— Женщины вообще склонны влюбляться в плохих парней, особенно по молодости, - эти слова Екатерина Волкова произнесла с горькой усмешкой, вспоминая свой первый брак.
Она сидела в уютном кафе, задумчиво помешивая ложечкой остывший кофе. За окном моросил мелкий осенний дождь, но внутри было тепло и спокойно. Екатерина только что закончила интервью, в котором в очередной раз пришлось обнажить душу, рассказывая о взлетах и падениях своей бурной жизни.
Теперь, оставшись наедине с собой, она позволила воспоминаниям нахлынуть с новой силой. Первая любовь, синяки от побоев мужа-тирана, головокружительный успех в кино, громкие романы с известными мужчинами - все это пронеслось перед глазами как кадры из фильма. Фильма, главную роль в котором она играет вот уже полвека...
Тольяттинская Золушка
Шестнадцатое марта 1974 года. В роддоме сибирского Томска раздается громкий младенческий крик. Это появилась на свет маленькая Катя, которой суждено будет стать одной из самых ярких звезд российского кинематографа.
Но детство её проходит далеко от Томска, в провинциальном Тольятти. Да, именно здесь прошло босоногое детство будущей актрисы, наполненное мечтами о сцене и первой любовью к искусству. С малых лет Катя грезит Аллой Пугачевой. Подражая кумиру, занимается вокалом и музыкой, в 5 лет уже выступает в школьном хоре.
«Я часами крутилась перед зеркалом с расческой вместо микрофона, копируя Аллу Борисовну, — с улыбкой вспоминает Екатерина.
Мама и папа, типичные советские интеллигенты, мечтали дать дочери достойное образование. И в 15 лет Катя, блестяще окончив музыкальную школу, легко поступает в училище на дирижерско-хоровое отделение.
Но что такое провинциальный Тольятти начала лихих 90-х? Разгул криминала, безработица, повальная дурные «игры» среди молодежи. С завода бандиты воруют запчасти, гоняют вагонами ворованные машины, устраивают разборки.
На этом фоне юные подружки Катя и Оля слывут первыми красавицами города. К ним так и липнут женихи с сомнительными замашками. У Оли — Витек, молдаванин с золотым зубом, рассекающий на «копейке» с форсированным движком. У Кати — Леша, хвастающий перед девчонками «пижонскими» красными дисками на колесах.
Катаются влюбленные по самым злачным районам. В лесочке за городом, прямо на сиденье той самой «копейки», 16-летняя Волкова теряет невинность.
«Господи, какой же я была дурочкой», — спустя годы смеется она.
А в 18 лет Катя совершает, возможно, главную ошибку юности. Выскакивает замуж за своего Лешу. Лишь бы вырваться из-под маминой опеки да скрыться от местного хулигана по кличке Кряк, грозящего «изловить и наказать».
Семейная жизнь быстро превращается в кошмар. Муж с дружками целыми днями «колдует» в гараже над очередной угнанной машиной. Дома устраивает попойки для братвы. А Катя, родив дочь Лерочку, вкалывает домработницей — готовит, стирает, да убирает за разгулявшимися «гостями».
Последней каплей становится жестокое избиение. Леша, заподозрив жену в интрижке, зверски бьет её, абсолютно не щадя. Катя несколько недель проводит в больнице и выписывается с твердым намерением: «Все, развод!»
«Мама, я падаю в обморок от голода. Забери нас!» — рыдает она в трубку из больничной палаты. Мать мчится за дочерью и внучкой. Но ревнивый муж не хочет отпускать. Хватает Катю за горло и, приставив пистолет к виску, орет: «Не подходи! А то конец!»
К счастью, скандал удалось замять. Прибежавшие родственники обманом вырывают Катю из рук обезумевшего Леши. Мама срочно везет её в больницу. А на следующее утро мать и дочь сидят в милиции: как быть дальше?
Спасением для Волковой становится театр. Мама протягивает объявление о наборе в студию «Колесо»: «Катя, тебе туда! Ты же такая талантливая!» И Екатерина, спешно оформив развод, с головой уходит в репетиции. Играет Настасью Филипповну, примеряет на себя десятки разных образов и характеров. А по вечерам подрабатывает в ресторане, чтобы прокормить дочь.
«Пою "Кабриолет", а местные бандиты рыдают в три ручья, — со смехом вспоминает актриса. — Потом заказывают блатные песни типа "Таганка" или "Мурка". Под них я зарабатывала по 300 долларов за вечер!»
Однажды Катю приглашают петь на «сходке» казанских авторитетов.
