- Год выхода: 1988
- Страна: США
- Жанр: Мультипликация, мюзикл
- Режиссёр: Джордж Скрибнер
- Сценарий: на основе «Приключений Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, Джим Кокс, Тим Дисней, Джеймс Мэнголд
- Студия: The Walt Disney Company
- Продолжительность: 1 час 14 минут
- Возраст: 0+
Есть на свете такие вещи, что ты проносишь с собой через года. Это далеко не ностальгия по ушедшим временам. Это личный для каждого опыт, который подарил первые эмоции. Можно бесконечно любить взрослое, серьёзное кино. Жанры молодёжные, попроще. Можно удариться с головой в сериальное аниме и не вылезти оттуда никогда. У каждого свой вкус. Да, эпоха, в которой выросли вы, на многое влияет, но никогда не поздно что-то вспомнить или нагнать. Я как раз и люблю периодически возвращаться в самое начало. То, с чего стартовал мой путь. В большинстве случаев, как и у вас — с анимации. Любимые мультфильмы детства. Сегодня об одном из них и поговорим.
Компания Дисней — удивительная штука. Как один человек загорелся идеей, и как сотня аниматоров на костёр чужой задумки легла. Спорная и неоднозначная фигура, где переработки и качество ставилось всему вопреки. Главное, что Уолт привнёс — эталон. Высокие стандарты. Понятное дело, что для начала нужно было набить руку самому, но потом... Как только небольшие истории переросли в полноценный, первый на минуточку полнометражный мультфильм, случился погром в умах людей. Белоснежка 1937 года. Меньше, чем фурор, ленту просто не назвать. Боюсь представить, что было тогда. Конкуренции нет. Лепи что хочешь, а тут тебе дают шедевр на века. До сих пор смотрится добротно, так как сделано галантно и с душой. Одним словом — звездец... особенно сейчас. Наглядный пример того, как новые, зажравшиеся боссы, отказываются от истории. Как плюют на труды других людей. То, какую репутацию приобрели потомки, не дай бог кому-то пожелать. Вот что происходит, когда во главе стоят выручка и маркетинг. Когда на целевую, семейную аудиторию всем плевать. Когда тренды и инвестиции тайных кошельков, делают зло. Дед бы трижды в гробу перевернулся, узнай, по какому пути его компанию менеджеры повели. Отступим немного назад.
Точную дату просмотра «Оливер и компания» вспомнить тяжело. Если свериться с Википедией, то мультфильм на носителях появился в России в 1996, и, скажем, за год или два уже добрался до нас. Эпоха 90-х, крайне нестабильная штука. Дефицит местных товаров и импортный ввоз. К концу тысячелетия экономика стран, бывших СССР частично, стабилизировалась, но оставила своё наследие. Странное сочетание новых и старых вещей. Видеомагнитофон Sony и оловянные игрушки, «прибитые» к полу. Советские слайды и Sega Mega Drive. Китайский пластик и выжигатель по дереву. Это тот перечень развлечений, что был у меня. Имея мафон в те времена, просто не было оттока друзей, а с игровой приставкой, их частое появление разве что докучало родителям. И вот среди избранной диснеевской классики, мне попалась данная кассета. Боже, если бы дубляж в те времена добрался до меня, я бы ещё круче кайфовал. И даже так, было очень приятно. Тёплые воспоминания. Классная музыка. Больше я не помнил ничего. Пересмотрев уже сегодня, я открыл для себя кое-что ещё...
Все вы наверняка наслышаны о «Короле льве», который несчастных детей доводил до слёз. Присоединяюсь к ним. Я тоже участвовал в этом эксперименте. Так вот, насколько там величественная музыка в компиляции с трагической историей, настолько же местами тяжело в детстве было её смотреть. И возраст здесь не играет роли. Ментально, может, мы и стали сильнее, правда, слёзы в обход разума всё равно идут. Это не первый мой по просмотру анимационный мюзикл, зато самый любимый.
«Горбун из Нотр-Дама» мог бы с лёгкостью посоревноваться по части музыки, однако он ещё больше вызывает мурашек и негативного впечатления в отрыве от неё. Та же «Белоснежка» просто приятная в мелодии, но не более того. Я думал, взять «Котов Аристократов», но что-то классический джаз не зашёл вообще. Возможно, именно здесь полный дубляж песен, и сыграл наоборот. Вот и получается, что второе и последнее место смело занимает кот Оливер со всей собачьей братией. Именно он позволил насладиться современной музыкой и сюжетом, не вгоняя бесконечно в красные глаза, хотя элементы напряжения идут с первых минут, а у нас ограничения, напомню, 0+ лет.
Вот скажите, почему за коробкой с котятами никто не следит? Где владелец? Да, она номинально стоит у витрины, но цена в 5 баксов как бы намекает. Не воздуху же они доллары отдают. Можно сказать, что человек в магазине, но это домыслы, а у нас здесь факты. Чистые факты. Смуту наводит разве что зачёркнутый ценник, но оставлять одного котёнка, да и ещё в непогоду. Ух, руки бы обрезать такому хозяину, да некому отрубить. Боже, я уже приготовился брать заранее платочки. Проливной дождь и несуразная смерть, благо Муфаса своим примером погиб на 6 лет позже. М-да, теперь Оливер один в суровом мегаполисе. «Но это же кот. У него есть инстинкты охоты и выживания». Да, есть. Возможность шестерить мусорные бачки, гонять по подвалам крыс и грызть асфальт. Лучше переведите своего питомца на такие харчи. Посмотрим, как он при виде свежей рыбки запоёт.
Есть и другие мелочи, но они настолько мизерные, что нет смысла их перечислять. Единственно, отмечу для себя ещё два момента. Алчные псы. Ну и сволочи эти собаки. Законную сосиску котёнку никто так и не отдал. А на что надеялся безработный Фейгин, занимая денег буквально у мафии, загадка. Чем он будет потом расплачиваться? Органами? Псами? Учитывая их адаптивные возможности, в перспективе есть только два пути. Бумажники воровать, да тачки угонять. Чуете, где весь абсурд зарыт... В любом другом произведении можно было бы возмущаться, но здесь — это плюс. Животные, что не только человека понимают, но и стараются помогать. Хотелось, чтобы и в жизни помимо «Мяу, поиграть» и «Мяу, пожрать», что-то было ещё.
Ладно, это лирика. А что там по сюжету? Для детей всё супер зашибись. Для взрослых — очередное нравоучение. Можно, безусловно, упростить фабулу до того, как собачки с котиком побеждают очередное зло. И да, вы будете правы, вот только промежуточные фрагменты и делают эту простую историю достойной для просмотра. Если вам знакомы книжные прототипы или другие мультфильмы Диснея, то вы сможете частично угадать, кто списан с кого. А я уже упоминал про песни? Чистейший кайф. Их немного, но они все без исключения нравятся мне. Музыка не только традиционные ценности скрепляет, но и улучшает. Далеко не ради человеков я диснеевскую классику смотрю. Весь успех раскрывается благодаря животным в анимации. Вот где реально запрещённый приём. «Дамбо», «Бэмби», «101 далматинец», «Лис и пёс», «Робин Гуд», «Король лев» — там везде животные страдают. Не всегда и не так часто, однако милость зверюшек и сопереживание усиливают сей эффект. Боже, а я и забыл, что до Симбы, оленёнок ещё страдал. Да много на самом деле кто ещё, просто не так трагично и наглядно. Я вам так скажу... Просмотреть классическую анимацию, тот ещё вызов для психики. Горечь вместе с наслаждением будет без конца подбираться к лицу.