Где: Новая Третьяковка
Адрес: Москва, Крымский Вал, 10
До: 4 ноября 2024
Последний месяц в Новой Третьяковке работает выставка "Васнецовы. Связь поколений.", ей дают в прессе разные эпитеты: “грандиозная”, “масштабная”, “многоплановая”.
Это действительно так, только не нужно забывать, что такие выставки требуют от зрителя колоссальной работы. А сколько информации способен воспринять среднестатистический зритель? Даже для беглого просмотра нужно около двух часов, но ведь смысл в том, чтобы вглядеться, увидеть в новом свете и “Богатырей”, и “Аленушку”, открыть для себя древнюю Москву по картинам Аполлинария Васнецова. Давайте попробуем.
Экспозиция начинается с семейных портретов. Это была большая семья, происходившая из Вятского края. Отец был сельским священником, в семье росло шестеро детей, все мальчики. Один из братьев, Аркадий Михайлович, был дважды избран городским головой Вятки. Именно благодаря ему и, конечно, Виктору и Аполлинарию Васнецовым в Вятке был создан художественный музей (на мой взгляд, один из лучших региональных художественных музеев, который я очень рекомендую посетить).
Виктор Васнецов поступил в Академию художеств, но узнал об этом только через год. На приёмных экзаменах он был настолько не уверен в себе, что критическое замечание одного из поступающих внушило ему мысль, что он точно провалился. Он даже не пошёл смотреть результаты экзамена, а вместо этого поступил в рисовальную школу И.Н.Крамского, и только через год, снова придя на экзамен в Академию узнал, что был зачислен еще год назад.
Портрет супруги Виктора Михайловича написан через год после свадьбы. Вместе они прожили почти 50 лет. Александра Владимировна была одной из первых женщин-врачей в России, пройдя обучение на высших врачебных курсах Императорской медико-хирургической академии при Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге.
Татьяна – единственная дочь Виктора Михайловича, которая тоже стала художницей.
Владимир Викторович Васнецов – младший сын, отец художника Андрея Васнецова, чьи работы представлены на данной выставке, основатель кафедры ихтиологии биологического факультета МГУ.
Всеволод Васнецов – единственный сын Аполлинария Васнецова, известный океанограф, исследователь Арктики, автор воспоминаний о своем отце и дяде.
Виктор Васнецов не писал заказных портретов, только членов семьи и близких. Такими близкими людьми стали для него члены семьи Саввы Мамонтова. Веру Мамонтову мы знаем прежде всего как «Девочку с персиками» с картины Серова, а вот перед нами она же в образе боярышни.
На втором портрете Вера снова предстает пред нами в старинном костюме, это платье с высокой талией, напоминающее стиль ампир. Почему исторические костюмы? Виктор Михайлович ищет образ вечной непреходящей красоты. Портрет этот он обещал подарить супругу Веры, когда она выйдет замуж. Супругом Веры стал Александр Дмитриевич Самарин, браку долгого сопротивлялась семья жениха, так как его род был дворянским. Самарин в итоге получил и любимую, и портрет.
А теперь попробуем вглядеться в знакомые с детства картины и увидеть не исторические и не сказочные сюжеты, а почувствовать вечность, потому что именно это – основная тема творчества Виктора и Аполлинария Васнецовых.
Картину “После побоища Игоря Святославича с половцами” критиковали за то, что в ней нет ощущения смертельной битвы. Юный княжич и богатырь не выглядят мертвыми, они как будто заснули. Васнецов передает нам это мгновение перехода в вечность. Обратите внимание на плащ, на котором лежит богатырь на первом плане, это словно не плащ, а крылья, способные перенести в другое измерение. А теперь переведите взгляд в центр картины: около погибшего воина лежит топорик на длинном древке, и снова вы увидите очертания крыла. Красные щиты на ближнем и дальнем планах, лук у одного из ратников тоже повторяют эту форму. Самое страшное в этой картине, на мой взгляд, рука воина в правом нижнем углу: крыло безжизненно повисло, всё – полёт завершен.
Над «Богатырями» Васнецов работал более двадцати лет. Очень интересно смотреть не только на портреты богатырей, но и на “портреты” их коней: Добрыня Никитич – борец с нечистой силой, и конь под ним белый, Илья Муромец – олицетворение мощи Руси, и конь у него сильный, ретивый, а вот Алеша Попович побеждает не силой, а смекалкой и хитростью, неслучайно его оружие - лук, а рыжий конь хитро смотрит на зрителя. Кстати, написан этот конь с мамонтовского коня, которого звали Лис. На этой картине представлено вооружение разного времени, что снова возвращает нас к идее вечных защитников земли русской. В образе Добрыни Никитича современники узнавали черты Виктора Михайловича.
