Создателем этого стиля считается Рубенс, но это не точно. И этим все сказано. На такой картине мы, скорее всего, увидим много полуголых людей с «богатой» анатомией, которые во всей своей красе что-нибудь активно, ярко и эмоционально делают. То есть кони бегут, одежды развеваются, телеса колыхаются… Ну, если своими словами.
Сухим языком искусствоведов: этому стилю присущи динамизм, яркие краски, сложность и эмоциональная нагрузка сюжета, многоплановость композиции и жизненная энергия. Уф-ф-ф.
Ну а если своими словами, то в барокко все вычурно и неестественно, патетично и бурно. Именно здесь самые пышнотелые оголенные дамы соседствуют в одном полотне с неестественно мускулистыми дяденьками, которые в этот момент дерутся, кого-то спасают, что-нибудь активно несут, размахивают руками, и, желательно, все одновременно.
При этом на заднем плане находится или пейзаж с грозовыми облаками и штормовым ветром, или богатый интерьер с развевающимися шелковыми драпировками, колоннами или цветущими гирляндами. А еще бесконечные аллегории и цветистые католические сюжеты. А если мы говорим про натюрморт в стиле барокко, то это конечно фламандский натюрморт.
Вся это красота должна быть искусно и реалистично выписана до мельчайших деталей. Мастерство художников того времени заслуживает всяческих похвал, так что полотнами этого направления в искусстве нынче завалены все уважающие себя музеи. И не зря. Наш Государственный Эрмитаж, например, имеет в своей коллекции всех ярчайших представителей в этой теме: Рубенс, Веласкес, Снейдерс, Йорданс и т.д.
А теперь про историю: Барокко развивался в Европе с первой половины XVI до второй половины XVIII века. Происхождение названия спорное: то ли от итальянского «barocco» (в переводе – искаженные идеи), то ли от португальского термина, означающего неправильной формы жемчужину.
Большинство искусствоведов склоняются к итальянской версии происхождения слова. Ведь стиль зародился под патронажем Католической церкви, которая выделяла в это время большие суммы на роспись храмов и художественные заказы на религиозные темы. Католицизм брал реванш у протестантов и нуждался в рекламе. А при таком спонсорстве Ватикана художники старались, кто во что горазд, и к идеалам эпохи Возрождения смело добавляли элементы роскоши и величия. При наличии богатых ресурсов, барокко развернулся масштабно и динамично.
Тот же Рубенс, например, создал свою мастерскую, где на него работала куча мастеров и подмастерий. Я этот стиль в живописи уважаю за высокое мастерство исполнения, сложные и динамичные композиции и интересную смысловую нагрузку сюжетов. У мастеров того времени всегда есть чему поучиться!
В качестве иллюстрации попросила нейросеть нарисовать мне картину по описанию выше. Как всегда ИИ накосячил с пальцами. Так что я пока пойду, приобщусь к великому и прекрасному в музей. Кто со мной в Эрмитаж?
А как вы относитесь к живописи в стиле барокко? У себя дома повесили бы? Или такой живописи место исключительно в музее?
#живопись #искусство #культура #барокко #IuliiaKravchenko #артвиртуозно