Найти в Дзене
Блог Василия Блинова

Как научить ребенка финансовой грамотности: практические советы для родителей

Оглавление

Плюс полезные образовательные ресурсы для детей и подростков.

Здравствуйте, друзья!

Я часто говорю о финансовой грамотности, насколько важно изучать ее с детства, чтобы к началу самостоятельной жизни научиться эффективно управлять личными финансами. Мы привыкли, что образованием у нас занимаются в учебных заведениях. Но в данном случае это не работает. Именно мы, родители, должны взять инициативу в свои руки.

Сегодня поговорим о том, как научить ребенка финансовой грамотности. А в конце статьи дам большой список полезных ресурсов для детей и подростков, которые помогут воспитать финансово здорового человека.

Как я строю свой дом с нуля

  📷
📷

Мой канал "В СВОЁМ ДОМЕ" про переезд на землю, путешествия, жизнь

Перейти на канал и подписаться

Содержание

Для начала сформулируем, что такое финансовая грамотность. Это комплекс теоретических знаний и практических навыков по управлению деньгами. К управлению относятся действия по планированию расходов и созданию источников доходов, разумной экономии денежных средств, накоплению и сохранению капитала.
Подробнее о курсе  📷
Подробнее о курсе 📷

Я настаиваю на обязательной второй части определения – получение практических навыков. Нельзя научиться читать, просто зная все буквы и никогда не пробуя их соединять между собой. Но это детский пример.

Пример из взрослой жизни: никогда нельзя научиться инвестировать по учебникам. Я сама много лет преподавала в вузе инвестиции, но при этом никогда не торговала на фондовом рынке, не покупала недвижимость для сдачи в аренду или золотые слитки. Только несколько лет назад я смогла назвать себя полноценным преподавателем, потому что стала инвестором.

Почему важно обучать детей финансовой грамотности

В июне 2021 года аналитический центр НАФИ провел социологическое исследование, в процессе которого опросили подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Вот некоторые результаты этого опроса:

  • 75 % подростков хотят повысить свою финграмотность;
  • 82 % опрошенных имеют деньги в личном распоряжении, как правило, это деньги на карманные расходы, оплату кружков, проезда, обедов в школе, подарки бабушек, дедушек и родителей;
  • 33 % детей имеют доход, не зависящий от семьи (подработки).

Исследование показало:

  1. Деньги у детей есть. Значит, есть то, чем можно и нужно управлять.
  2. Большинство подростков нуждается в повышении финграмотности.

Одного желания ребенка узнать больше о мире денег уже достаточно, чтобы дать ему все недостающие знания. Но есть и другие железобетонные аргументы, которые докажут жизненную необходимость финансового воспитания детей.

Ребенок научится:

  • вести свой бюджет, учитывать все текущие доходы и расходы, планировать их на будущее;
  • принципам разумной экономии и накопления, когда можно не купить гамбургер в МакДональдсе или очередную пачку чипсов, а сэкономленные 200 руб. отложить на желанную покупку;
  • пользоваться современными платежными средствами: банковской картой, бесконтактной оплатой;
  • находить дополнительные источники доходов и зарабатывать собственные деньги, например, подрабатывать офлайн или онлайн, продавать ненужные вещи, монетизировать хобби;
  • избегать ловушек мошенников;
  • разбираться в таких экономических понятиях, как инфляция, инвестиции, кредиты, сложный процент и пр.

Финансовая грамотность нужна для того, чтобы человек вырос самостоятельным в принятии важных финансовых решений и нес за них ответственность. Во взрослой жизни это прямой путь к профессиональному успеху и финансовой независимости.

Советы родителям по обучению

Приведенный выше социологический опрос может ввести в заблуждение, что правильно финансовое воспитание начинать с 14 лет. Но психологи говорят о возрасте 5–6 лет, когда ребенок уже ходит вместе с родителями в магазин или получает первые 100 руб. от бабушки на шоколадку.

Конечно, действия родителей по финансовому воспитанию малышей, младших школьников и подростков должны быть разными.

Главная рекомендация – подавать собственный пример. Глупо требовать от детей не тратить все карманные деньги на чипсы, когда родители делают то же самое с зарплатой, только вместо чипсов другие хотелки.

Ребенок просит еще денег, потому что желанные покупки остались, а средств их купить нет. Родители берут кредиты, чтобы закрыть уже свои дыры в семейном бюджете. Ну и кого сначала надо воспитывать?

Рассмотрим практические советы для родителей по обучению детей разного возраста основам финансовой грамотности.

Малыши 5–6 лет

Родителям дошколят рекомендую прислушаться к следующим советам.

  • Вместе играйте

В этом возрасте финансовое воспитание должно быть через игру. Вспомните, как часто мы играли в детском саду или на улице в “Магазин”. Через игру можно познакомить малышей с деньгами (нарезать и подписать бумажки, конфетные фантики), объяснить, откуда они берутся, почему их не может быть бесконечно много и как устанавливается цена на товар.

