Найти тему

Сделать жизнь немного волшебнее

«Украшения делаются вручную, маленькими коллекциями или штучно, с использованием самых доступных, известных, понятных и любимых многими натуральных камней. Поэтому точные повторы украшений невозможны…»

Читаешь описание работ художника-ювелира Анастасии Шульженко на сайте SHANIQ.RU, а ощущение, будто речь идет о людях, о нас с вами – простых и уникальных одновременно, любимых и непостижимых. Может, поэтому, когда впервые видишь работы мастера, ловишь себя на мысли: «Я тоже хочу такое?» 

Анастасия Шульженко родилась в Кабардино-Балкарии, в Прохладном. Там же окончила художественную школу – одну из старейших в республике. Еще ребенком она твердо решила, что будет художником: «Я с семи лет пыталась туда поступить. Мечтала ходить в общеобразовательную и художественную школы одновременно. Но пришлось немного повременить: по возрасту не проходила».

Причем несмотря на столь юный возраст, девочка уже четко знала, что надо присматривать прикладное направление: «Хотелось создавать что-то такое, что будет использоваться людьми. Например, если вышивка, то на сумочках, чтобы ее носили, а не просто любовались. Лепила посуду, чтобы ею можно было пользоваться в быту, и тому подобное». 

Отучившись в художественной школе, Анастасия продолжила учебу в Орловском государственном техническом университете. Выбор города был неслучаен: там жили родственники, много вузов, причем по одному только художественному направлению три учебных заведения. На тот момент девушке было интересно конструирование одежды, и выбор пал на «Дизайн костюмов», но уже через год стало ясно, что хочется больше ручной работы. Так Шульженко начала осваивать скульптурно-керамические навыки, устроилась на керамический завод, где набиралась знаний и опыта почти четыре года. 

Казалось, вот оно: любимое дело, но, как это часто бывает, все изменил случай: «Нас привели на экскурсию в ювелирную мастерскую.

Я как увидела все эти изделия, эти верстаки, машинки – сразу будто щелкнуло: вот оно!» Здесь действительно сошлось все: и художественная составляющая, и прикладное искусство, и даже памятные моменты из детства: дело в том, что ребенком Анастасия часы проводила с папой в его мастерской, где они вместе что-то выпиливали, точили, строгали… Так, перед самым окончанием вуза, девушка решилась резко изменить род деятельности, успешно, правда, защитив диплом по теме «Использование керамических элементов в костюме». А дальше – новые горизонты мира ювелирного искусства: «Решающим было то, что для занятий ювелиркой не требуется какое-то громоздкое оборудование, печи, тому подобное, этим можно заниматься даже дома на площади два квадратных метра. Я, конечно, сначала устроилась учеником на ювелирную фабрику, там с нуля осваивала мастерство ювелира, и вот только потом…»

Переход на новый этап в развитии художника произошел благодаря кризису. В 2008 году многие предприятия закрылись, и со всей своей отчаянностью и верой в успех Анастасия переехала в Москву, где сразу нашла для себя работу, следуя любимому принципу – «выбирать не то, где есть вакантное место, а то, что пришлось по сердцу». Серьезная московская ювелирная фабрика, новый уровень мастерства.

Но если человек – художник от бога, то судьба для него, как правило, припасает особый сценарий: «Я ушла в декрет. И тут стало ясно, что по-старому уже не получится. Нужно что-то принципиально новое». Так в доме Шульженко появились собственный ювелирный стол с рабочим местом, а там и первые заказчики. И пусть спустя полтора года весь доход и все время уходили на формирование имени и почерка новой звезды в плеяде художников-ювелиров, но судьба же любит упорных: «В какой-то момент заказов стало так много, что я перестала справляться с ними в одиночку. Нашла ювелирную мастерскую, делилась с ними своими заказами». 

Но несмотря на то, что ювелир Анастасия Шульженко продолжала работать на заказ, художник Шульженко – это другая история: «Когда работаешь на заказ, ты все равно опираешься на пожелания клиента. Это, конечно, кормит, и даже может быть интересным опытом, но для полноты реализации художника все-таки должно быть нечто, что он создавал бы без вмешательства кого бы то ни было со стороны. Этому здорово помог первый карантин, когда я не могла ходить в мастерскую и делать свои работы. И я села на кухне за свой верстак, да и начала делать свои любимые изделия из серебра, а потом выставлять их в сеть».

Свой собственный стиль Анастасия формировала именно в период карантина, когда решила уйти отовсюду, закрыть глаза и почувствовать «чего же сама хочу?» И вот это было проблемой, потому что, проработав 12 лет на разных предприятиях, всегда приходилось следовать общему корпоративному дизайну: «И тут я поняла, что мне нравится некая сказочность, уход от реальности. Мне не нравятся остромодные вещи, которые назавтра могут стать неактуальными». Как говорит девушка, свой стиль она бы отнесла к «гранжу» – грубая обработка, визуально – своего рода отсылка к украшениям мира фэнтези и Средневековья.

«Но носить это может любой человек, - подчеркивает художник, - просто это такой маленький сказочный элемент, который можно пронести с собой в современную жизнь и сделать ее чуть волшебнее. Так родился бренд SHANIQ. Я пробую новое, не боюсь, не ленюсь. Иногда знакомые спрашивали, мол, а кто решится такое носить? Непривычно как-то. А я не хочу подстраиваться под уже существующий вкус, я буду формировать новый запрос, это куда интереснее. И это честно в отношении себя». 

Такая верность своему чутью не осталась незамеченной: сейчас у мастера свои постоянные клиенты, а бренд SHANIQ называют любимым самые искушенные поклонники ювелирного мастерства: «Сейчас я помимо прочего являюсь модератором группы «Авторская ювелирка» с количеством участников в 22 тысячи человек. Умение общаться с людьми – важнейшее качество для ювелира: мало быть классным мастером, нужно уметь чувствовать других, относиться к ним с уважением. И дело не только в том, что ювелирное изделие сохраняет в себе все эмоции, с которыми ты к нему прикасаешься. Просто люди приходят к ювелиру в самые важные моменты своей жизни: свадьба, рождение ребенка, подарки любимым, после ухода в мир иной бабушки, от которой теперь осталось старинное кольцо… Все это важно учитывать. Не все измеряется деньгами и даже мастерством. Важна душа мастера». 

А под конец беседы мы с Анастасией решили провести небольшой блиц:
- Металл или камни? 
- Камни. Любимый – горный хрусталь, он универсален, он может быть всем и ничем.
- Серебро или золото?
- Серебро.
- Кого из знаменитостей хотела бы видеть лицом бренда?
- Милу Йовович.
- Ты думаешь о династии?
- Однозначно! Моя дочь с малых лет уже за верстаком. Уверена,
SHANIQ будет жить еще не одно десятилетие. Я все для этого делаю.

Алена Докшокова.