Рецензия: Павел Кашин - "До свидания, время"
2003, CD Land Records
На самом деле, это альбом года. Закрепить за своей пластинкой сей статус официально Павлу Кашину помешает лишь его невписанность ни в одну из шоу-бизнес-группировок. Нигде - ни у бардов, ни у рокеров, ни у исполнителей романсов, ни в 'Песне года' - этот дрожащий взволнованный голос не считают своим. Да оно и не нужно - прежде всего самому певцу. Эту пластинку глупо рекламировать привычными средствами шоу-бизнеса. О ней не следует громко орать: ее надо рекомендовать лучшим проверенным друзьям, ею надо наслаждаться, закрывшись от внешнего мира (хотя бы наушниками). Если же вы захотите делиться своим просветлением от 'До свидания, время' направо и налево, будьте готовы к неадекватным реакциям: в ответ могут смеяться, говорить гадости. Не стоит спорить, кричать: 'Ну как же вы не понимаете!'. Не понимают - и ладно. Их проблемы.
Итак, Павел Кашин переехал из Петербурга в Москву и обзавелся первым за много лет настоящим продюсером. Казалось бы, должны были пойти вверх пиар и продвижение артиста, появиться клипы, ротации, журнальные обложки и участие в сборных солянках. Вместо всего этого последовал качественный скачок именно в творческом плане. Скромный по нынешним временам хронометраж диска (33 с половиной минуты) означает, что Кашину удалось обойтись без проходных песен. Альбом звучит очень цельно - хрупкие прозрачные акустические аранжировки, высокий вокал Кашина, удивительно изящные тексты, - но вместе с тем не страдает от однообразия. 'Вы искали меня' и 'Барышня' - это изысканные вальсы, первый под тихий проигрыш акустической гитары, второй - под нервный рояль. И в обоих произведениях Павел Кашин поражает совершенно восхитительными поэтическими оборотами - от 'не оставив следов на брусчатке минорных ладов' до 'барышня, барышня, вы безвозвратно пьяны'. Несмотря на то, что и артист, и его музыка производят впечатление 'не от мира сего', Павел знаком с бытовыми реалиями, и можно только изумляться, как тонко ему удается, не нарушив хрустальной поэтической ткани, вписать в свои тексты 'коммунальную гопоту', 'обложку Playboy' и 'дебри секса'. Почти в каждой песне обнаруживаются текстовые жемчужинки типа 'я знал, в Москве живет моя надежда, а в Петербурге - моя любовь' или музыкальные фишечки - латино в 'Сердце моряка', блюзовая губная гармоника в 'Белом друге'. Забавно, кстати, наблюдать, как Павел Кашин в этой песне играет на поле Чижа и старается рокерски вокализировать. Наконец, можно послушать просто красивые, чуть печальные композиции 'Чудесная страна', 'Вера, Надежда, Любовь', 'Шел первомайский снег' и 'Поддавки'.
А в принципе, наверно, не надо было всех этих подробностей. Можно обойтись одной цитатой. Послушав этот альбом, начинаешь искренне верить, 'что где-то между радостью и болью/что где-то меж реальностью и сна/И где-то меж фатальностью и волей/Находится чудесная страна/Где жители не знают о разлуке/Где жителям неведома печаль/Где музыка не делится на звуки/Где времени и нету и не жаль'.
Алексей Мажаев, InterMedia, 29 июня 2023 года