  • Вместе смотрите мультфильмы

Например, отличный цикл из 24 серий по 3 минуты Азбука финансовой грамотности со Смешариками. Обязательно обсудите, что ребенок понял. Объясните непонятные моменты.

  • Вместе ходите в магазин

Для начала составьте список покупок. Пусть малыш сам найдет товары из списка и проверит, все ли вы купили. Объясните, что если покупать что хочется, но чего нет в списке, может не хватить денег.

  • Рассказывайте про доходы и расходы в семье

Расскажите, на что вообще тратит деньги ваша семья и откуда их получает. Например, папа работает строителем, мама трудится учителем в школе. Вы каждый месяц получаете зарплату. Чтобы ее хватило до следующего месяца, надо правильно распределить деньги. Покажите ребенку, что надо купить в первую очередь, а что может подождать.

  • Объясните про разумную экономию

Если ребенок плохо относится к своим игрушкам (бросает где попало, ломает) и часто просит купить новую, объясните, что деньги уже потрачены на сломанную. Можно попытаться ее отремонтировать или запланировать покупку новой, но тогда денег может не хватить, например, на поход в детский развлекательный центр.

  • Объясните про накопление

Если ребенок устраивает истерики в магазине, мол, купи-купи, попытайтесь дома объяснить, почему так не надо делать. Например, если мы купим сейчас все, что ты хочешь, тогда летом не поедем на море или не хватит денег на новый велосипед. Одновременно можно предложить накопить на то, что хочет малыш. Например, каждый день за уборку игрушек в комнате давать 10 руб., которые он положит в копилку.

Дети младшего школьного возраста 6–13 лет

Ученикам начальных и средних классов будет полезно следующее.

С 6 лет ребенку можно оформить дебетовую банковскую карту. Все траты будут под контролем родителей, но школьник уже сможет самостоятельно расплачиваться в магазине, школе, кафе. Это отличная возможность познакомить детей с тем, как работает карта и как защитить свои деньги от мошенников.

  • Подключаем образовательные ресурсы

Для этого возраста написано много книг, разработаны настольные и онлайн-игры, организованы курсы по финграмотности. В конце статьи я дам большой список образовательных ресурсов. Уверена, что вы найдете что-то и для своих детей.

  • Учим вести учет доходов и расходов

И вот здесь личный пример будет играть основную роль. Трудно объяснить ребенку, зачем записывать все свои траты и доходы, если вы сами этого не делаете. Но это отличная возможность начать вести семейный бюджет вместе с детьми.

Например, мои дочери всегда активно участвовали в планировании расходов на следующий месяц. Мы записывали все наши предстоящие доходы и обязательные расходы. А потом распределяли оставшуюся разницу на необязательные траты. Например, походы в кино, кафе, покупку новой вещи и пр. Старшая дочка теперь живет самостоятельно, но продолжает вести уже свой личный бюджет.

  • Учим зарабатывать

Я не поддерживаю тех родителей, кто категорически против платить ребенку за какие-то домашние дела. Почему-то считается, что это обязанность детей, а не работа по желанию. Каждый труд должен быть оплачен. Во взрослой жизни это работает именно так. А мы сначала воспитываем себе бесплатных помощников, а потом переживаем, когда уже взрослые дети работают за копейки и ничего не делают, чтобы это изменить.

И не приводит оплата детского труда к какому-то неуважению родителей со стороны детей. Я всегда платила своей дочери за уборку. Теперь она выросла и уехала учиться в другой город. Но с удовольствием трет и моет наш дом, когда приезжает домой на каникулы. И делает это бесплатно.

С 12–13 лет уже можно подключать и другие источники заработка денег. Поговорите на эту тему с ребенком. Предложите свои варианты, выслушайте его предложения. Посмотрите идеи заработка для детей на нашем блоге.

Например, моя младшая дочка в 12 лет увлекалась плетением из бисера. В летнем лагере она активно продавала свои изделия и даже наняла двух помощников, потому что сама уже не справлялась с заказами. А у старшей всегда хорошо получались сочинения. Она с 13 лет и до конца школы подрабатывала в копирайтинге: писала посты для соцсетей и описания товаров для интернет-магазинов.

Для этих целей отлично подойдут банковские карты с процентом на остаток, накопительные счета. Самое время объяснить, как работает инфляция и сложный процент, почему держать деньги в свинье-копилке – не самый лучший вариант. Навык, который ребенок получит в это время, является бесценным во взрослой жизни.

