Найти тему

Господдержка университетской науки в Китае

Оглавление
pku.edu.cn
pku.edu.cn

Китай стремительно усиливает систему высшего образования и научный потенциал своих вузов. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал меры поддержки ведущих университетов КНР, перед которыми власти поставили амбициозную цель — вывести страну в высшую лигу мировой науки.

Главные выводы:

Число китайских университетов, входящих в топ-100 мировых вузов в профильном Шанхайском рейтинге (ARWU), за последние шесть лет увеличилось с двух до десяти. Такой результат стал возможен благодаря последовательной политике, нацеленной на достижение страной глобального научно-технологического лидерства, и серьезным инвестициям в развитие ключевых университетов. Бюджеты некоторых из них уже сопоставимы по размерам с Гарвардским университетом или Массачусетским технологическим институтом.

За последние 30 лет власти Китая реализовали несколько масштабных программ комплексной поддержки вузовской науки. Выделим основные.

«Проект 211» (1995–2016 гг.) — первая программа, запущенная Министерством образования КНР с целью формирования группы университетов международного класса по уровню научных исследований и подготовки кадров. За все время в ней приняли участие 112 вузов, а общий бюджет составил 20 млрд юаней (273,7 млрд руб.). Об успешности программы говорит, например, тот факт, что уже за первое десятилетие ее реализации численность аспирантов в стране выросла в 6,2 раза, а число статей китайских авторов, опубликованных за период Х пятилетнего плана (2001–2005 гг.), в 7,9 раза превысило аналогичный показатель более раннего VIII плана (1991–1995 гг.).

«План 985» (1998–2016 гг.) был нацелен на создание относительно узкой группы исследовательских университетов мирового уровня, причем на их поддержку выделялось почти втрое больше средств: 59,1 млрд юаней (809,3 млрд руб.). Изначально программой были охвачены девять наиболее престижных государственных университетов, спустя три года к ним присоединились еще 30 вузов – участников «Проекта 211». Когда часть вузов-участников «Проекта 985» не продемонстрировали ожидаемый прогресс, программу приостановили и перезапустили в новом дизайне.

«Программа 111» (2006–2018 гг.) была запущена с целью массового привлечения в страну всемирно известных иностранных ученых. В рамках нее планировали открыть 100 научно-исследовательских центров при университетах из «Проекта 985», каждый из которых должен был организовать приезд для работы в Китае и проведения совместных исследований не менее 10 ведущих зарубежных ученых не старше 70 лет (за исключением нобелевских лауреатов, на которых возрастные ограничения не распространялись).

Инициатива «Двойной первый класс», продолжившая линию «Плана 985», ставила перед участвовавшими в ней вузами (на первом этапе (2017–2020 гг.) ее участниками были 137 из 2913 вузов страны на 2017 г.) еще более амбициозные цели продвижения в глобальных рейтингах. Так, примерно треть вузов-участников должны были стать университетами мирового класса, точнее относиться к одному из двух: «классу А» — «стремящихся к мировому уровню» (36 вузов) либо «классу В» — вузам с высоким потенциалом (6); остальные должны были достичь лидерских позиций в тех или иных научных дисциплинах (из 456 отобранных). Общий бюджет первого этапа программы с 2018 г. составил 104,9 млрд юаней (1,4 трлн руб.). Эффективность можно оценить, в частности, по таким цифрам: в 2020 г. 71 университет материкового Китая вошел в топ-500 ARWU и 6 — в топ-100; 4 и 6 вузов попали в топ-100 рейтингов Times Higher Education и QS соответственно, а Университет Цинхуа и Пекинский университет — в топ-25. Также, по данным ARWU, университеты КНР вышли на первое место в 14 научных областях, в том числе в сфере материаловедения и инженерии, заметный прогресс был достигнут в квантовой науке.

С 2022 г. запустился второй этап программы «Двойной первый класс». Хотя ее первоначальные цели были достигнуты уже на первом этапе, все еще заметен разрыв в уровне научных исследований между китайскими и ведущими зарубежными университетами; также не была решена задача по созданию диверсифицированного кадрового резерва. На новом этапе программу скорректировали: приоритетом стал вклад проводимых в университетах исследований в обеспечение технологического суверенитета страны и ее экономический рост на основе инноваций. Число участников расширилось: программа теперь распространяется на 147 университетов и включает около 330 научных дисциплин, в которых вузы должны демонстрировать глобальное лидерство. Особое внимание уделяется междисциплинарным направлениям исследований, которые не учитывались в рамках первого этапа программы. Отбор университетов и дисциплин проводился с учетом потенциала выращивания перспективных кадров в приоритетных научно-технологических областях.

Комментарий

Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

В последние 30 лет Китай проводит целенаправленную политику по повышению глобальной конкурентоспособности ведущих университетов. При этом приоритет отдается укреплению сравнительно небольшого числа организаций — потенциальных мировых лидеров. Ключевая актуальная программа в этой области — «Двойной первый класс» — ставит для каждого вуза-участника индивидуальные цели по развитию конкретных научных дисциплин, стратегически важных для страны. Результаты политики налицо: в 2024 г. шесть университетов Китая вошли в топ-10 индекса Nature (строится на основе числа статей, опубликованных в высокорейтинговых естественнонаучных и медицинских научных журналах), обойдя американские Stanford и MIT.
В России действует во многом схожая программа «Приоритет 2030», которая является одной из наиболее крупных и, по оценкам руководителей организаций сферы науки, одной из самых эффективных национальных инициатив в сфере развития высшего образования и университетской науки. Вместе с тем, с учетом необходимости достижения национальной цели по обеспечению присутствия России в десятке стран — научных лидеров, и при опережающих темпах финансирования китайских и других зарубежных вузов, иная стратегия, нежели последовательное наращивание поддержки отечественных университетов, вряд ли возможна.

Читайте по ссылке более детальный обзор.