Найти тему

Ламповый мультфильм эпохи VHS. Оливер и компания

«У этого города есть ритм, и ты должен в него вжиться»
«У этого города есть ритм, и ты должен в него вжиться»
  • Год выхода: 1988
  • Страна: США
  • Жанр: Мультипликация, мюзикл
  • Режиссёр: Джордж Скрибнер
  • Сценарий: на основе «Приключений Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, Джим Кокс, Тим Дисней, Джеймс Мэнголд
  • Студия: The Walt Disney Company
  • Продолжительность: 1 час 14 минут
  • Возраст: 0+

Есть на свете такие вещи, что ты проносишь с собой через года. Это далеко не ностальгия по ушедшим временам. Это личный для каждого опыт, который подарил первые эмоции. Можно бесконечно любить взрослое, серьёзное кино. Жанры молодёжные, попроще. Можно удариться с головой в сериальное аниме и не вылезти оттуда никогда. У каждого свой вкус. Да, эпоха, в которой выросли вы, на многое влияет, но никогда не поздно что-то вспомнить или нагнать. Я как раз и люблю периодически возвращаться в самое начало. То, с чего стартовал мой путь. В большинстве случаев, как и у вас — с анимации. Любимые мультфильмы детства. Сегодня об одном из них и поговорим.

Мировая классика мультипликации. Обязательна к просмотру
Мировая классика мультипликации. Обязательна к просмотру

Компания Дисней — удивительная штука. Как один человек загорелся идеей, и как сотня аниматоров на костёр чужой задумки легла. Спорная и неоднозначная фигура, где переработки и качество ставилось всему вопреки. Главное, что Уолт привнёс — эталон. Высокие стандарты. Понятное дело, что для начала нужно было набить руку самому, но потом... Как только небольшие истории переросли в полноценный, первый на минуточку полнометражный мультфильм, случился погром в умах людей. Белоснежка 1937 года. Меньше, чем фурор, ленту просто не назвать. Боюсь представить, что было тогда. Конкуренции нет. Лепи что хочешь, а тут тебе дают шедевр на века. До сих пор смотрится добротно, так как сделано галантно и с душой. Одним словом — звездец... особенно сейчас. Наглядный пример того, как новые, зажравшиеся боссы, отказываются от истории. Как плюют на труды других людей. То, какую репутацию приобрели потомки, не дай бог кому-то пожелать. Вот что происходит, когда во главе стоят выручка и маркетинг. Когда на целевую, семейную аудиторию всем плевать. Когда тренды и инвестиции тайных кошельков, делают зло. Дед бы трижды в гробу перевернулся, узнай, по какому пути его компанию менеджеры повели. Отступим немного назад.

Разношёрстная братия контрастных характеров
Разношёрстная братия контрастных характеров

Точную дату просмотра «Оливер и компания» вспомнить тяжело. Если свериться с Википедией, то мультфильм на носителях появился в России в 1996, и, скажем, за год или два уже добрался до нас. Эпоха 90-х, крайне нестабильная штука. Дефицит местных товаров и импортный ввоз. К концу тысячелетия экономика стран, бывших СССР частично, стабилизировалась, но оставила своё наследие. Странное сочетание новых и старых вещей. Видеомагнитофон Sony и оловянные игрушки, «прибитые» к полу. Советские слайды и Sega Mega Drive. Китайский пластик и выжигатель по дереву. Это тот перечень развлечений, что был у меня. Имея мафон в те времена, просто не было оттока друзей, а с игровой приставкой, их частое появление разве что докучало родителям. И вот среди избранной диснеевской классики, мне попалась данная кассета. Боже, если бы дубляж в те времена добрался до меня, я бы ещё круче кайфовал. И даже так, было очень приятно. Тёплые воспоминания. Классная музыка. Больше я не помнил ничего. Пересмотрев уже сегодня, я открыл для себя кое-что ещё...

Одна из первых моих детских трагедий. Раньше детей никто не щадил
Одна из первых моих детских трагедий. Раньше детей никто не щадил

Все вы наверняка наслышаны о «Короле льве», который несчастных детей доводил до слёз. Присоединяюсь к ним. Я тоже участвовал в этом эксперименте. Так вот, насколько там величественная музыка в компиляции с трагической историей, настолько же местами тяжело в детстве было её смотреть. И возраст здесь не играет роли. Ментально, может, мы и стали сильнее, правда, слёзы в обход разума всё равно идут. Это не первый мой по просмотру анимационный мюзикл, зато самый любимый.

