Розыск и допросы вельмож из его ближайшего окружения продолжались еще несколько месяцев после его гибели. Тем не менее это не помешало проводить ассамблеи: первая из них состоялась 2 декабря 1718 года. Следующие четыре ассамблеи проводили через день (4, 6, 7 и 9 декабря), затем был недельный перерыв до 16 декабря.
Описания первых декабрьских ассамблей 1718 года не сохранились, хотя можно предположить, что вряд ли на них царило веселье. 8 декабря — в день между двумя ассамблеями — на Троицкой площади по делу царевича Алексея казнили стольника Абрама Лопухина, духовника царевича Якова Игнатьева, Ивана Афанасьева-Большого, Федора Дубровского и дьяка Федора Воронова.
Французский консул Анри де Лави сообщил своему правительству, что «час спустя после вышеописанной казни его царское величество созвал членов Сената и объявил им, что, наказав государственных преступников, он теперь обратится к наказанию тех пиявок, которые по своей алчности обогатились имуществом своего правосудного государя и его подданных, интересами которых он всего более дорожит».
21 декабря француз вместе с другими иностранными дипломатами был приглашен на ассамблею в доме К. И. Крюйса, где заметил, что «главные из обвиняемых сановников, тоже бывшие на вечере, были очень задумчивы и грустны, несмотря на их старание скрыть свое горе»…
Через несколько лет ассамблеи перестали быть только петербургским явлением. На московских ассамблеях собирались главным образом вельможи и военные, которые прибывали на них вместе с семьями. Приглашали также иностранных специалистов и дипломатов.
В 1723 году была сделана попытка распространить новые формы общения среди духовенства, когда указом Синода ассамблеи учредили в московских монастырях. 29 декабря состоялась ассамблея в Донском монастыре. Она была устроена для архиепископов московских монастырей, служителей синодальной конторы, в ней участвовали вице-президент Синода Феодосий Яновский и архиепископ Крутицкий Леонид. Затем последовали ассамблеи и в других московских обителях. Однако в духовной среде петровские новации вызывали острое чувство неприятия, и вскоре подобные мероприятия прекратились.
После смерти в январе 1725 года первого российского императора внесословный принцип организации публичного досуга вскоре исчез. На смену ассамблеям пришли иные формы общения и развлечения.
Читайте также:
В Новую Ладогу пойдёшь — на ярмарку попадёшь. Возрождение «самой большой ярмарки в губернии»
Узник нумерных казарм. В крепости Орешек проходит выставка о царе Иоанне Антоновиче