Найти в Дзене
Белинка. О книгах

Книга или сериал – что выбрать?

Книга или сериал? – этот вопрос стал необыкновенно актуален в последние годы. Одно не противоречит другому, решили мы и составили небольшую подборку книг с интересными и очень достойными сериальными экранизациями. Пишите в комментариях, что читали / смотрели, делитесь впечатлениями. (пер. с англ. Н. Ерёмина) Тысячестраничный кирпич классика приключенческой литературы (и, между прочим, прекрасного сценариста) Джеймса Клавелла – одна из тех книг, которые читаются на одном дыхании и всю жизнь вспоминаются с благодарностью. В центре романа – судьба Джона Блэкторна, английского капитана, чей корабль единственный из целого голландского флота, отправленного покорять воды Тихого океана, добрался до берегов загадочной Японии. Любопытный факт, о котором мы мало знаем: в начале 17-го века Япония находилась под сильнейшим влиянием португальцев, которые активно участвовали во внутренних политических интригах и распространяли среди японцев католичество. Протестант Блэкторн был опасен для португальц
Оглавление

Книга или сериал? – этот вопрос стал необыкновенно актуален в последние годы. Одно не противоречит другому, решили мы и составили небольшую подборку книг с интересными и очень достойными сериальными экранизациями. Пишите в комментариях, что читали / смотрели, делитесь впечатлениями.

Джеймс Клавелл «Сёгун» (16+)

(пер. с англ. Н. Ерёмина)

-2

Тысячестраничный кирпич классика приключенческой литературы (и, между прочим, прекрасного сценариста) Джеймса Клавелла – одна из тех книг, которые читаются на одном дыхании и всю жизнь вспоминаются с благодарностью. В центре романа – судьба Джона Блэкторна, английского капитана, чей корабль единственный из целого голландского флота, отправленного покорять воды Тихого океана, добрался до берегов загадочной Японии. Любопытный факт, о котором мы мало знаем: в начале 17-го века Япония находилась под сильнейшим влиянием португальцев, которые активно участвовали во внутренних политических интригах и распространяли среди японцев католичество. Протестант Блэкторн был опасен для португальцев – он мог раскрыть правду о настоящем положении дел в мировой политике и экономике. От казни Блэкторна спас человек, который сам находился под угрозой опалы – влиятельный даймё Торанага. Хитрый японский князь решает с помощью англичанина добиться своих политических целей: ослабить власть католиков, прекратить в Японии междоусобную войну, объединить распадающуюся страну и, наконец, провозгласить себя ее верховным правителем – сёгуном. Но роман Джеймса Клавелла мы любим не только за красиво закрученный сюжет и колоритные описания нравов средневековой Японии. Это еще и пронзительное произведение о любви – запретной, трагической, прекрасной, настоящей.

Цитата:

«послушай, англичанин, вот тебе немного правды взамен: никогда не забывай, что у японцев шесть лиц и три сердца. Говорят, они считают, будто человек имеет одно фальшивое сердце во рту – его видит весь мир, другое в груди – чтобы показывать особо близким друзьям и семье, и настоящее сердце, потаенное, которое скрыто от всех, за исключением его обладателя, спрятано бог знает где».

Книга в библиотеке: Клавелл Д., Сёгун : [роман]. — Санкт-Петербург : Амфора, 2015. — 1205, [2] с. ; 22 см.Шифр: 84(3); Авторский знак: К47; Инв. номер: 2377957-КХ(А)

Чем интересен сериал. Увы, сериалы, в отличие от книг, имеют срок жизни. С каким интересом 30 лет назад мы смотрели экранизацию «Сёгуна» 1980 года! Она казалась нам безупречной. И все же теперь, из настоящего времени, трудно не заметить, что фильм устарел. Особенно по сравнению с блестящим сериалом, который появился в 2024 году. Что радует в новой работе: картина получилась динамичной, красочной, захватывающей и при этом почти не отклоняется от сюжета книги. Конечно, немного смещены акценты в угоду современности: острее показана политическая интрига и женский вопрос. Возлюбленная Блэкторна Марико фактически стала главной героиней и жемчужиной сериала: по сравнению с ее драматической историей меркнет даже «большая игра» хитреца Торанаги. Сериал достойнейший, обещают ещё два сезона.