Ещё один неприятный опыт видеокассет из детства. Такой давящей мрачности при яркости красок, нынешний Disney не способен сотворить
Ещё один неприятный опыт видеокассет из детства. Такой давящей мрачности при яркости красок, нынешний Disney не способен сотворить

«Горбун из Нотр-Дама» мог бы с лёгкостью посоревноваться по части музыки, однако он ещё больше вызывает мурашек и негативного впечатления в отрыве от неё. Та же «Белоснежка» просто приятная в мелодии, но не более того. Я думал, взять «Котов Аристократов», но что-то классический джаз не зашёл вообще. Возможно, именно здесь полный дубляж песен, и сыграл наоборот. Вот и получается, что второе и последнее место смело занимает кот Оливер со всей собачьей братией. Именно он позволил насладиться современной музыкой и сюжетом, не вгоняя бесконечно в красные глаза, хотя элементы напряжения идут с первых минут, а у нас ограничения, напомню, 0+ лет.

Очередные людские изверги, оставившие котёнка под проливным дождём
Очередные людские изверги, оставившие котёнка под проливным дождём

Вот скажите, почему за коробкой с котятами никто не следит? Где владелец? Да, она номинально стоит у витрины, но цена в 5 баксов как бы намекает. Не воздуху же они доллары отдают. Можно сказать, что человек в магазине, но это домыслы, а у нас здесь факты. Чистые факты. Смуту наводит разве что зачёркнутый ценник, но оставлять одного котёнка, да и ещё в непогоду. Ух, руки бы обрезать такому хозяину, да некому отрубить. Боже, я уже приготовился брать заранее платочки. Проливной дождь и несуразная смерть, благо Муфаса своим примером погиб на 6 лет позже. М-да, теперь Оливер один в суровом мегаполисе. «Но это же кот. У него есть инстинкты охоты и выживания». Да, есть. Возможность шестерить мусорные бачки, гонять по подвалам крыс и грызть асфальт. Лучше переведите своего питомца на такие харчи. Посмотрим, как он при виде свежей рыбки запоёт.

Есть и другие мелочи, но они настолько мизерные, что нет смысла их перечислять. Единственно, отмечу для себя ещё два момента. Алчные псы. Ну и сволочи эти собаки. Законную сосиску котёнку никто так и не отдал. А на что надеялся безработный Фейгин, занимая денег буквально у мафии, загадка. Чем он будет потом расплачиваться? Органами? Псами? Учитывая их адаптивные возможности, в перспективе есть только два пути. Бумажники воровать, да тачки угонять. Чуете, где весь абсурд зарыт... В любом другом произведении можно было бы возмущаться, но здесь — это плюс. Животные, что не только человека понимают, но и стараются помогать. Хотелось, чтобы и в жизни помимо «Мяу, поиграть» и «Мяу, пожрать», что-то было ещё.

-8

Ладно, это лирика. А что там по сюжету? Для детей всё супер зашибись. Для взрослых — очередное нравоучение. Можно, безусловно, упростить фабулу до того, как собачки с котиком побеждают очередное зло. И да, вы будете правы, вот только промежуточные фрагменты и делают эту простую историю достойной для просмотра. Если вам знакомы книжные прототипы или другие мультфильмы Диснея, то вы сможете частично угадать, кто списан с кого. А я уже упоминал про песни? Чистейший кайф. Их немного, но они все без исключения нравятся мне. Музыка не только традиционные ценности скрепляет, но и улучшает. Далеко не ради человеков я диснеевскую классику смотрю. Весь успех раскрывается благодаря животным в анимации. Вот где реально запрещённый приём. «Дамбо», «Бэмби», «101 далматинец», «Лис и пёс», «Робин Гуд», «Король лев» — там везде животные страдают. Не всегда и не так часто, однако милость зверюшек и сопереживание усиливают сей эффект. Боже, а я и забыл, что до Симбы, оленёнок ещё страдал. Да много на самом деле кто ещё, просто не так трагично и наглядно. Я вам так скажу... Просмотреть классическую анимацию, тот ещё вызов для психики. Горечь вместе с наслаждением будет без конца подбираться к лицу.