Среди множества египетских божеств бог Амун считался царем богов, высшим творцом. Он был древнеегипетским богом плодородия и жизни. В отличие от многих других египетских богов, которые «рождались» на различных этапах истории страны и часто теряли популярность, Амун присутствовал в мифологии и культуре египтян с самого зарождения этой загадочной и сложной цивилизации.
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.
Амуна называли разными именами, и в мифологии он исполнял множество ролей. Египтяне часто почитали Амуна вместе с его семьей. Изображения Амуна встречаются по всему Египту, как и его легенды.
Амун носил титул «Царя богов» Верхнего Египта. Ученые обнаружили несколько вариантов написания его имени в египетских текстах, таких как Ам, Амен, Амон, Амонн, Аммун и Хаммон.
Со временем египтяне объединили Амуна с Ра, образовав Амон-Ра. Варианты написания этого имени включают Амен-Ра, Амон-Ра, Амон-Ре, Амун-Ре и Аммон-Ра. Египтяне называли Амон-Ра «единственным» и «не имеющим второго», считая его верховным богом.
Первоначально Амун был покровителем древнеегипетского города Фивы, где жил правящий фараон и его семья. Именно здесь его объединили с богом солнца Ра, и их стали называть Амон-Ра. Амон-Ра был царем богов Верхнего Египта и одним из важнейших божеств, уступая лишь Осирису. Египтяне приписывали ему роль творческой силы, ответственной за всю жизнь на земле, на небе и в подземном мире (Туат). Также Амун считался отцом фараона.
Амун входил в фиванскую триаду вместе с Мут и Хонсу (триада включала в себя бога-отца, богиню-мать и их дитя). Жена Амуна — Амунет, богиня-мать. Жена Амон-Ра — Мут, богиня Фив, женское воплощение Амон-Ра. Их сын — Хонсу, бог луны, покровитель обновления и исцеления.
История почитания Амуна впечатляет. Вначале он был божеством, которому поклонялись только в Фивах. Но когда фараоны перенесли столицу в этот город, Амун стал важным богом. Во времена XVIII династии он слился с Ра и стал еще более значимым. Многие цари этой династии заказывали фрески, на которых Амон-Ра изображался их отцом. Так правители, чья легитимность была под сомнением, утверждали свое право на трон. Когда Хатшепсут стала править за своего пасынка, она приказала создать изображения, на которых Амон-Ра изображался ее отцом, чтобы закрепить свое положение и оставаться фараоном до самой смерти. По мере того как развивалась XVIII династия, культ Амон-Ра становился богаче и влиятельнее, соперничая с фараоном по силе и престижу. Это стало одной из причин, по которой Эхнатон провозгласил единого бога Атона. Он перенес столицу в новый город, но вскоре после его смерти жрецы Амон-Ра восстановили свое могущество. Фивы снова стали столицей, и культ Амон-Ра продолжил набирать силу.
Поклонение Амуну было широко распространено, и фараоны щедро одаривали его культ землями и долей от военной добычи. Одной из важных должностей в культе была «жена бога Амуна», которую часто занимала царица или мать фараона. Эти женщины приобретали значительное влияние и на изображениях предстали совершающими подношения богам.
Два крупных праздника в Фивах были связаны с передвижением изображений Амуна и других божеств:
Во время Праздника Прекрасной Долины изображения фиванской триады выносились из Карнака. Их перевозили на лодке через Нил, чтобы посетить погребальные храмы на западном берегу. На празднике Опет Амун путешествовал из Великого храма в Карнаке в храм в Луксоре. Этот праздник символизировал священный брак между богом (фараоном) и женой бога (царицей).
Храмы, посвященные Амуну, строились по всему Египту, а Рамсес II возвел или восстановил несколько из них. Среди этих храмов — Дейр-эль-Медина, Луксор и Карнак.
Храм Дейр-эль-Медина находится на западном берегу Нила напротив Фив, рядом с Долиной Царей. Рамсес II построил этот храм, а также два других, посвященных остальным членам фиванской триады. Храм Амуна в Луксоре был возведен около 1500 года до н.э. и оставался религиозным центром вплоть до наших дней. Здесь поклонялись уникальной форме Амуна — Аменемопе (Амуну Опета). Храм в Луксоре также называли «Местом Уединения» или Южным Опетом. Этот храм находился в центре древних Фив, и процессионная дорога соединяла его с Карнаком.
Комплекс храмов в Карнаке является крупнейшим храмовым комплексом, построенным человеком, а Великий храм Амуна — его венец. На протяжении поколений фараоны достраивали и реконструировали различные части храма. Процессии проходили мимо сфинксов с головами баранов, вдоль украшенных иероглифами дворов, обелисков и пилонов. В этот комплекс также входил храм, посвященный Атону, построенный Эхнатоном в первые годы его правления, до переноса столицы в Амарну.
Древнеегипетское искусство связывает несколько символов с Амуном:
• Баран (криосфинкс — сфинкс с головой барана).
• Гусь.
• Иногда Амуна изображали в виде обезьяны или льва.
Статуи и изображения Амуна обычно показывают его как мужчину с синей или черной кожей. На голове у него двойной плюмаж, где перья окрашены в чередующиеся цвета: красный и зеленый или красный и синий. Амун носит различные украшения, включая широкий воротник, браслеты и наручи. Одежда его — либо килт, либо туника с украшенными плечевыми ремнями. В правой руке он держит анкх, а в левой — скипетр; иногда из его туники свисает хвост быка. Иногда Амуна изображают с головами различных животных, например, с головой сокола и солнечным диском, окруженным змеей. В других изображениях он предстает с головой барана.
Уреус (стоячая кобра) часто изображается на голове Амуна, в то время как Амунет может быть изображена с головой кошки или, наоборот, Амун может предстать с головой лягушки, а Амунет — с уреусом.
В древнеегипетской мифологии Амун был богом-творцом и силой, созидающей жизнь. В его мифах рассказывается не столько о его деяниях, сколько о помощи людям в достижении победы или решении проблемы. В надписях говорится также о предсказаниях, которые Амун давал просителям.
Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.