Подробнее о сериале на Кинопоиске.

Мршавко Штапич «Плейлист волонтёра» (18+)

-3

Мршавко Штапич – псевдоним писателя и сценариста Артема Ляшенко. В книге «Плейлист волонтера» он описал свой опыт работы в поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт». Главного героя так и зовут – Мршавко Штапич, он занимается кинодокументалистикой, журналистикой. Ему всего 23 года, но у него уже есть бывшая жена, дети и «куча вредных привычек». Однажды он снимал для телеканала сюжет о поисках людей – да так и остался в «отряде». Но не ждите от книги сентиментального героизма. Во-первых, здесь нет героев – в волонтеры, утверждает Штапич, чаще всего идут люди безумные, потерянные, которые с помощью «поисков» пытаются спрятаться от личных проблем. Персонажи Штапича все сплошь страдают от каких-либо зависимостей (в первую очередь алкогольной), бытовых неурядиц, одиночества. Во-вторых, в историях потерявшихся людей, которых ищут волонтёры, тоже мало пристойного: среди них много маргиналов, и хэппи-энды здесь редки. Итак, предупреждаем: в этой книге много трупов, много мата, много музыки (особенно «Агаты Кристи»), много алкогольных и сексуальных приключений и… много жесткого юмора! Строго 18+.

Цитата:

«Жора осознавал, что поисками и волонтерством вообще занимаются исключительно непорядочные люди, которых бесполезно менять. Потому что только им, подлинным плутам, забулдыгам, проходимцам, извращенцам, в душе свойственна гибкость мышления, или даже – системность мышления внутри этой самой гибкости. Они не коснеют. Они-то и есть пассионарии».

Книга в библиотеке:Штапич М., Плейлист волонтера : роман-truestory от участника поисковых миссий известного отряда "ЛизаАлерт". — Москва :Эксмо :Inspiria, 2021. — 413, [1] с. ; 21 см.Инв. номер: 2423695-КХ; 2423696-КХ

Чем интересен сериал. Сериал, вышедший в прошлом году с печальным и утонченным Иваном Янковским в главной роли, гораздо нежнее книги. Именно экранизация больше напоминает «тру стори», тогда как книга ближе к андеграундной, маргинальной, гротескной (и неизбежно протестной) литературе. Создатели кино более подробно показывают жизнь и переживания волонтеров, деликатнее обошлись и с историями «пропавших», которых ищет отряд «ЛизаАлерт». Каждая серия – душераздирающая повесть о жизни и смерти, неприкаянности и одиночестве. Мата, юмора, грубости в сериале меньше; больше – драматизма, лиризма, грусти.

Подробнее о сериале на Кинопоиске.

Патриция Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» (16+)

(пер. с англ. Е. Корнеевой)

-4

Психологический детектив Патриции Хайсмит – чтение невероятно увлекательное и одновременно вызывающее серьезные этические вопросы. Главный герой – мелкий аферист Том Рипли, которого богатый судовладелец Герберт Гринлиф принимает за друга своего сына Дикки. Сын Гринлифа уже несколько лет бездельничает в Европе, тратит отцовские деньги и делает вид, что учится рисовать. Гринлиф-старший снаряжает Рипли в Италию, чтобы тот уговорил Дикки вернуться домой. Вначале Том действительно пытается повлиять на богатого транжиру, но вскоре и сам входит во вкус. Чтобы продолжать праздную роскошную жизнь, он крадет личность Дикки Гринлифа. До последней страницы мы напряженно ждем (и сам Том ждет) разоблачения и неминуемого наказания, но каждый раз, находясь на волоске от гибели, Рипли умудряется спастись. Преступник-везунчик Том Рипли – один из самых неоднозначных персонажей в мировой литературе. Он наивен и расчетлив, лжив и чувствителен. Заполучив состояние Дикки, Том не стремится к бестолковым удовольствиям, а выбирает одиночество – бремя богатого и умного человека. Рипли вызывает у читателя симпатию. В экранизациях образ этого героя традиционно сужают, акцентируя в нем нехарактерные черты: так, в прекрасном фильме 1999-го года Рипли наделяется тонкой чувствительной душой и маниакальными наклонностями. А каким герой получился в сериале 2024-го года?

