Востребованность Москвы как туристского направления продолжает увеличиваться вместе с ростом потребительского потенциала, поэтому город активно развивает все направления. Согласно программе по развитию туризма в Москве, уже в 2030 году столица примет 52 млн. гостей, большая часть которых (24 млн. человек) приедут в рамках наиболее популярного направления – в культурно-познавательных и развлекательных целях.
В целом внутренний туристический поток в России в первом полугодии 2024 года вырос на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (по данным «СберАналитики»).
За шесть месяцев россияне совершили 56,2 млн поездок. Больше всех туристов приняли Москва (15,4%) и Московская область (16,5%). Сами москвичи предпочли для поездок Петербург, Владимирскую область, Краснодарский край.
Около 50% трат туристов пришлись на Москву, Московскую область, Петербург и Краснодарский край. За полгода на отдых туристами было потрачено 660 млрд рублей, число покупок выросло год к году на 13%. При этом средний чек на услуги турагентства увеличился на 22% до 63 тыс. рублей
Москва лидирует среди внутренних направлений по популярности у российских туристов. За первые шесть месяцев 2024 г. Москва приняла 12,2 млн. гостей, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2019 г.
Чаще всего в Москву на каникулы или в отпуск приезжают из Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Владимирской, Ростовской, Тульской областей.
Увеличилась и средняя загрузка гостиниц – 75%, что на 10% выше показателей первой половины 2023 года и на 3% — показателей первой половины 2019 года. При этом растет и номерной фонд Москвы. С начала года открылись 5 гостиниц на 507 номеров.
При этом показатели внутреннего туризма значительно превзошли даже цифры пикового 2019 г.: столицу посетили 6,7 млн. человек, что на 12% выше значений лета 2019 г.
Но, хотя российские путешественники продолжают составлять основу туризма в Москве, каждый пятый гость московских отелей этим летом – иностранец.
Почти половина жителей регионов ездят в Москву хотя бы раз в год. Только 17% опрошенных никогда не были в столице. Почти каждый турист первым делом в Москве идет на Красную площадь. Также в топ самых популярных достопримечательностей входят Воробьевы горы, Останкинская башня, Третьяковская галерея, станции метро и Арбат
Менее всего туристам известны Дарвиновский музей (8,2%), музей-заповедник «Коломенское» (5,2%), Новодевичий монастырь (3,7%) и театр «Геликон Опера» (1,8%) (согласно исследованию в рамках премии Правительства Москвы в сфере столичного гостеприимства «Путеводная звезда»).
Места, которые туристы лучше всего знают в столице: Красная площадь (50,8%); Большой театр (49,7%); Государственная Третьяковская галерея (42,3%); Парк Горького (40,8%); Парк «Зарядье» (34,9%); Памятник «Рабочий и колхозница» (33,4%); Памятник Пушкину (29,8%); Пушкинский Музей — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (25,2%).
Третьяковская галерея, Красная площадь и памятник «Рабочий и колхозница» — локации, которые попали в топ как москвичей, так и гостей столицы (источник: https://www.gazeta.ru/social/news/2024/09/24/23989471.shtml).
Увеличению турпотока в столицу способствует в том числе событийный туризм. В городе регулярно проходят различные мероприятия и фестивали. Например, прошедший летом фестиваль «Усадьбы Москвы» посетили 700 тысяч человек. Благодаря ему удалось сформировать новую культуру выходного дня среди москвичей и туристов, а посещаемость некоторых усадеб увеличилась в несколько раз.
Москва готова к росту турпотока, обладает необходимой инфраструктурой и относит развитие туризма к одной из ключевых задач.
Материал подготовлен кафедрой туризма Московского государственного университета спорта и туризма.