В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «За вдохновением» (0+), представляющая неожиданные работы известных художников. Объединяет их то, что в конце XIX - начале XX веков они были пенсионерами, то есть обладателями пенсиона от Императорской академии художеств. Пенсион позволял художникам несколько лет жить в Европе, совершенствуя свое мастерство.
Основу выставки «За вдохновением» составляют 28 работ из коллекции Ярославского художественного музея. Дополняют и углубляют экспозицию еще 12 произведений из фондов Музея изобразительных искусств Карелии. Среди имен художников — Василий Поленов, Алексей Боголюбов, Иван Айвазовский, Константин Коровин, Александр и Альберт Бенуа, Борис Кустодиев и другие. Все они в свое время окончили Академию художеств с большой золотой медалью и получили право на четырех- или шестилетнее пребывание в Италии в качестве пенсионера академии. Художник-пенсионер находился на полном казенном обеспечении, что позволяло ему спокойно впитывать европейскую культуру и повышать свое профессиональное мастерство.
Директор Музея изобразительных искусств Варвара Лебедева рассказала на вернисаже, что выставка удивит даже искушенных зрителей — некоторые художники выступают на ней с непривычными для нас темами.
— Это академическая выставка. Это то, что делают в петербургском Манеже, где темой выставки стали два главных слова: «Покой» и «Радость», — сказала куратор экспозиции, искусствовед Алла Мельникова.
Для тех, кто пришел на вернисаж, Алла Мельникова провела экскурсию по выставке. «Республика» законспектировала некоторые моменты этого рассказа.
О выставке «За вдохновением»
Открывает нашу выставку так называемый итальянский зал, где мы с Ярославским художественным музеем представили редкие для русской живописи сюжеты и произведения, показывающие блестящую академическую выучку выпускников Академии художеств.
Один из блоков в этом зале связан с религиозной живописью, которую представляют работы Петра Басина, Евграфа Сорокина и Василия Поленова. Быть студентом кафедры, как сказали бы сейчас, религиозной или мифологической живописи было престижно, тем более срок пенсионерства художников по классу исторической и религиозной живописи был длительнее всех остальных сроков обучения — 6 лет они жили в Европе за казенный счет и совершенствовали свое искусство.
Работа Евграфа Сорокина «Христос в Эммаусе» — одно из первых подобного рода произведений в истории русской религиозной живописи XIX века. Формально это бытовая сцена, разговор в таверне учеников Христа с живым воплощением Учителя. Это чудо описано в Евангелии от Луки. Двое учеников Христа после его распятия и вознесения, бредущие по дороге в Эммаус, встречают путника. Он утешает их, в таверне они преломляют хлеб. И когда это происходит, они видят на мгновение живого Христа. Когда они его узнают, он исчезает. Этот момент здесь и изображен. Такие сюжеты редко встречались в русской иконописи. В светском искусстве Сорокин был первым, кто это сделал.
Петр Басин изобразил мертвое тело Христа, снятое с креста. На картине «Голгофа» нет ни предстоящих, ни Марии Магдалины, ни самой Девы Марии. Традиция такого изображения была характерна для европейской живописи. Так Христа мог изобразить французский, испанский, немецкий художники, но не русский мастер.
Работу «Мечты» Василия Поленова мы видели в Русском музее. Позировал для фигуры Христа художник Исаак Левитан. Когда Поленов совершил путешествие по земной дороге Христа — он был в Сирии, в Палестине, в Израиле, то он повторил этот сюжет. Более того, он решил, что в каждом просветительском учебном заведении должна быть такая работа, и создал множество авторских повторений. Так эта работа оказалась в Ярославском училище.
На выставке представлено четыре работы Алексея Боголюбова, привезенные из двух путешествий художника по Европе. Мы видим, как сборщики устриц собирают их на побережье, и воздух настолько прозрачен, что не видно линии между морем и небом. В другой работе — грот святой Розалии под Палермо. Изображено так называемое окно в туннель. Главным становится изображение дальнего светлого вида.
Художник Степан Бакалович никогда не был в Египте, но он видел луврскую коллекцию египетских древностей. Фигура писца фараона Ра-Хотепа повторяет фигуру знаменитого царского писца Каи из коллекции Лувра. Все атрибуты точно соответствуют исторической правде. Но есть одна деталь, которая не соотносится с ней. («Республика» предлагает читателям подумать над тем, что тут не так. Ответ будет размещен в конце текста).
Художник Михаил Вилье изобразил маленькую базарную улочку. Традиция таких изображений не была характерна для нашего искусства. Такие «зарисовки» европейские художники писали иногда за несколько часов и тут же продавали.
