Найти тему
Читай & Мысли

«Противостояние» - 2024: впечатления от нового сериала

Если считать новый сериал по роману Юлиана Семенова «Противостояние» не ремейком советского сериала, а именно новой экранизацией книги, – то это достойная внимания работа.

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

О плюсах.

👉 Даже зная историю, не хочется отрываться от экрана. Снято динамично и захватывающе.

👉 Пейзажи очень красивы. География у истории обширная – «севера», «юга», столица, малые города, деревни. Все локации выбраны с любовью. Даже приходит мысль, что злодей Кротов недостоин стоять рядом с таким прекрасным озером, таким прекрасным морем...

👉 Советская действительность – и бытовая, и социальная – не выставлена убогой. Отношения между людьми показаны искренними. Простота в общении, взаимопомощь, гостеприимство – всё это есть, и отчасти объясняет, как доверчивые люди становились жертвами Кротова (старатель Миша, мать Милинко, пассажирка самолёта и др.).

кадры из т/с "Противостояние", 2024
кадры из т/с "Противостояние", 2024

Вообще, обошлось без антисоветчины. Кроме одного маленького элемента: о том, что он «был в немецком плену» и по возвращении сидел в лагере «10 лет», Кротов врёт родственнице, встретив её в 1970-е, и она воспринимает его слова как нормальное объяснение его многолетнего отсутствия. На деле в заключение в СССР попадала лишь малая доля побывавших в немецком плену, а именно те, кто не прошёл фильтрацию (против кого имелись свидетельские показания советских военных/гражданских или данные из немецких архивов). Например, тот же Девятаев и его товарищи по побегу после проверки были восстановлены в рядах Красной армии.

👉 Помимо исполнителей главных ролей – Владимира Вдовиченко и Алексея Гуськова, хотелось бы отметить Карину Андоленко в роли Петровой (красива и убедительна) и Сергея Гурьева в роли командира захваченного судна (веришь ему на 100%!)

👉 Визуальный переход от портрета молодого Кротова (актёр А.Аверин) к портрету пожилого Кротова (Гуськов) в самом конце последней серии – впечатляет.

👉 Путь Кротова показан как путь человека без идей и без сердца. Ум у него есть, но своеобразный и какой-то неполноценный. Это как если бы Форрест Гамп перешёл на сторону зла. Кротов быстро овладевает физическими навыками, он ловок и решителен. Но в остальном – туп. Широкого кругозора не имеет, книг не читает, душевных порывов лишён.

А ещё Кротов всю жизнь действует так, чтобы получить сиюминутную выгоду. Надо похвалу от учителя – «стучит» на одноклассников; надо быть «как все» и идти добровольцем – идёт; надо получить выгоды от немцев – предаёт и убивает своих; надо вернуться в Россию – предаёт немцев и под поддельной личиной возвращается.

кадр из т/с "Противостояние", 2024
кадр из т/с "Противостояние", 2024

Золото – единственная любовь и постоянный интерес Кротова. Из-за золота он лишается покровительства нацистов, из-за золота грабит Мишу Гончарова, грабит ювелирный магазин…

О минусах.

Для передачи идеи романа, да и для интереса зрителей было бы лучше уделить внимание диверсионной деятельности Кротова во время войны, а не любовным переживаниям Костенко. В романе достаточно материала для раскрытия Кротова-карателя, Кротова-палача. Зато нет унылой темы личной жизни Костенко. В новом сериале нет ничего о службе Кротова немцам, о его зверствах по отношению к советским людям в оккупированных регионах, в концлагере. Нам показали, что Кротова обучили, избавили от заикания, подселили к немецкой «старушке-процентщице» – и вот уже конец войны, 1945-ый. Будто он всю войну в разведшколе и у фрау пересидел и никакой пользы нацистам не принёс. Когда как для раскрытия персонажа необходимо было показать, что Кротов усердно служил своим немецким хозяевам, был лютым военным преступником.

О противостоянии.

Единственное, чем можно оправдать нудные любовные линии в новом сериале, – это задумкой противопоставить человека любящего, созидающего, борющегося со злом (Костенко) и ненавидящего, разрушающего (Кротов). Следователь так много чувствует, что едва не скатывает фильм в мелодраму. На контрасте – преступник начисто лишён импатии, будто у него в мозгу нет функции сопереживания, жалости, сочувствия.

заставка т/с "Противостояние", 2024
заставка т/с "Противостояние", 2024

Эгоист и одиночка (несмотря на наличие «невест в каждом порту») Кротов противопоставлен Костенко – центру семьи, центру коллектива. Противостояние «света» и «тьмы», человечного и бесчеловечного, о котором, наверное, и хотел сказать Юлиан Семёнов, тут изображено в полной мере.