Найти тему
Деньги 24

Приехали... Станет ли такси роскошью?

Эта фраза из старого советского анекдота снова становится актуальной. На рынке таксомоторных услуг назрело множество проблем. Стоимость поездок растет, но водители при этом не зарабатывают. При этом самих водителей - острая нехватка. И как вишенка на торте - ужесточение государственного регулирования этой сферы - ради нашей безопасности. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Но давайте по порядку разбираться в том что нынче не так в таксомоторном королевстве.

И начнем с тарифов. Если опираться на данные Росстата, то за последние 10 лет проезд в такси подорожал почти в два раза. Если в 2014 году это было 23 рубля в расчёте на километр пути, то в конце прошлого года - уже 36,53. А к лету этого года цена обновила рекорд и составила 43 рубля с небольшим.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Если в более понятных величинах, то по данным аналитического центра “Чек Индекс” в Москве средний чек при поездке в такси в сентябре составил 821 рубль - а это на 11% больше, чем год назад. И эксперты рынка уверены - это еще не предел. До конца года тарифы на такси могут вырасти еще процентов на тридцать.

С чего вдруг? Ну тут целый ворох причин. Начнем с банального: серьезно выросли затраты таксомоторных компаний, в первую очередь за счет обновления самого парка машин. Если в 2022 году доля китайских автомобилей на рынке такси не превышала 3%, то сейчас она уже свыше 30%. И все эти машины вышли на линии за последние два года. При этом средняя стоимость легковушки за это время выросла с двух миллионов рублей до почти трёх с половиной. Сюда же можно добавить и рост стоимости запчастей и обслуживания автомобилей тех брендов, что покинули Россию.

И это еще полбеды. Потратили деньги, купили новые машины, да. Но кто на них будет работать? По оценкам Яндекса, нехватка водителей оценивается примерно в 130 тысяч человек. И тут включается закон рынка. Спрос на такси устойчивый, но предложение его удовлетворить не может. Вот вам и ещё одна причина роста цен. Не помогает и рост зарплат. Так, согласно данным Авито Работа, этим летом средние предлагаемые зарплаты для водителей такси по стране выросли на 60% по сравнению с прошлым годом и достигли уровня в 156 тысяч рублей.

Источник: Авито Работа
Источник: Авито Работа

Тут, конечно важный нюанс. Это максимальная сумма которую может заработать таксист. Вот только получить ее нереально. Ибо она зависит от множества факторов - сколько поездок совершил водитель, повышенный был тариф или нет, в комфорт-классе он или в экономе и так далее. В реале среднестатистический таксист получает на руки от 50 до 80 тысяч рублей. Куда идут остальные деньги? Комиссия агрегатора, как правило - порядка 25% от стоимости поездки. Водитель так же платит за использование программного обеспечения - того самого приложения, через которое они принимают заказы. На всё это еще начисляется НДС. Ну и, если таксист арендует машину - это еще до трёх тысяч рублей в день таксопарку.

-4

И на все это накладывается еще и весьма жесткое регулирование отрасли. Год назад вступил в силу резонансный закон о Такси. Там были прописаны все основные параметры работы - кто может работать, а кто нет, как должна быть оформлена машина такси и какие обязательства берет на себя таксист.

В частности, с сентября этого года у таксистов, помимо полиса ОСАГО должен быть и полис ОСГОП - обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. По нему клиент такси, если в поездке с ним что-то случится, может получить возмещение - до двух миллионов рублей. Полис этот, согласно тарифной сетке Центробанка, стоит до 5500 рублей в год. Если полиса нет - это крупный штраф.

И для многих таксистов, для которых быть командиром не основной вид деятельности - это проблема. ОСАГО для самозанятого таксиста - 30 тысяч рублей. ОСГОП - еще пятерка. Плюс к этому - ежедневные медицинские и технические осмотры перед началом рабочего дня. А проходить их негде - таких пунктов не хватает.

-5

Печальный итог. Водители такси, особенно самозанятые начали работать «в серую», минуя агрегаторов и таксопарки. Как подсчитали в "Прессиндекс", в мессенджере Telegram сейчас 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси. А во "ВКонтакте" таких групп почти 4 тысячи. По факту - таксист становится классическим бомбилой. Просто ты ловишь его не на дороге - а через интернет.

-6

По данным Налоговой, в России сейчас 632 тысячи самозанятых водителей такси. То есть, если регулирование не пойдет им навстречу - отрасль рискует потерять всех этих людей, которые просто уйдут работать туда, где платят больше, а проблем меньше. К примеру - в курьеры.

Власти в курсе проблем. В Госдуме уже предложили подумать над тем, чтобы ослабить часть отраслевых требований. В частности по оклейке и окраске автомобиля,

-7

а также позволить таксистам не вносить свои машины в реестр такси. Это время и расходы плюс стоимость такой машины на вторичном рынке сразу снижается. При этом агрегаторы должны усилить контроль и банить в системе тех водителей у которых, по мнению пассажиров, машины в плохом состоянии. А это рискованно. К примеру, машина в порядке, водитель тоже, но в салоне нет зарядки для старого айфона. Клиент не удовлетворен и водитель блокируется. Справедливо ли это?

Ну и напоследок свои пять копеек решил и Минтранс вставить. Там хотят вообще запретить таксопаркам нанимать самозанятых. Таксисты, по мнению министерства, должны быть оформлены по трудовому договору.

-8

И с одной стороны это поможет очистить рынок от нелегалов. С другой - это рост расходов таксопарка, а значит и рост тарифов.

В сухом остатке. Владельцы таксопарков говорят как - чтобы в отрасли все было четко, легально, беспроблемно и главное, рентабельно, тариф такси должен быть в среднем - 70 рублей за километр. То есть на 75% дороже чем сейчас. Так что запомните текущие расценки. Мы их с вами еще добрым словом вспомним.