В российской театральной среде главного режиссёра питерского Театра на Васильевском Владимира Туманова почему-то упорно и с большой теплотой называли Севой Тумановым. Вот и мне захотелось так его назвать.
Он уже года четыре ставит спектакли для ангелов, но его постановки идут не только в Питере, их вывозят на фестивали, где они оставляют далеко "за флагом" другие представления.
10 октября на фестивале-форуме "Театральная дельта" в Астрахани, когда шёл "Идиот", зрители боялись даже шелохнуться, потому что актёры не просто завораживали, они иногда говорили шёпотом. В зале была абсолютная тишина. Невозможно было оторвать глаз от сцены, хотя сценографию представляли только несколько рождённых для этого спектакля " говорящих" стульев с пустыми отверстиями - глазницами, которые и простояли там всё действие, куда бы оно не переносилось.
И не было во время спектакля модной темноты в зале с редким многозначительным светом, который уже поднадоел. Всё-таки "играть" в постановке должен, как мне кажется, в основном не свет, на который во многих театрах стали делать чуть ли не главную ставку. Светиться должны артисты, причём всем актёрским ансамблем, как в "Идиоте". Вот это производит мощное впечатление!
Оказалось, что все сценические ухищрения ни к чему, если артисты дышат в унисон с героями спектакля, чувствуют их. Или так великолепно понимают замысел режиссёра? В спектакле князь Мышкин ( Арсений Мыцык) снимает полевой венок детскости (непосредственности, наивности?) и по сути перестаёт быть "идиотом", человеком, который не похож на всех. Идиотами уже кажутся все остальные: нервный Рогожин (Илья Носков), экзальтированная Настасья Филипповна (Елена Мартыненко), чужая в родной семье умненькая Аглая (Екатерина Рябова), бузотёр Фердыщенко и другие.
И, может быть, и зрители покажутся себе такими же ненормальными, как и они? И им захочется снять после этого спектакля маски, перестать кого -то изображать в своей реальной жизни? Ведь все мы почти постоянно кого -то играем, плохо зная зачастую себя. Может быть, и мы будем теперь меньше врать, больше любить? Хочется верить!
Кстати, когда князь Мышкин оказывается без венка на голове, нам напоминают, что его зовут Лев Николаевич. Интересно, писал ли что -нибудь по этому поводу Толстой или его пьеса "Живой труп" с главным героем, которого зовут Фёдор - это ответ Фёдору Достоевскому?
В общем, спектакль будоражит, заставляет вспомнить и Толстого с его философией непротивления злу, и Библию, и Христа (не зря в имени героя сплелись и лев, и мышь!) И как было бы хорошо, если бы на сайтах театров вспоминали в анонсах именно об этом.
Ну, а я с удивлением прочла в интернете перед спектаклем, что, якобы, мир князя Мышкина рушится при столкновении с мирами встреченных им людей. Да нет же! Это миры Рогожина, Настасьи Филипповны, Аглаи рушатся, когда они знакомятся с Львом Николаевичем Мышкиным! Это их жизнь он невольно, не желая этого, разбивает. Его мир, напротив, и в романе, и в спектакле (Туманов остаётся верен Достоевскому!) только крепнет и расцветает.
Внимательно ли смотрят спектакли сотрудники маркетинговых служб, которые пишут анонсы? Проверяет ли кто-нибудь то, что они пишут? Или уже некому? Сева Туманов, который вложил в спектакль "Идиот" часть своей души, увы, уже занят другим. Спасибо за замечательный спектакль, питерцы!
Астраханские театралы не забудут "Идиота" Севы Туманова
2 минуты
22 прочтения
11 октября