Найти тему
Сретенский монастырь

СЕМЬЯ В ВЕТХОМ И НОВОМ ЗАВЕТЕ

Большинство верующих стремится к созданию семьи, так как христианство предполагает общность, а не индивидуалистичность. С христианско-антропологической точки зрения, человеческая жизнь не может существовать в изоляции. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Так говорится в начале Священного Писания. Жизнь христианина предусматривает личные отношения с Богом и ближними. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26). Под словом «душа» здесь, в частности, понимается духовная жизнь человека с Богом и его отношения с ближними, ибо спасение не есть нечто индивидуальное.

В христианской концепции семья является целью Божественного замысла о человеке и конечной его формой, к которой все человечество и должно прийти. В семье христианской во главе всего должен стоять Бог. Он должен быть Отцом для всех ее членов. По нашему мнению, частый распад семьи обусловлен тем, что она не развивается в направлении семьи духовной. Нам, христианам, нужно строить именно такую семью, полагаясь на свет Божественного Писания. И тогда благодать Божия будет поддерживать нас. Когда Бог создал Адама, он не нашел сие завершенным. Чтобы выжить, человек должен жить и сообщаться с другими. Узы брака и деторождения являются самыми крепкими и прекрасными из всех уз. Бог вложил в сердце человека как желание создавать семью, так и стремление к деторождению и материнству.

В Писании первая женщина была названа «Евой», что означает «матерь жизни». Женщина желает дать жизнь другому, даже если это будет связано с болью и страданиями, «но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16: 21). Бог вложил в природу женщины любовь к материнству, и когда она становится матерью, она радуется. Вот почему Ева радостно воскликнула при рождении сына: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1) и назвала его Каином, что означает «я приобрела его от Бога». Имя Исаак напоминает нам о радости Сары во время его рождения. Благословляя блаженного Авраама, Бог сказал ему: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков» (Быт. 15: 5). Создав людей в раю, «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28). Семейные узы являются прочной основой для человеческой жизни. Семьи Ветхого Завета назывались «дом Иосифа», «дом Иакова». И одно из самых прекрасных выражений – «отцовский дом» – связано в сознании человека с ощущением мира, опоры и уверенности.

Вопрос деторождения и количества детей занимает в Библии важное место, поскольку их рождение считалось основной целью брака. Семья, богатая детьми, была идеалом. Рахиль, родив сына, сказала: «Снял Бог позор мой» (Быт. 30: 23). Не иметь детей во времена Ветхого Завета было позором и слабостью. Через деторождение увековечивается существование рода и достигается его непрерывность. В Ветхом Завете плодовитость являлась даже обязанностью, а отсутствие чад приводило к кровопролитию.

И хотя Бог вложил в сердца людей желание семейной жизни и братства, человеческая история, как показывает Священное Писание с самого начала, была историей конфликтов и разрушения семьи. Например, это Каин, из зависти убивающий своего брата Авеля, из зависти настолько сильной, что он не желает знать, где находится его брат, и отрекается от связи, которую установил Бог. То, что Бог задумал для человека относительно семьи и идеала жизни, всегда сталкивается с жестокостью человеческих сердец. Со времен грехопадения Адама человечество находилось под гнетом греха, постоянно выбирая между послушанием и непослушанием Богу. Это влияло и на семейные узы, которые укреплялись или разрушались. Но, наряду с неправильными семейными отношениями, существовали и благословенные: блаженный Авраам преодолевает определенные ситуации, чтобы сотрудничать с Лотом, Иаков примиряется с Исавом, а Иосиф прощает своих братьев.

Два момента характерны для библейской мысли о семье. Первый заключается в том, что семья, состоящая из мужа, жены и детей, является частью семьи общечеловеческой. Второй – в том, что Бог является истинным Отцом каждой семьи, каждого человека и всего человечества. Отец рождает детей, чтобы передать их настоящему Отцу – Богу. Во времена Ветхого Завета вся семья собиралась вокруг стола, оставляя место главы стола пустой, из веры в то, что это место принадлежит Богу.

-2

Окончательная картина семьи сформировалась в человеческом обществе в своей полноте, когда воплотился Богочеловек. В учении Нового Завета семейные узы приняли свою полную духовную форму и отныне несут в себе более духовную, нежели просто физическую связь. Без этих духовных отношений физическая связь бесполезна. Христос не колеблется поощрять девство и безбрачие, так как это в конечном итоге не устраняет истинную семью, но укрепляет ее. В Новом Завете Бог воспринимается как Отец даже для людей без брачного опыта. И человек приобретает духовную семью, перешагивая через то, что установлено в обществе, напрямую достигая цели человеческой жизни. Цель ее перемещается от воспроизводства потомства к спасению и от количества детей к самим семейным отношениям.

Христос пришел в мир, чтобы открыть людям, Кто их Отец: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин. 17: 3). Поэтому, когда ученик попросил Его: «Господи! научи нас молиться» (Лк. 11: 1), Он ответил так: «Когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!» (Лк. 11: 2). Христианство отличается от многих философских и гуманитарных течений. В то время, как мир утверждает, что устанавливает подобие братских отношений, христианская мысль хочет построить особые семейные отношения. Не существует человеческого братства без отца.

