#Книжная_подборка и дополнительные материалы ко дню рождения режиссёра театра и кино Марка Захарова.
«Режиссура — система созидания того, чего не знает Бог. (Произвольный вариант бердяевской формулы.) В еще более грубом, глобальном и даже космическом аспекте режиссура есть строительство принципиально новой собственной динамической конструкции, до конца не подвластной логике зримых событий, обладающей гипнотической заразительностью с очень сильным воздействием на подсознание человека. Театр использует определенные дозы гипноза. Хороший артист не просто говорит текст, он еще посылает в зал гипнотическое воздействие, и это самое интересное»./ Марк Захаров
#КНИЖНАЯ_ПОДБОРКА_БОГОЛЮБОВКА
«Театральная фантазия на тему..: мысли благие и зловредные»
Марк Захаров еще при жизни стал человеком-легендой. Он был бесконечно одарен, обладал неиссякаемой творческой энергией, по праву заняв свое особое место в истории отечественного театра и кинематографа. На его фильмах и спектаклях, которые уже стали классикой, выросло несколько поколений зрителей.
Создатель, руководитель и идейный вдохновитель легендарного театра «Ленком», Захаров обладал даром находить и взращивать таланты, зажигать на театральном и кино небосклоне новые звезды. Учениками мастера в разные годы были Инна Чурикова, Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Дмитрий Певцов, Антон Шагин и многие другие артисты. Авторский театр Марка Захарова был всегда свободным. Границы возможного мастер всегда определял сам.
Книга «Театральные фантазии на тему... Мысли благие и зловредные» — последние воспоминания великого мастера.
«В кино мы впервые открыли для себя шокирующую нас истину: при некоторых особых условиях дилетант может быть выразительнее профессионала». / Марк Захаров
«Суперпрофессия» / Серия «Мой 20 век»
По мнению Марка Захарова, режиссер - это суперпрофессия, ибо он совмещает в себе черты драматурга и актера, художника и инженера и еще с десяток театральных профессий. А еще режиссер должен быть поэтом и политиком, дипломатом и хозяйственником, философом и... иногда просто тираном. Если режиссер - это действительно суперпрофессия, то нельзя не признать, что Марк Захаров в ней является суперпрофессионалом. Иначе чем объяснить, что каждая постановка в возглавляемом им Ленкоме становится подлинным событием для театралов, а любители кино видят в фильмах Захарова только один недостаток - то, что они выходят на экраны далеко не ежегодно... В своей книге Марк Захаров вспоминает о нелегком пути к вершинам своей суперпрофессии о многих забавных, а порой и грустных эпизодах, приключившихся на театральных репетициях и киносъемках, рассказывает об актерах труппы Ленкома Евгении Леонове и Татьяне Пельтцер, Олеге Янковском и Инне Чуриковой, Николае Караченцове и Леониде Броневом, а также о спектаклях и фильмах, уже вошедших в золотой фонд нашего искусства - "Тиле" и "Мюнхгаузене", "Юноне и Авось" и "Обыкновенном чуде", "Поминальной молитве" и "Убить Дракона"...
«Всегда повторяю своим коллегам: очень хорошо бы мобилизовать интуицию. Что такое интуиция, не знает даже ваша редакция. Но есть статистика, согласно которой люди сдают билеты на авиарейс, который кончится катастрофой. Они действуют под влиянием интуиции и от этих цифр нельзя отмахнуться». / Марк Захаров
«Ленком мой дом дом: лицедейство без фарисейства мое режиссерское резюме»
Марк Захаров, бессменный руководитель театра Ленком с 1973 года, выступает в этой книге в непривычной для прославленного режиссера роли — роли зрителя. Искушенного, умного и слегка ироничного — особенно по отношению к… самому Марку Захарову. Это книга о том, как Захаров — «случайно» — стал режиссером. И о тех людях, которые его режиссером сделали, и о тех, кого актерами делал уже он. О том, что происходит в свете рампы и за кулисами. О том, как Захаров творил Ленком, а Ленком — Захарова. О том, как Ленком выплеснулся за пределы театральной сцены — на экраны кино и телевизоров, на улицы города, страны, всего мира… Занавес поднимается. Добро пожаловать в мир Марка Захарова. В мир лицедейства без фарисейства.