«Витязь на распутье» - метафоричный образ, поскольку сам Васнецов во время написания картины ищет свой путь в жизни и в искусстве. Ничто в картине не создаёт ощущение очевидного выбора. Художник рассказывает нам о том, как чутко нужно прислушиваться к себе, к знакам свыше, к Богу, чтобы сделать правильный выбор.
«Алёнушка» называлась изначально «Дурочка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот, но поэтический взгляд на природу, позволил Виктору Васнецову превратить свою Алёнушку в сказочную героиню. Саму Алёнушку художник пишет в состоянии безысходности, но пейзаж контрастирует с этим ощущением: ёлочки как будто создают крепость вокруг Алёнушки, а осина словно протягивает ветку и плачет вместе с ней. А вы когда-нибудь задумывались, какое здесь время года? Осина роняет золотые листочки, значит – осень, но над головой Алёнушки ветка делает дугу, а на ней сидят ласточки. Весна? Правильного ответа не существует, это снова вечность и вечная надежда, на то, что “весна непременно наступит, а как же иначе”.
«Бой скифов со славянами». Вы помните, что скифы и славяне жили в совершенно разные временные отрезки? Это не реальная битва, а метафорический образ.
Картину “Ковер-самолет” заказал Васнецову Савва Мамонтов для здания правления Донецкой железной дороги, инициатором создания которой он был. Картина должна была стать символом новых скоростей, но большинство членов правления метафору не поняли и сочли картину несерьёзной. И снова нужно приглядеться, на это раз к нижней стороне ковра, на которой видна какое-то мистическое изображение напоминающее сказочного змея. Проглядывается его пасть с зубами, глаз, и ковёр становится воплощением усмирённой волшебной силы.
Вторая картина, заказанная Мамонтовым, «Три царевны подземного царства» - это олицетворение тех богатств земли Донецкой, которые можно было перевозить по новой железной дороге. Царевна золотая, Царевна самоцветов и Царевна чёрного золота, то есть каменного угля. Если одеяния двух первых царевен напоминают древнерусские, то у младшей платье в стиле модерн, а на голове у неё вместо короны горит сине-зелёный огонь, как символ горящего каменного угля.
Мистическая картина «Иван-Царевич на Сером Волке», где в тёмном зачарованном лесу светятся фигуры Ивана-царевича и Елены Прекрасной. В сказке есть фраза: «Едучи на волке, Иван-Царевич и Елена Прекрасная полюбили друг друга», и свет этой зарождающейся чистой любви озаряет окружающий мир и дальше распространяется на нас, зрителей. Не бегите, остановитесь, почувствуйте это свет, разглядите его символ - зацветающую волшебным образом яблоневую ветку. При том, что Васнецов изображает в этой картине движение волка, это движение одновременно и есть, и нет: волк словно застывает в вечности. Казалось бы, волк бежит по лесу, но в то же время мы видим стоп-кадр, движение остановлено. В самом низу, в болоте притаилась лягушка, она держит в лапке незабудку совершенно человеческим жестом. Любое растение, любое животное у Васнецова становятся волшебными, надо только уметь это увидеть.
К Царевне-Несмеяне сватаются самые разные женихи, все пытаются ее рассмешить, но все пытаются завоевать не столько ее сердце, сколько полцарства. Изображение строится словно двумя ярусами: высоко приподнята на своем троне царевна, и написана она светлыми красками, символом чистоты, она пребывает в совершенно ином состоянии, чем те, кто всеми средствами пытаются привлечь ее внимание. Мы понимаем, что все попытки потенциальных женихов обречены, потому что душой Несмеяна пребывает в ином мире. Рассмотрим росписи сводов терема: два всадника на белом и черном конях олицетворяют духовную жизнь и духовную смерть.
Единственная по-настоящему страшная картина Васнецова — это «Баба-Яга», и написана она в страшном 1917 году. Баба-Яга уносит мальчика, змеи поднимаются из болота, совы, черные коты, сороки – метафорические образы темных сил. Пламенеющая юбка Бабы-Яги наводит на размышления о трагедии революции.
