Эта фраза из старого советского анекдота снова становится актуальной. На рынке таксомоторных услуг назрело множество проблем. Стоимость поездок растет, но водители при этом не зарабатывают. При этом самих водителей - острая нехватка. И как вишенка на торте - ужесточение государственного регулирования этой сферы - ради нашей безопасности. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Но давайте по порядку разбираться в том что нынче не так в таксомоторном королевстве.
И начнем с тарифов. Если опираться на данные Росстата, то за последние 10 лет проезд в такси подорожал почти в два раза. Если в 2014 году это было 23 рубля в расчёте на километр пути, то в конце прошлого года - уже 36,53. А к лету этого года цена обновила рекорд и составила 43 рубля с небольшим.
Если в более понятных величинах, то по данным аналитического центра “Чек Индекс” в Москве средний чек при поездке в такси в сентябре составил 821 рубль - а это на 11% больше, чем год назад. И эксперты рынка уверены - это еще не предел. До конца года тарифы на такси могут вырасти еще процентов на тридцать.
С чего вдруг? Ну тут целый ворох причин. Начнем с банального: серьезно выросли затраты таксомоторных компаний, в первую очередь за счет обновления самого парка машин. Если в 2022 году доля китайских автомобилей на рынке такси не превышала 3%, то сейчас она уже свыше 30%. И все эти машины вышли на линии за последние два года. При этом средняя стоимость легковушки за это время выросла с двух миллионов рублей до почти трёх с половиной. Сюда же можно добавить и рост стоимости запчастей и обслуживания автомобилей тех брендов, что покинули Россию.
И это еще полбеды. Потратили деньги, купили новые машины, да. Но кто на них будет работать? По оценкам Яндекса, нехватка водителей оценивается примерно в 130 тысяч человек. И тут включается закон рынка. Спрос на такси устойчивый, но предложение его удовлетворить не может. Вот вам и ещё одна причина роста цен. Не помогает и рост зарплат. Так, согласно данным Авито Работа, этим летом средние предлагаемые зарплаты для водителей такси по стране выросли на 60% по сравнению с прошлым годом и достигли уровня в 156 тысяч рублей.
Тут, конечно важный нюанс. Это максимальная сумма которую может заработать таксист. Вот только получить ее нереально. Ибо она зависит от множества факторов - сколько поездок совершил водитель, повышенный был тариф или нет, в комфорт-классе он или в экономе и так далее. В реале среднестатистический таксист получает на руки от 50 до 80 тысяч рублей. Куда идут остальные деньги? Комиссия агрегатора, как правило - порядка 25% от стоимости поездки. Водитель так же платит за использование программного обеспечения - того самого приложения, через которое они принимают заказы. На всё это еще начисляется НДС. Ну и, если таксист арендует машину - это еще до трёх тысяч рублей в день таксопарку.
И на все это накладывается еще и весьма жесткое регулирование отрасли. Год назад вступил в силу резонансный закон о Такси. Там были прописаны все основные параметры работы - кто может работать, а кто нет, как должна быть оформлена машина такси и какие обязательства берет на себя таксист.
В частности, с сентября этого года у таксистов, помимо полиса ОСАГО должен быть и полис ОСГОП - обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. По нему клиент такси, если в поездке с ним что-то случится, может получить возмещение - до двух миллионов рублей. Полис этот, согласно тарифной сетке Центробанка, стоит до 5500 рублей в год. Если полиса нет - это крупный штраф.
И для многих таксистов, для которых быть командиром не основной вид деятельности - это проблема. ОСАГО для самозанятого таксиста - 30 тысяч рублей. ОСГОП - еще пятерка. Плюс к этому - ежедневные медицинские и технические осмотры перед началом рабочего дня. А проходить их негде - таких пунктов не хватает.
Печальный итог. Водители такси, особенно самозанятые начали работать «в серую», минуя агрегаторов и таксопарки. Как подсчитали в "Прессиндекс", в мессенджере Telegram сейчас 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси. А во "ВКонтакте" таких групп почти 4 тысячи. По факту - таксист становится классическим бомбилой. Просто ты ловишь его не на дороге - а через интернет.
По данным Налоговой, в России сейчас 632 тысячи самозанятых водителей такси. То есть, если регулирование не пойдет им навстречу - отрасль рискует потерять всех этих людей, которые просто уйдут работать туда, где платят больше, а проблем меньше. К примеру - в курьеры.
Власти в курсе проблем. В Госдуме уже предложили подумать над тем, чтобы ослабить часть отраслевых требований. В частности по оклейке и окраске автомобиля,
а также позволить таксистам не вносить свои машины в реестр такси. Это время и расходы плюс стоимость такой машины на вторичном рынке сразу снижается. При этом агрегаторы должны усилить контроль и банить в системе тех водителей у которых, по мнению пассажиров, машины в плохом состоянии. А это рискованно. К примеру, машина в порядке, водитель тоже, но в салоне нет зарядки для старого айфона. Клиент не удовлетворен и водитель блокируется. Справедливо ли это?
Ну и напоследок свои пять копеек решил и Минтранс вставить. Там хотят вообще запретить таксопаркам нанимать самозанятых. Таксисты, по мнению министерства, должны быть оформлены по трудовому договору.
И с одной стороны это поможет очистить рынок от нелегалов. С другой - это рост расходов таксопарка, а значит и рост тарифов.
В сухом остатке. Владельцы таксопарков говорят как - чтобы в отрасли все было четко, легально, беспроблемно и главное, рентабельно, тариф такси должен быть в среднем - 70 рублей за километр. То есть на 75% дороже чем сейчас. Так что запомните текущие расценки. Мы их с вами еще добрым словом вспомним.