«Некая широта, мощь и душевная глубина русского характера, который меня очень волнует, сидит во мне. Во мне намешано много кровей, но процентов 75 славянской крови. Поэтому я это как-то ощущаю вместе со всеми нашими недостатками и нашей дурью, нашим неумением работать, нашей аритмичностью в работе и всякими другими еще пороками и химерами. Все-таки сидит в нас какая-то радостная ширь, радостный азарт, радостное движение неизвестно куда, но веселое движение. Вот это меня как-то привлекает и увлекает. Еще Ключевский, наш великий историк, заметил, что русский человек, великороссийский характер, может в три солнечных дня развить такую бешеную энергию, что никакой голландец, никакой европейский труженик за ним не поспеет. Правда, потом он постепенно чахнет и ложится на печь, и работоспособность свою резко снижает, но в какой-то момент он снова может продемонстрировать некое чудо». / Марк Захаров
«Театр без вранья»
Режиссер-профессия амбициозная. Режиссеру мерещится порой, что он знает о жизни что-то такое, чего не знают другие. Разумеется, режиссерское самомнение может помочь в обретении профессии, но оно должно непременно смениться периодами вдумчивого и неторопливого анализа-кто ты и что ты? Чего ты добился сам, а что с тобою просто случилось.
Режиссер Марк Захаров читает свой юмористический рассказ "Как меня вырастили" (1966)
«Контакты на разных уровнях»
Марк Захаров: «Вместо предисловия, которое всё равно никто не читает»
«Контакты на разных уровнях» были написаны мной в конце 1986 года, когда цензурный аппарат неофеодально-тоталитарного государства уже начал разрушаться, но отдельные его механизмы продолжали с чудовищным упорством следовать прежним идеологическим установкам. Один из таких механизмов все еще функционировал в руководстве издательства, которое заказало мне эту книгу. Я не ставил перед собой никаких политических задач и тем не менее со многими достаточно невинными суждениями вынужден был расстаться.
Возвращать выброшенные цензурой абзацы сегодня нет ни возможности, ни желания. Заниматься коренной переработкой написанного тоже не захотелось, потому что книга была написана, что называется, на одном дыхании и делать вид, что в 1986 году я дышал как-то по-другому, показалось излишним. И все-таки кое-какие коррективы внести захотелось. Что-то пояснить из тех суждений, что носились тогда в моем сознании, и дописать хотя бы чуть-чуть из того, что носится в моих усталых мозгах сегодня.
Многие из моих чисто человеческих и режиссерских воззрений, профессиональных интересов и методологических поисков остались неизменными. Они оказались любопытными для тех, кто интересуется искусством вообще и театром в частности, поэтому книга, изданная издательством «Искусство» в 1988 году, почти мгновенно разошлась среди читателей. Я очень благодарен издательству «Центрполиграф» за его нынешний интерес к моим прошлым контактам, да еще на разных уровнях.
Разумеется, я не удержался на определении «чуть-чуть» и при переиздании книги позволил себе несколько видоизменить отдельные страницы и даже написать новые. Делал я это осторожно, сдержанно, а иногда вдруг резко и решительно. Режиссер должен совершать непредсказуемые поступки. Наитие, сумасбродные идеи и спонтанные выбросы не проверенных наукой противоречивых, непоследовательных утверждений повышают доверие к режиссерской личности. Такова специфика нашей профессии.
>>> Читать книгу «Контакты на разных уровнях» <<<
«Автоград – XXI»
Драматическая фантазия в 2-х частях.
Пьеса и спектакль «Автоград – XXI» необычны по форме. Они откровенно синтетичны. В них свободно, смело, раскованно используются самые разнообразные выразительные средства современного (*тому времени) театра. Тут есть всё: плакат и мюзикл, открытая публицистика и элементы психологической драмы, лирика и юмор, фантастика и сатирический гротеск… Но в данном случае такое смешение жанров не эклектично, а именно синтетично. Оно было запрограммировано создателями пьесы и спектакля. Отсюда и его жанровое определение: драматическая фантазия.
Пьеса написана в 1973 году и поставлена на сцене Ленкома (первая постановка Марка Захарова в качестве главного режиссёра этого театра) в 1984 году. Спеккакль недолго просуществовал в репертуаре, был прохладно принят критиками.
В спектакле прозвучали песни Юрия Визбора: «Песня о быстротекущем времени», «Песня о новом городе», «Песня об огне».
«Приближение смерти вызывает и обостряет в людях чувство национального самосознания и национальную память. В людях происходит своеобразное очищение, рождается потребность освободиться от суетных комплексов, обрести мир и душевную гармонию с далекой российской землей». / Марк Захаров
"Ленком"
В сборник включены очерки о жизни и творчестве известных актеров Московского театра "Ленком", а также многочисленные редкие фотографии.
ИНТЕРВЬЮ: Марк Захаров и "Парень из нашего города" в Ленкоме. Запись 1978 г.
- 10 мудростей от патриарха «Ленкома» Марка Захарова: «В нас сидит радостная ширь, азарт, веселое движение неизвестно куда»