Найти тему
Курган и курганцы

Интеллектуальное удовольствие: как курганские школьники побеждают на всероссийских турнирах

И в каких играх участвуют в этом сезоне.

Клуб интеллектуальных игр Курганского центра дополнительного математического образования открыл новый сезон. Сейчас у ребят уже идут тренировки. Команды готовятся к открытому кубку Урала «УМКА XVI», который традиционно проходит в Челябинской области осенью. А в конце сентября отыграли первый тур Молодежного Кубка мира по игре «Что? Где? Когда?» 2024-25 года на курганской площадке.

С руководителем клуба, директором ЦДМО Олегом Южаковым мы побеседовали о том, в чём секрет успеха в интеллектуальных играх, что важнее – знания или спортивный азарт, как приходят к этому увлечению и можно ли самому создать клуб интеллектуальных игр.

-2

— Олег Иванович, с чего всё начиналось? Как в ЦДМО появился свой клуб интеллектуальных игр?

— Так совпало: когда мы начали заниматься дополнительным математическим образованием и стали вывозить детей на разные олимпиады, турниры, летние школы, то увидели, что в качестве досуговых, развлекательных мероприятий там очень популярны интеллектуальные игры. Узнали, что существует целое сообщество людей, увлеченных интеллектуальными играми, что проводятся синхронные турниры и очные фестивали, что есть Школьный чемпионат России. И тоже стали частью этого сообщества.

— А когда это было?

— В 2005 году. Тогда мы впервые присоединились к Молодёжному кубку мира по игре в «Что? Где? Когда?». Это синхронный турнир: игры проходят на площадках в разных городах России, а затем все результаты сводятся воедино и подводятся итоги. Параллельно, появились и немногочисленные увлеченные взрослые, которые тоже стали регулярно участвовать в турнирах.

-3

— То есть клуб интеллектуальных игр ЦДМО существует уже почти 20 лет, скоро юбилей? Интересно, из тех, первых, участников кто-то, став взрослым, продолжает играть?

— Да, почти 20 лет. Многие из тех ребят сейчас живут в других городах и продолжают играть там. Команда «КМТС», костяк которой составляют участники того самого МКМ-2005, до сих пор регулярно участвует в интеллектуальных играх на площадке в библиотеке им. Маяковского. Ну и, конечно, всегда помогают нам в организации и проведении Школьного чемпионата Курганской области по игре «Что? Где? Когда?» и других мероприятий.

— От прошлого – к сегодняшним победам. kikonline.ru уже рассказывал о победе команды ЦДМО «Формула прямоугольной совы» на Школьном чемпионате России по интеллектуальным играм весной этого года в Челябинске. Ребята не только стали чемпионами России, завоевав первое место в основной дисциплине – игре «Что? Где? Когда?», но и взяли серебро в «Эрудит-квартете», бронзу в «Брейн-ринге». О каких еще важных победах минувшего сезона можете рассказать?

— У «Формулы» в целом получился очень успешный сезон. Ребята хорошо выступили на синхронных турнирах, завоевав медали в МКМ и Школьной Лиги Европы; в Новосибирске на фестивале «Первенство Сибири» собрали коллекцию из «золотых медалей» сразу в трех игровых дисциплинах, а в самом конце учебного года, уже в ранге Чемпионов России, взяли «бронзу» на Всероссийском Турнире, организованном обществом «Знание».

Были успехи и у команд помладше: на межрегиональном фестивале интеллектуальных игр «Элька» в Челябинске в феврале этого года команда «Лемма» заняла второе место в общем зачёте в возрастной категории «8-9 класс». А самые юные знатоки – команды «МГДС» и «Седьмая печаль» – сумели отобраться на Детский Чемпионат России в Ижевске, где соревновались школьники 5-7 классов.

-4

— И курганские школьники уже не первый раз – мы помним победу на ШЧР в 2022 году команды «Осторожно, ДЕТИ!» – оказываются лучшими в России! В чём секрет успеха? Как готовитесь к таким важным турнирам?

– Лучшая подготовка к чему бы то ни было – это регулярная систематическая деятельность. Дети увлечены процессом, они приходят на тренировки, играют синхронные турниры в выходные, ездят на фестивали. Для них это образ жизни. И когда все это выливается в результат, то турнирные достижения становятся приятным бонусом к удовольствию от процесса игры.

— Насколько важно взаимодействие в команде? Помогают ли тренировки создать это нужное взаимодействие?

— В ЧГК действительно очень важен элемент командной работы: должна быть своеобразная «игра в пас». Раскручивая вопрос, сыгранная команда может сгенерировать ответ на уровне логических ходов и интуитивных озарений. Когда в начале минуты не было никакого «чистого знания», а затем один игрок уловил нужную ассоциацию, второй вспомнил какой-то факт, а третий довёл рассуждение до конца – и в конце минуты ответ сложился, кирпичик к кирпичику. Вот за эти моменты озарения и радости от найденного вместе ответа и любим мы эту игру. Так что порой важнее не только простая сумма верных ответов и занятое место, а то, сколько раз в процессе игры получилось за минуту сделать казалось бы невозможное.