Цитата:

«Удача сопутствовала ему слишком долго. Ну что ж, допустим, на отпечатках пальцев и на завещании он попался и сядет на электрический стул – может ли смерть на электрическом стуле, смерть в двадцать пять лет быть столь трагичной, что такую цену не стоило платить за жизнь, которой он жил с ноября по сей день? Конечно, нет…»

Книга в библиотеке: Хайсмит П., Талантливый мистер Рипли : [роман]. — Санкт-Петербург :Лимбус Пресс, 2002. — 312 с. ; 20 см. Шифр: 84(3)-4; Авторский знак: Х157; Инв. номер: 2353276-КХ(А)

Чем интересен сериал. Сериал «Рипли», хотя почти дословно повторяет сюжет книги, - произведение, безусловно, самостоятельное и по-своему замечательное. Это чрезвычайно медленный, подробный, черно-белый нуар, причем весьма саркастический. Главные герои состарены, им по сорок лет. Рипли из молодого авантюриста превратился в потрепанного неудачника, чьи мошеннические схемы обречены на провал. Образ утяжеляет сложносочиненное, неприятное лицо Эндрю Скотта (играл злодея Мориарти в сериале про Шерлока), глядя на которое, все вокруг решительно подозревают его в недобрых намерениях (камера саркастически фиксирует это искреннее недоверие). Каждое действие героя происходит с какими-то нелепыми, гротескными трудностями. Сериальный Рипли – почти что печальный клоун, которого, однако, судьба неожиданно выбрала – как фея крошку Цахеса – и стала ему благоволить. Везение такого персонажа озадачивает: по всем законам природы этот нелепый герой должен закончить быстро – и трагически. Но сериал медленно тянется и тянется, зритель зевает и прозревает… экзистенциальные бездны.

Подробнее о сериале на Кинопоиске.

Селеста Инг «И повсюду тлеют пожары» (16+)

(пер. с англ. А. Грызуновой)

-5

История о благополучной семье, в которой на самом деле «всё не так». Ричардсоны даже не догадывались о своих проблемах, пока в их респектабельный городокШейкер-Хайтсне приехала художница Мия с дочерью. Автор сталкивает две полярные жизненные стратегии: рациональную (у солидных Ричардсонов расписана каждая минута) и интуитивную (Мия никогда ничего не планирует). Возникает вечный конфликт между обывателями и художником. Но в романе в эту войну оказываются вовлечены дети. И вот тут уже читатель крепко призадумается, кто прав: безответственная Мия или рассудительная миссис Ричардсон. Ведь материнство тоже своего рода творчество, и у каждой матери свои аргументы.

Цитата:

«Для родителя ребенок – не просто человек: для родителя ребенок – страна, некая Нарния (…). В этой стране ты найдешь убежище – если знаешь, как туда попасть. И всякий раз, уходя, всякий раз, теряя ребенка, из виду, ты боишься, что уже никогда не сможешь туда вернуться».

Подробнее о книге мы писали здесь.

Книга в библиотеке: Инг С., И повсюду тлеют пожары : роман. — Москва : Фантом Пресс, 2021. — 411, [1] с. ; 21 см. Шифр: 84(3); Авторский знак: И59; Инв. номер: 2432940-КХ(А)

Чем интересен сериал. Одноименный сериал был снят в 2020-м году (реж. Линн Шелтон, Зинга Стюарт, Майкл Уивер). Если книга Селесты Инг, при всех достоинствах, умещается в жанр неспешной женской мелодрамы, то фильм – это взрывная остропсихологическая и социальная драма, гораздо более динамичная, чем прославленные «Острые предметы» и «Большая маленькая ложь». Конечно, высокий уровень психологического напряжения создают актрисы (неподражаемая Риз Уизерспун и загадочная Керри Вашингтон). Создатели фильма постарались сделать характеры персонажей более объемными, флэшбеки есть даже у второстепенных героев (типа мужа миссис Ричардсон – в книге он почти статичен), мотивы их поступков выглядят серьезнее, а происходящее на экране – подлинной катастрофой. Остроты картине добавило и то, что действие перенесено в наши дни (в книге – в 90-е). В целом, сериал кажется более удачным и амбициозным.

Подробнее о сериале на Кинопоиске.

Павел Басинский «Подлинная история Анны Карениной» (16+)

-6

Это не филологическое исследование, а литературоведческий детектив: в увлекательной форме, без научного занудства автор рассказывает историю создания романа «Анна Каренина», раскрывает имена прототипов главных героев, развенчивает устоявшиеся под влиянием кинематографа и театра мифы и стереотипы (например, о танце: именно во время почти часовой мазурки Анна и Вронский поняли, что любят друг друга; стремительный вальс, который часто показывают в экранизациях, никак не годился для интимных объяснений). Для многих читателей станет открытием юридическая подоплека главной коллизии романа: Каренин не соглашался дать Анне развод не из-за вредности, а потому что браки в Российской империи находились в ведении церковного права, следовательно, обманутый муж должен был взять на себя грех прелюбодеяния, чтобы Анна могла выйти замуж за Вронского. Но и на это Каренин был почти согласен, труднее ему было решиться на подкуп свидетелей, ведь свою карьеру честный чиновник построил как раз на борьбе с коррупцией.

Однако историческая часть – не главная в книге. Басинский не претендует на роль исследователя, для него важно поделиться своими читательскими наблюдениями. Значительную и любопытнейшую часть книги составляют интерпретации характеров, психологических конфликтов между персонажами и многочисленных умолчаний. Так, по мнению Басинского, беда Анны в том, что она «ужасный ребенок», а Каренин – «маленький человек», почти «Акакий Акакиевич», Вронского же Толстой настолько мало ценил, что никакой ему особенной биографии не придумал. Можно соглашаться с автором «Подлинной истории Анны Карениной» или спорить, одно несомненно: книга Басинского вызывает острое желание перечитать великий роман Толстого и попробовать (в который раз!) самостоятельно разобраться в этой непростой любовной истории.

Цитата:

«Я отдаю себе отчет, что никакой подлинной истории Анны Карениной не существует. Анн Карениных столько же, сколько читателей этого романа. Сотни тысяч Анн…»

Подробнее о книге мы писали здесь.

Книга в библиотеке: Павел Басинский. Подлинная история Анны Карениной – АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022. – 379 с. Инв. номер: 2443410-КХ

Чем интересен сериал. В 2024 году по мотивам книги Павла Басинского сняли экспериментальный сериал «Тайны Карениной» (реж. Иван Юдин). Основу сюжета составляет воображаемый кастинг актеров на главные роли для очередной экранизации толстовского романа. Каждый актер представляет одного из прототипов, о которых пишет в книге Басинский. Так, в кадре оказываются несколько Анн, Вронских, Карениных, Левиных. Пока «эксперты», отвечающие за документальную часть, комментируют «историческую» основу романа, артисты спорят друг с другом, защищают своих («подлинных») персонажей и пытаются найти ответ на вопрос, который задает себе каждый читатель «Анны Карениной»: могла ли эта история закончиться иначе? Сериал сумбурный, но театралы оценят эффектные сцены с двоящимися и троящимися героями: вот Вронский разрывается (в прямом смысле) между двух (столь непохожих) Анн. Вот два Каренина – добрый и злой – спорят с «режиссером»…Вопрос о «подлинности» снимается: все решает индивидуальная интерпретация (читателя, актера, режиссера). Сериал тем и хорош, что показывает неограниченность трактовок «Анны Карениной».

Подробнее о сериале на Кинопоиске.

_________________

Друзья, пишите в комментариях, знакомы ли книги / сериалы. Делитесь впечатлениями!

***

Обзор подготовила Анна Кузьмина, отдел культурных программ Библиотеки Белинского