Я опять обращусь к своему опыту. Старшая дочка полученную практику накопления денег перенесла и на самостоятельную жизнь. Ее друзья-студенты удивляются, как у нее получается при одинаковых с ними доходах ходить несколько раз в месяц в кафе, путешествовать и откладывать небольшие деньги на инвестиции. Просто мы научили ее разумно тратить и копить.

Подростки 14–17 лет

Родителям юношей и девушек я могу дать следующие рекомендации-задания.

  • Учим искать дополнительные источники заработка

С 14 лет подросток может получить официальную работу, поэтому список источников заработка расширяется.

Часто летнюю подработку организовывают городские органы власти. Но и коммерческие структуры охотно сотрудничают с ответственными детьми. Например, можно устроиться промоутером, официантом, курьером и пр. Помогите ребенку составить резюме и расскажите, как лучше проходить собеседование при устройстве на работу.

В этом возрасте еще актуальнее становятся навыки ведения личного бюджета, потому что суммы в распоряжении подростка могут исчисляться несколькими тысячами или десятками тысяч рублей.

  • Открываем полноценную банковскую карту

С 14 лет подросток может открыть карту, которая не зависит от счета родителей, и полноценно ею распоряжаться. Если до этого карты не было, то сначала надо рассказать про правила безопасности, приемы мошенников, возможности кешбэка и пр.

  • Знакомим с основами инвестиций

Большинство брокеров открывают брокерский счет и дают полноценно распоряжаться на нем деньгами только с 18 лет. Но это не значит, что несовершеннолетнему рано знакомиться с инвестициями. Во-первых, можно на своем счете открыть субсчет для ребенка, на который он будет переводить деньги и под вашим контролем выбирать и покупать свои первые активы. Во-вторых, до 18-летия можно копить на депозите, а в 18 лет открыть брокерский счет и сразу положить на него хорошую сумму.

Чтобы у детей появился интерес к инвестициям, вы должны сами или с помощью образовательных ресурсов помочь разобраться им в видах активов, риске и доходности, инвестиционных стратегиях. Думаю, что в качестве наглядного пособия из серии “я не хочу так жить в старости” можно использовать наше старшее поколение с плачевным размером пенсий.

В этом возрасте уместно говорить не только об инвестициях в ценные бумаги, валюту и прочие активы, но и об инвестициях в себя, т. е. в свое образование и саморазвитие. Дивиденды и там и там могут быть очень высокими.

Полезные ресурсы для обучения

Я сделала для вас подборку образовательных ресурсов для детей по повышению финансовой грамотности. Разбила на несколько групп.

Не надо осваивать все перечисленное. Достаточно 1-2 наименований из каждой группы. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они не воспринимали это как еще один нудный школьный урок.

Онлайн-курсы и видеоуроки

Обратите внимание на следующие образовательные программы:

  1. Серия видеоуроков Финансовая грамота от Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России.
  2. Онлайн-курс Финансовая грамотность от образовательной платформы Stepik.
  3. Курс по финансовой грамотности для детей от школы финансов “Финик”.
  4. Онлайн-курс Финансовая грамотность для детей от Boss Kids.
  5. Онлайн-курс по финансовой грамотности для подростков 10–15 лет от Школы FIN-RA Teens Дмитрия Толстякова.
  6. Онлайн-курс от Школы финансовой грамотности SmartyKids.
  7. Онлайн-курс Финансовая грамотность от Учи.ру.
  8. Финансовая грамотность для школьников от Школы обществознания.

Книги

По финансам написано много книг. Рекомендую вместе с детьми изучить следующие работы:

Больше книг по финграмотности для детей ищите на нашем блоге. Также рекомендую заглянуть в подборку литературы по финансовой грамотности для взрослых.

Онлайн-игры

Отдыхать и играть тоже можно с пользой. Заинтересуйте детей следующими развивающими играми:

  1. Финансовая онлайн-игра Portfolio от образовательного портала fgramota.org.
  2. Онлайн-игра Путь к финансовому успеху от Волгоградского государственного университета.
  3. Онлайн-игра Финзнайка по заказу Минфина РФ.
  4. Финансовый тренажер CachGo, основанный на игре Роберта Кийосаки “Денежный поток”.
  5. Онлайн-игра Тайна потерянной копилки от Банка России.
  6. Интерактивный квест о финансовой грамотности Финансовые будни от Минфина РФ.

Мультфильмы и фильмы

Развлеките детей просмотром полезных мультфильмов:

  1. Художественные фильмы для 5–11 классов.
  2. Мультсериал Богатый бобренок.
  3. Мультсериал Азбука денег тетушки Совы.

Заключение

Надеюсь, статья окажется полезной для вас и вашего ребенка. Буду рада, если в комментариях вы напишете свои советы по финансовому воспитанию и предложите образовательные ресурсы, которые не попали в мой список. Давайте вырастим наших детей более образованными, богатыми и финансово независимыми, чем мы.

С уважением, Чистякова Юлия