«Слышь, там мафия автомобильная гуляет. Хочешь срубить бабла по-легкому?» — подмигивает ресторанный администратор. Волкова трясется от страха, но соглашается. А что делать? Семью-то кормить надо.
И вот посреди ночного леса, у костра, Катя в блестящем платье распевает шансон для разомлевших от водки «братков». На их толстенных пальцах сверкают перстни с бриллиантами чуть ли не в кулак величиной... Гонорар певица пересчитывает уже в кустах, словно Лиса Алиса из сказки про Буратино.
А на следующий день прямиком с вокзала отправляется штурмовать Москву. Провинциальная Золушка решает во что бы то ни стало пробиться в столичный театральный вуз!
Но покорить Москву с наскока не получается. Катю «заворачивают» во всех училищах. И даже на прослушивании в одном из театров прямо заявляют: «Кыш отсюда, страшилка! Ишь, губы раскатала — в актрисы ей охота! Нам такие криволицые даром не нужны!»
Волкова в отчаянии. Но и не думает сдаваться! В итоге довольствуется местом в Ярославском театральном институте. Мечта о Москве становится лишь острее и желаннее. Все ради неё! Ведь там — большие роли, слава, признание!
Целых два года Катя ждет удобного случая. И вот, после очередного спектакля, к ней подходят «купцы» из столицы. Вальяжные, подвыпившие, в дорогих костюмах. Они ищут молодых актрис для съемок в кино. Катя замирает в предвкушении...
Но «кастинг» оборачивается форменным унижением. «Так, ну-ка быстро юбку подними! Выше давай! Ага, ничего... А ну спой что-нибудь! Со слезой давай, душевненько!» — командуют «москвичи», развалившись в креслах. Девчонки их слушаются, краснея и заикаясь: как же, в кино ведь зовут! А Волкова вдруг взрывается:
«Да пошли вы к черту! Ишь, возомнили о себе! Да я лучше в Москву автостопом уеду, чем перед вами плясать тут буду!» И, хлопнув дверью, гордо удаляется. Не на таких условиях мечтает покорить столицу Екатерина!
Москва слезам не верит
И все же столица сдается перед напором тольяттинской Золушки. На третьем курсе ГИТИСа Волкова попадает к самому Марку Захарову! За ней уже тянется шлейф провинциальной театральной славы. А уж красотой и обаянием она с лихвой компенсирует пробелы в образовании.
В ГИТИСе Катя впервые вдыхает воздух настоящего успеха. Марк Анатольевич неожиданно доверяет ей роль Маргариты в студенческом спектакле «Мастер и Маргарита». Рядом с Волковой — сплошь звездные однокурсники: Дима Дюжев, уже засветившийся в «Бригаде», Сережа Лазарев, подающий большие надежды в музыке...
А еще в «Ленкоме» Катя знакомится с самим Александром Абдуловым! Влюбляется в него по уши, но держит чувства при себе. Годы спустя Александр Гаврилович в шутку назовет её своей «несостоявшейся женой»...
Но главный «трофей» — это, конечно, роман с Эдуардом Бояковым. Он старше Волковой, маститый театральный режиссер. Правда, женат. Но кого это волнует, когда в сердце бушует любовь, а впереди маячат блестящие перспективы?!
«Эдик обещал сделать из меня новую Гурченко, — с горькой усмешкой вспоминает Катя. — "Ты будешь моей Кармен! Самой яркой звездой театра!" Я верила и летала, как на крыльях».
Четыре года длится эта изматывающая, полная страсти, боли и унижений связь. Катя — в положении «полюбовницы из театра», о чем шепчутся за её спиной. Публичное осуждение, косые взгляды за кулисами, едкие смешки в гримерках — всё это она глотает молча, сжав зубы.
Ради Боякова Волкова идет на «чистку». В надежде, что после он бросит жену и женится на ней. Ведь обещал же! Но вероломный возлюбленный обманывает её самым подлым образом. Заводит шашни с протеже самой Екатерины — актрисой, которую Катя по доброте душевной привела в театр.
Это становится последней каплей! Волкова решает жестоко отомстить. И на кинофестивале в Ханты-Мансийске принимает внезапное предложение руки и сердца от малознакомого продюсера Сергея Члиянца.
«Клянусь, вы будете моей женой!» — горячо шепчет он, стоя на одном колене. «Отлично! Тогда женимся прямо завтра!» — дерзко парирует Катя. И назло бывшему возлюбленному выходит замуж буквально на следующий день!