Иоанн Васильевич Грозный стоит в переходах собора Василия Блаженного. Здесь нужно обратить внимание на фрески с апокалиптическим сюжетом, трубящими ангелами, зажигающейся огромной звездой. Ковровая дорожка с узором в виде двуглавого орла — символа государства Российского, еще шаг, и Грозный ступит на герб, словно попирая все законы. Надпись под окном - это молитва, говорящая о Страшном Суде. Именно перед судом и истории, и Божьим судом предстоит здесь Иван Грозный, перед судом, которого никто не избежит.
Выставка рассказывает ещё об одной сфере творчества Виктора Васнецова, о его театральной живописи. Снегурочка изображена в национальном костюме с орнаментами, которые Васнецов специально изучал. Всё это было совершенно новым для театрального искусства. Страстная Купава и по контрасту с ней совсем иная Снегурочка вся залитая серебристым холодным светом.
Религиозную живопись Виктор Васнецов воспринимал как нравственный долг, не будем забывать, что он сын священника и глубоко верующий человек.
Ему был поручен главный алтарный образ Владимирского собора в Киеве, центральный неф и его росписи. Во время работы художник однажды упал с высоких лесов и только чудом не разбился насмерть, даже не получил серьёзных повреждений. Он всегда считал, что спасла его Богоматерь.
Вспоминая о том, как у него в душе возник образ Богоматери с младенцем, Виктор Михайлович говорил, что источником послужило реальное событие. Когда его жена впервые вынесла сына Мишу на воздух он потянулся ручонками к небу — именно этот непосредственный жест ребёнка, который тянется к миру, вдохновил художника. Мы видим здесь не жест благословляющего Младенца Иисуса, как это традиционно изображалось, а детские пухлые ручки, которые тянутся к небу, к солнцу, ко всему миру.
Современники отмечали, что очень многие херувимы и серафимы в религиозных росписях Владимирского собора в Киеве напоминают детей из семьи Васнецова.
Владимирский собор был посвящён тысячелетию крещения Руси и истории утверждения христианской веры на Руси, поэтому достаточно много образов создавалось на тему самого крестителя князя Владимира, его крещения и крещения Руси, и тех деятелей, которые внесли свой вклад в крещение, — это княгиня Ольга и другие великие святители. В этих образах Васнецов стремится создать своего рода исторический портрет. Далее в ленте привожу для вас еще религиозную живопись Виктора Васнецова.
Еще больше, чем картины Виктора Васнецова требуют внимания зрителя работы его брата – Аполлинария.
Более ста работ он создал на тему древней Москвы.
Когда в Москве строили метро, среди метростроевцев ходили легенды, что Аполлинарий Васнецов видит сквозь землю, он так скрупулезно изучал древнюю Москву, что точно знал, фундаменты зданий какого века могут быть обнаружены там, где сейчас прокладывают туннели.
На картине «Гонцы» художник показывает нам фигурку забавного льва на первом плане, который больше похож на диковинную собачку, дело в том, что настоящих львов москвичи тогда, конечно, не видели. А еще в эту картину нужно не только всмотреться, но и вслушаться, тогда утренняя тишина нарушится стуком копыт, и мы сразу почувствуем, что гонцы везут недобрую весть, надвигается очередной враг. Неслучайно, один из гонцов в монашеской одежде. Издревле монастыри были главными форпостами на Руси.
Привожу для вас в ленте еще картины Аполлинария Васнецова с данной выставки и напоминаю, что в Фурманном переулке в Москве находится его музей-квартира. Вы сможете неспеша познакомиться с творчеством этого удивительного художника.
На выставке представлены картины Андрея Владимировича Васнецова, внука Виктора Михайловича, художника так называемого сурового стиля. «Можно сказать, предки меня к искусству приобщили, они меня на него настроили». Андрей Васнецов всегда подчёркивал естественную преемственность поколений, которая очень много значила для него, хотя работал он в совсем другую эпоху, эпоху хрущёвской оттепели.
Мне кажется, что объять необъятное на этой выставке не возможно, меня не хватило на восприятие фактически еще одной экспозиции. И, конечно, после сказок и парения духа Васнецовых старшего поколения, после ярких насыщенных красок серое на сером и черное на черном не воспринимается.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Третьяковская_галерея #Новая_Третьяковка #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #Васнецовы #выставка_Васнецовы #Виктор_Васнецов #Аполлинарий_Васнецов