Понятно, что создать команду с нужным настроем и достаточно стабильными результатами непросто, особенно если речь идет о детях. Когда тренер составляет «сборную» на какой-нибудь ответственный турнир, то его задача собрать состав так, чтобы и разносторонние знания у игроков были, и чтобы общие отношения в команде были и деловыми, и дружескими. Вот для того, чтобы это понять или хотя бы примерно начать представлять, и нужны регулярные встречи-тренировки тех, кто проявляет устойчивый интерес к игре, игры в разных составах и на разных по тематике и сложности вопросах.

-5

— А как дети к этому приходят? К участию в интеллектуальных играх?

— Должна быть среда. Она притягивает тех, кому это интересно, кто обладает такими качествами, как любознательность и азарт. В первую очередь любого ребенка привлекает возможность соревноваться, возможность применять как-то свои знания. Поэтому большинство детей приходят в Клуб после участия в каком-нибудь турнире – потому что понравилось. А вот потом большую роль начинает играть окружение, регулярность и разнообразие игр, которые предлагаются тренерами для дальнейшего роста.

— Как же присоединиться к этому движению?

— Я бы скорее сказал «войти в сообщество». Ибо в последнее время слова «присоединиться к движению» вызывают ассоциацию с фразой «все побежали и я побежал». А сообществу «знатоков» уже несколько десятилетий: и для взрослых, и для студентов, и для школьников проводятся синхронные турниры, чемпионаты городов и областей, межрегиональные фестивали. Чтобы у школьников была такая возможность — узнать о существующих способах проявить себя с лучших своих сторон, с 2009 года мы проводим Кубок Курганской области по интеллектуальным играм, а в последние несколько лет — Школьный чемпионат Курганской области по интеллектуальным играм, по итогам которого можно пройти отбор на Чемпионат России. На площадке в библиотеке имени Маяковского мы регулярно проводим игры и для школьников, и для взрослых. Те, кому это интересно, могут следить за новостями в группе Клуба интеллектуальных игр ЦДМО (https://vk.com/chgk_kurgan) «ВКонтакте».

-6

Но вот чтобы после турнира у заинтересовавшегося школьника была возможность расти и развиваться внутри сообщества, рядом нужны взрослые люди, которые понимают важность регулярных игр и тренировок, хотят и умеют их проводить, подбирать задания, понимают тонкости игры. То есть, если в школе кто-то из учителей заинтересовался сам и решил разобраться, как сделать лучше, то и мотивировать детей не только «сходить поиграть» куда-нибудь пару раз в год у него наверняка получится.

— Если такие люди нашлись и решили создать клуб интеллектуальных игр в школе, куда им можно обратиться за помощью и идеями?

— Можно обращаться к нам, мы всегда готовы поделиться опытом, что-то посоветовать. Я знаю, что в Варгашах, в Петухово, в Кетовском районе есть учителя, которые регулярно проводят интеллектуальные игры для своих учеников, участвуют в некоторых синхронных турнирах. После ежегодного Школьного чемпионата Курганской области многие начинают интересоваться, и задумываться над тем, чтобы создать в школе постоянно действующий клуб. Но очень важно, чтобы это не было «обязаловкой», «мероприятием для галочки». По-настоящему организовать что-то можно только там, где людям это действительно интересно.

— Что даёт участие в турнирах по интеллектуальным играм? И что дают победы?

— Победы дают моральное удовлетворение – как в любом виде спорта. ЧГК – это тоже спорт, только спорт интеллектуальный. А если говорить о приобретаемых в процессе игры навыках, то, участвуя в турнирах, ребята учатся работать командой, учатся отвечать на вопросы, слушать, анализировать, делать выводы. Развивают свое мышление, память, внимание. Всё это, безусловно, пригодится им во взрослой жизни.

-7

От первого лица

Маргарита Шалютина, «Формула прямоугольной совы»:

— В интеллектуальные игры я играю с четвертого класса. Мне интересен процесс взятия вопроса, когда мы вместе командой его раскручиваем, нравится узнавать новое и общаться с сокомандниками. Как мне кажется, секрет успеха в том, чтобы не останавливаться на достигнутом, постоянно расширять свои познания и играть в интеллектуальные игры как можно больше.

Дмитрий Греков, «Формула прямоугольной совы»:

— Впервые я принял участие в интеллектуальных играх после своего пятого класса, а на постоянной основе играть начал с седьмого. В первую очередь они заинтересовали меня возможностью испытать свои знания и расширить кругозор. Но помимо этого привлекали незабываемая атмосфера самих игр, турниров и фестивалей и общение с людьми, которые имеют схожие интересы. Что касается побед – как мне кажется, особого секрета успеха нет. Нужно любить саму игру и познавать окружающий мир, стараться почаще практиковаться на сложных вопросах и уметь работать над личными и командными ошибками.

Фото из группы Клуба интеллектуальных игр ЦДМО «ВКонтакте».