Конечно, затея изначально обречена на провал. Брак получается скоропалительным, продиктованным не любовью, а жаждой мести. Волкова дважды теряет ребенка — сперва случается выкидыш прямо на съемочной площадке, а потом беременность приходится прервать из-за тяжелого гепатита.
Отношения с мужем трещат по швам. Катя с головой уходит в работу, мечется по заграничным кинофестивалям. И однажды, на премьере русского триллера в Риме, понимает: «Всё! Хватит! Развод!»
Но мимолетный брак-авантюра оставляет на сердце неизгладимый шрам. Екатерина чувствует себя опустошенной, потерявшей почву под ногами. Даже успехи в кино и новые роли не радуют. В душе — раскаленная пустыня, выжженная болью и разочарованием.
И вдруг, словно в сказке, происходит чудо. На одной из светских вечеринок Волкова сталкивается взглядом с необычным мужчиной. Это Эдуард Лимонов — знаменитый писатель, политик, «капризный ребёнок» российской богемы.
Он старше Кати на целых 30 лет. Эпатажный, дерзкий, скандально известный своими радикальными взглядами. Но в его пронзительных глазах Волкова вдруг видит родственную душу. Словно в омут ныряет, с головой окунается в новый роман.
«Катя, вы похожи на чемпионку мира!» — галантно шепчет ей Лимонов. И актриса понимает: вот он, тот самый мужчина, которого она ждала всю жизнь! Настоящий, сильный, не чета предыдущим воздыхателям.
Ради него Екатерина готова на всё. Даже побриться налысо и сменить имидж гламурной дивы на образ дерзкой бунтарки. И даже стать матерью в 35 лет. Ведь это Лимонов, живая легенда! С ним она наконец-то чувствует себя защищенной, любимой, единственной.
Но сказка длится недолго. Через три года совместной жизни Лимонов уходит к другой женщине. Оставляет Волкову одну с двумя маленькими детьми, Богданом и Александрой. Катя тяжело переживает разрыв, много плачет, даже подумывает свести счеты с жизнью.
«Я быстро поняла: при всей красоте нашего романа, мы с Эдуардом люди разных поколений, — горько признается она. — Это огромная пропасть, которую не преодолеть никакими чувствами».
Чтобы прийти в себя, Волкова на время уезжает в Индию. Учится медитировать, постигает древнюю мудрость Вед. И возвращается в Москву совсем другим человеком — просветленной, умиротворенной, излучающей внутреннюю гармонию.
Нет, Екатерина не теряет вкуса к жизни. Наоборот, с удвоенной энергией штурмует новые вершины. Снимается в кино и сериалах, выступает с джазовым оркестром, занимается дизайном одежды. Всю себя отдает воспитанию детей, помогает старшей дочери Валерии растить внука.
Сквозь тернии — к звездам
Сейчас, в свои 50, Екатерина Волкова отлично выглядит и пышет здоровьем. По-прежнему много работает, строит грандиозные творческие планы. Не унывает и не жалуется на судьбу, хотя её и изрядно потрепала жизнь.
«Мужчины приходят и уходят, а дети остаются навсегда», — улыбается актриса. И признается, что ни о чем не жалеет. Ни о разбитом сердце, ни об ошибках молодости, ни о скандальных романах, перетертых миллионы раз на страницах жёлтой прессы.
«Меня часто спрашивают: неужели ты, Катя, никогда не устаешь быть сильной? Отвечаю: а куда деваться-то? Кто, если не я? — смеется Волкова. — У меня трое детей, я в ответе за них. Да, порой накатывает отчаяние. Хочется лечь и больше не вставать. Но потом вспоминаю всё, через что уже прошла. И понимаю: дальше будет легче. Справлюсь!»
Глядя на ослепительную улыбку этой невероятной женщины, невольно проникаешься уважением. К её мужеству, стойкости, умению радоваться жизни вопреки всему. И хочется верить: да, для Екатерины Волковой, тольяттинской Золушки, покорившей Москву, все лучшее еще впереди!
А пока остается любоваться ею на экране. Каждый раз — разной, непредсказуемой, притягательной. То в образе гламурной светской львицы из «Ищейки», то в гриме фронтовой медсестры из «Дороги из желтого кирпича». То «роковой женщиной» в сериале «Колл-центр», а то и вовсе хрупким эльфом в фэнтези «Беловодье».
Екатерина Волкова иногда напоминает мне легендарную Птицу Феникс из древних сказаний. Ту самую, что сгорает дотла, но неизменно возрождается из пепла — каждый раз ещё более сильной, мудрой и прекрасной.