Алексей Тыранов был одним из самых талантливых учеников Карла Брюллова. Его итальянка — идеал женской красоты середины XIX века — черноокая, румяная, белокожая.
Павел Сведомский был сторонником так называемого академического историзма. Его работа «Добрые советы» — классическая иллюстрация рубежа XIX века «к римской истории». Он изобразил бытовую жизнь в Древнем Риме или в Помпеях. Этот сложный красный цвет у историков называется «второй помпеянский красный». Здесь мы видим гадалку и девушку, к которой обращено гадание, ларарий (место культа), статую покровительницы очага, маску.
Жемчужина коллекции этого блока — акварель Василия Штернберга. Он был одним из немногих, кому Италия не понравилась. «Девушка с бубном» — работа 1842 года. Он писал много акварелей, изображал местных жителей. Девушка с бубном — это чочара, бедная жительница Чочарии. Чочары приходили в Рим из горных селений и нанимались кормилицами, служанками. Они были первыми натурщицами для русских пенсионеров.
Во втором зале обращает на себя внимание работа Михаила Клодта «Вид в Нормандии». Клодт — художник реалистического направления. Аристократ. Когда он получает право бесплатного посещения Европы, он отказывается от денежного содержания, хотя совсем не был богатым. Он отдает деньги в пользу более бедного соученика и едет в Европу на средства своей семьи. Он посещает Италию, Нормандию, пишет пейзажи. Но ему не нравятся виды Северной Франции, и после 2-х летнего пребывания там он просит Академию художеств разрешить ему вернуться в Россию и писать пейзажи Средней полосы.
Считать Ивана Айвазовского только маринистом — заблуждение и ошибка. Должность главного художника Военно-морского флота Российской империи обязывала его писать морские пейзажи, виды военных сражений на море и так далее. Но у него были разные интересы: он писал и пейзажи, в том числе, зимние, и евангельские работы. Есть у него и цикл восточных работ, связанный с поездкой в составе делегации на открытие Суэцкого канала в 1869 году. Его так поразили виды Египта, что, вернувшись в Россию, он создал целый цикл восточных пейзажей. Здесь изображены пирамиды в Гизе. Скорее всего, работа фантазийная. Почему? («Республика» предлагает читателям подумать над тем, что тут не так. Ответ будет размещен в конце текста).
На выставке есть работы, отражающие впечатления русских художников от Франции. Представлены самые известные имена: Константин Коровин, Борис Кустодиев, Александр и Альберт Бенуа, Виктор Зарубин.
Отправной точкой служат три работы Константина Коровина. Все они написаны по принципу французского импрессионизма, в моменте. Популярным сюжетом в живописи в 1890-е годы становится изображение вечерних и ночных городов. С чем это связано? («Республика» предлагает читателям подумать над тем, что тут не так. Ответ будет размещен в конце текста)
Портрет молодой девушки, созданный художником Алексеем Харламовым, — это идеал французской красотки: рыжеволосая, кареглазая, румяная. Художник всю жизнь после пенсионерства провел в Париже. Писал портреты в манере французских художников в моменте перехода от живописи покрывной к импрессионизму. Здесь видны мазки, места слияния красок и оттенков.
На выставке есть редкая работа Марии Якунчиковой-Вебер «Улица в Берлине». Мария — младшая сестра Натальи Якунчиковой, жены Василия Поленова. Она яркий представитель русского модерна. Прожила всего 32 года, умерла от туберкулеза. Необычаен вытянутый формат работы. К ней нужно подойти ближе, чтобы разглядеть тонкость и ювелирность, характерные для русской графики эпохи модерна.
Интересна работа раннего Исаака Бродского, которого мы знаем как художника советского соцреализма. В 1910 году Бродский посещает на Капри Горького. Такую Италию редко где увидишь.
Рядом с Бродским — Николай Касаткин. Мы знаем его «Шахтерку», «Сбор угля» и другие работы про людей труда. Здесь — изображение знаменитого собора Айя-София в Константинополе. Сейчас работу можно воспринимать и как уникальный интерьерный документ.
Выставка «За вдохновением» будет открыта в Музее изобразительных искусств РК до 2 февраля 2025 года.
Вот ответы на наши вопросы:
— египетские свитки разворачиваются не вертикально, а горизонтально;
— в реальности невозможно представить себе точку, с которой художник мог бы увидеть пирамиды в таком ракурсе;
— это связано это с изобретением масляных фонарей. Эффект мерцания света настолько поражал художников, что они изображали его очень часто.