Найти в Дзене

Ударение в именах существительных

Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия . Так, в словах на -анин (-ане) , обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог: горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин. В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог: Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы: Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне. Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова. Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударен

Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия .

Так, в словах на -анин (-ане) , обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог: горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.

В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог: Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы: Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.

Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.

Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия. Однако сейчас нормативным является произношение индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я. Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина́ри́я. Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью – кулина́рия. Варианты апопле́ксия и апоплекси́я равноправные.

Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов. Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге: а́рия, ма́ния, ма́фия. Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения): месси́я, вити́я, стихи́я.

В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова: фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия. Большинство многосложных слов на -ия относится к специальной лексике, к терминологии. Далеко не все варианты произношения, распространённые в профессиональной среде, являются нормативными.

При затруднении следует обращать внимание на окончание. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я : психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.

Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, — ́ция: русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.

Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями. Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия – истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния – телефони́я, стереофони́я.

Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения – симме́трия и симметри́я, но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).

Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор. Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор – с ударением в начале слова; пригово́р – с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р. Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор, однако употреблять её всё же не следует.

-2

Пройти тест-тренинг на тему "Ударение".