Святая Библия открывает нам, что истинная связь, объединяющая людей от уровня малой семьи до уровня всей обитаемой земли, есть не что иное, как «Отец», то есть Бог. У Отца есть одна большая семья, то есть весь обитаемый мир, состоящий из малых семей. Для чего воплотился Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы? Этим вопросом задавался преподобный Максим Исповедник. И он дал на него ответ: «Для того, чтобы Бог был воспринят человеком как его Отец, когда Иисус обратится к Богу: "Авва, Отче"». Слово «Авва» эквивалентно нашему слову «папа» и несет в себе смысл, который не был известен до Воплощения Христова. Апостол Павел использует эту же фразу для нас, когда говорит, что мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче"» (Рим. 8: 15).

Таким образом, через сыновство Христа Богу Отцу Новый Завет приходит к раскрытию полного образа Отца и всеобъемлющего отцовства Бога для всех людей. Спаситель сказал про Своих учеников: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мф. 12: 50). Поэтому со времен Нового Завета люди являются между собой братьями и сестрами по вере в Бога Отца. Бог усыновил нас как Своих детей, и Христос был первым Его Сыном. Праведный Авраам является отцом для всех верующих. Его потомки – это творящие его дела, а не те, кто произошел от его рода, поскольку первые сохраняют его благословения. Через Крещение людей создается новая семья его потомков по обетованию, а не по плоти. Ветхий Завет показал нам духовную концепцию семьи, но только через естественное рождение. На практике Бог Отцом не признавался, пока не пришло время Нового Завета, когда духовные отношения с Богом Отцом стали основой связи между родителями и детьми.

-3

Семья Нового Завета – это место наследования обетований. Поэтому для нее недостаточно естественных связей, но основой для нее являются связи духовные. Это происходит на практике, когда Святая Церковь воспринимается в семье как Мать. Вот почему апостол Павел сравнивал христианский брак с таинством, в котором чада рождаются для Бога. Настоящая духовная семья состоит из Отца, который есть Бог, и Матери, которой является Церковь. Церковь есть Небесный Иерусалим, собирающий Своих верующих чад вокруг Бога.

Христианский взгляд на семью различает «Отца», который есть Бог, и отдельно он поставляет земных родителей. Поэтому роль отца и матери в семье приобретает святость в качестве связующего звена, которое приводит детей к настоящему их Отцу. С этой точки зрения, по словам святителя Иоанна Златоуста, «родитель, который не приводит своих детей к их Небесному Отцу, подобен убийце». Дети для семьи – это сокровище, которое должно быть сохранено и взращено должным образом.

Господь Иисус Христос исполнил заповедь о почитании родителей, основанную на уважении к ним, и до последнего момента он заботился о Своей Матери, передав Ее Своему любимому ученику, апостолу Иоанну. Он также включил этого ученика в Свою естественную семью, когда сказал ему: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19: 27). И сказал Он это из великой любви к ним обоим и той духовной связи, которая была между ними. Вспомним свадьбу в Кане Галилейской, когда Он исполнил желание Своей Матери. Мы видим важность и прочность естественной семейной связи Иисуса и принятие ее, несмотря на приоритет связи духовной.

Неудивительно видеть разногласия между родителями и детьми, когда отсутствует духовная забота о детях со стороны родителей. Отсюда в православной традиции возникает акцент на образе семьи как на малой церкви. Здесь есть отец, мать и дети, объединенные в любви и взаимопонимании, связанные христианскими добродетелями, со Христом посреди них. Семья может стать малым раем, но только тогда, когда в ней осуществляются духовные связи и непрестанно читается Священное Писание. Через чтение Слова Божия в семье происходит воспитание у детей страха Божьего, благочестия, веры и связи с Богом Отцом. Все это является тем наследием, которое должно передаваться из поколения в поколение, от родителей к детям. Воспитание и возрастание человека происходит именно в семье, отсюда последняя приобретает особую важность, поэтому ее естественные связи не должны быть лишены духовного содержания. Истина о Боге как об Отце дает семье моральную формулу и принципы, а также делает эту семью конструктивной ячейкой для мира. Тогда любовь и свобода являются основными условиями для создания брака.

-4

Вот почему в Церкви возникла традиция помолвки как необходимого периода для знакомства, подготовки и испытания свободного решения и истинной любви между двумя сторонами. Личные прихоти, эгоизм, отсутствие практики христианских добродетелей и привычка к потребительству разрушают семейные узы. Христианские добродетели, такие, как прощение, смирение, жертвенность, искренняя любовь и уважение, являются верными условиями для продолжения семейных уз.

По нашему мнению, распад семьи происходит из-за забвения истинного, духовного образа семьи и из-за отсутствия конечной цели обретения нами всеми Божественного усыновления. Ибо «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1: 4–5). Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт
Orthodoxonline.org

Митрополит Павел (Язиджи)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм