего смертного двойника.
Все это вызывает особую форму невроза – «жизнь на черновик». У мужчины, страдающего таким неврозом, складывается странное отношение к действительности, чувство, что в реальной жизни он еще пока не существует. Какие бы поиски он ни вел – женщины, работы, – у него всегда остается ощущение, что это еще не то, что ему нужно. И иллюзия, что когда-нибудь в будущем все будет так, как надо. Если установка принимает затяжной характер, у пуэра формируется твердый внутренний отказ жить настоящим и он пускается в саморазрушение – впадает в зависимость от алкоголя или наркотиков, страдает от фобий, приступов неконтролируемой агрессии.
Как выбраться
Невроз в определенном смысле – позитивный симптом. Он указывает на то, что что-то внутри вас требует развития, что вы что-то делаете неправильно. Если человек отвергает собственное развитие, оно оборачивается против него – разрушительный процесс внутреннего созревания и роста протекает бессознательно и вместо того, чтобы исцелить личность, губит ее.
Опыт
Мужчины-пуэры должны учиться на собственном опыте – не приобретя его, они никогда не станут зрелыми людьми. Пуэр должен пройти через серьезные испытания и разочарования, тогда он начнет понимать женщин и самого себя и станет эмоционально зрелым. Пока он только притворяется рассудительным и подавляет свои инфантильные чувства, никакого развития не происходит. Лучше, если человек ведет себя как ребенок и получает по шее от окружающих – это заставляет страдать, но и расти. Пуэр должен внушить себе, что есть возможность преодолевать жизненные трудности, не жертвуя своими идеалами, а испытывая их на прочность с помощью реальной жизни.
Работа
Пуэр должен научиться выполнять работу, которая ему не нравится. Он должен научиться выполнять не только то, что его увлекает и за что он берется с огромным энтузиазмом, – так работать может каждый из нас. Исцеление для вечного юноши – пинками поднимать себя с постели хмурым дождливым утром и вновь приниматься за скучную утомительную работу за счет явных усилий собственной воли.
Юнг однажды сказал одному пуэру: «Совершенно не важно, какой работой вы займетесь. Задача в том, чтобы вы выполняли что-то тщательно и добросовестно… Просто посвятите себя той части земли, которая перед вами. Таинство бытия скрыто в банальном».
Чувства
На самом деле критерий прост: чувствуешь ли ты, что живешь? Люди, которые не чувствуют, что живут, описывают свою жизнь как существование в постоянном притворстве, словно они все время играют роль. Даже для самих себя.
Если мужчина хочет развиваться, ему стоит начать серьезно относиться к своим чувствам. Именно чувства делают жизнь, отношения, работу уникальными, придают ценность настоящему. Без чувства человек не может связать себя с ситуацией «здесь и сейчас». Чувство порождает ответственность, и благодаря этому у человека наступает осознание собственной индивидуальности, он понимает, кто он такой. Если чувства истинны, вы способны сказать себе: «Да, эта женщина не идеал, она такая же, как все, с точки зрения статистики, но для меня, в моей жизни она обладает высшей ценностью».
Отношения
Если кто-то слишком быстро вычеркивает из памяти свои отношения, можно быть уверенным, что он так же вычеркнет сам себя. Сесть и написать длинное письмо, обвиняя бывшую подругу в глупости и непонимании, – попытка сопричастности к другому человеку, хотя и основанная на ошибках и проекции. Попытка проявить неподдельный интерес к партнеру. Человеку, обманутому в своих ожиданиях, стоит продолжать отношения по крайней мере какое-то время, чтобы осознать происходящее. Почему я не видел этого раньше? Почему я ожидал других отношений? Почему у меня возник другой образ этого человека? Это свидетельствует о желании расти над собой и расстаться с иллюзиями.
Храбрость
Тот, кто идет навстречу страху, преодолевает страх. Тот, кто убегает, становится жертвой страха, порожденного воображением. Героизм заключается не в том, чтобы не бояться. Многие люди крайне мужественны только потому, что не чувствительны и не впечатлительны, они не могут себе представить, что может случиться, и потому не нервничают. Очень взвинченные, впечатлительные люди, естественно, страдают гораздо больше. Истинная проблема мужества в том, способен ли человек вынести страдания или, по крайней мере, сохранить желание бороться, не потеряв чувства самозащиты и не утратив достоинство. По мнению Юнга, меньшее иногда значит большее. Если я пылаю идеалистической любовью ко всему человечеству и желаю творить добро, это все же меньше, чем просто оставаться человеком в любой ситуации.
* М.-Л. фон Франц «Вечный юноша Puer Aeternus» (Класс, 2009).