На днях Оскаровский комитет при Союзе кинематографистов РК утвердил художественный фильм «Бауырына салу» к выдвижению на соискание премии Американской академии киноискусств «Оскар».
Фильм взял высшую награду национальной премии «Тулпар» по итогам голосования членов альянса и был рекомендован представлять Казахстан на «Оскаре» в номинации International Feature Film. После очередного достижения создателей фильма мы побеседовали с главным режиссером Асхатом Кучинчерековым.
На «Тулпаре» - галопом в Голливуд
На соискание премии «Тулпар» было подано 59 заявок, из них утверждены 24 фильма, претендовавших в Казахстане на «Оскар» в этом году. Фильм «Баурына салу» галопом обошел всех номинантов и был выдвинут на главную кинопремию года в США. Напомним, что фильм посвящен непростой теме детско-родительских отношений. Согласно казахскому обычаю, старшего ребенка в семье родители часто отдают на воспитание дедушке и бабушке. На то были веские исторические и социальные причины. Эта традиция сохраняется и по сей день. Однако зачастую за этим скрыты душевные травмы, о которых не принято говорить вслух. Драматургия фильма в том, сможет ли герой обрести новую семью у своих биологических родителей после смерти ата и аже. Режиссер Кучинчиреков прожил эту драму на своем личном опыте, и его история легла в основу сюжета. Фильм уже был с большим успехом показан на международных фестивалях и вызвал большой резонанс. Теперь слово за Америкой.
Голосование Американской академии пройдет в три этапа. С 9 по 13 декабря академики выберут шорт-лист, который будет обнародован 17 декабря. Голосование по шорт-листу состоится 8-12 января 2025 года. По его итогам 17 января станут известны номинанты во всех категориях. Третий, финальный тур состоится 11-18 февраля.
Имена победителей будут оглашены на торжественной церемонии во время вскрытия конвертов 2 марта 2025 года в Лос-Анджелесе. В случае если фильм попадет в число номинантов, на церемонию будет приглашен режиссер. На статуэтке в категории International Feature Film указывается страна, название фильма и имя режиссера.
Фестивальный год
- Асхат, этот год выдался фестивальным для вас. На скольких конкурсах уже побывал фильм?
- Если учесть те, что нам предстоят в ближайшее время, то фильм был и будет показан на 25 фестивалях. Из них на 17 мы получили призы различного значения. Два приза - «Лучший актер», это на фестивале в Бишкеке и на «Лендоке» в Питере. В Иране мне вручили спецприз в программе азиатского кино от жюри. Недавно в Австрии получили приз за лучший фильм. В основном это призы за лучший фильм. Не знаю, как у других, но у нас получилось целое турне. И это не предел. Скоро с фильмом поедем в Китай, Германию, Швейцарию и США. Там в Лос-Анджелесе проходит фестиваль азиатского кино.
- Что больше всего запомнилось на фестивалях?
- Наверное, доброжелательное отношение ко мне директора последнего фестиваля в Австрии. Это немец лет 80, и он был очень благосклонен. Фильм ему настолько понравился, что он много расспрашивал о нем и о жизни в Казахстане. Я удивился его гостеприимству, которое можно сравнить с казахским. Очень редко можно встретить таких искренних и душевных людей.
- Можно сказать, что прошедший год дал вам многое в плане развития личности?
- Бесспорно. Увидел очень много стран - от Ирана до Бразилии. Мировоззрение и мировосприятие сильно изменились. Например, отношение к матерям. В Сан-Паулу в Бразилии ко мне подошла женщина, которая не могла сдержать слез после просмотра фильма. Прижимая руки к груди, она что-то долго говорила мне на португальском языке. Рядом стоял продюсер Диас, и он сказал, что такие искренние глаза, какие были у нее, стоят больше, чем многие призы.
Первый блин - не комом
- Это ведь ваш дебютный фильм в качестве режиссера. Можно сказать, что вы нашли себя как режиссер?
- Да, я мечтал об этой профессии более 25 лет. Начал карьеру в кино как исполнитель главной роли в фильме «Тюльпан». Фильм снял известный режиссер Сергей Дворцевой. Он получил приз «Особый взгляд» в Каннах. Для меня это был огромный и полезный опыт, так как я играл главную роль, а в создании фильма принимала участие большая международная группа. Потом работал ассистентом режиссера Дворцевого в фильме «Айка». Наша актриса получила на Каннском фестивале приз за лучшую женскую роль в этом фильме.
Будучи уже сам режиссером, сделал вывод, что необходима вера в себя и сильный характер. Эти качества нужны режиссеру, чтобы делать хорошие фильмы.
- Какую главную идею вы хотели донести до зрителей и удалось ли это?
- Самое важное, что есть в этом фильме, это сцена в конце, если помните, когда отец обнимает сына. В этом эпизоде есть что-то библейское, что-то вечное, и, наверное, главный посыл фильма - в прощении. Человек близок к совершенству, когда умеет прощать.
Самая сложная сцена
- Какие сложности были при съемках и как вы с ними справлялись?
- Самые главные трудности, наверное, были связаны с ожиданием нужной погоды. В зимней части картины идет постепенное нарастание снега, сначала медленно, потом его все больше. Нужно было ждать подходящей погоды. Зимние съемки сами по себе непростые. В сцене, где дерево рубят, нам нужно было грузить аппаратуру на лошадей и идти в гору примерно полтора километра. Вся съемочная группа поднималась вверх пешком.
- Насколько сильно финальная версия отличается от того, что вы изначально планировали и много ли изменений пришлось вносить по ходу съемок?
- Понемногу что-то менялось, но сам скелет сценария оставался нетронутым. Сцены с фотографией были придуманы оператором Жанарбеком, и с родинкой тоже мы вместе придумали. Что-то придумывали еще, и мы воплощали лишь какие-то детали.
- Какая сцена была самой сложной и почему?
- Это когда мальчик ругался с отцом. Там была одноплановая съемка. Мы ее репетировали три недели. А снимали только четыре дубля и только один день.
- Кстати, как вам удалось добиться такого взрыва эмоций со стороны Ерсултана, когда он ругался с актером, исполнявшим роль отца?
- Он вспоминал пережитое, а жизнь у него выдалась несладкая. Ерсултан хорошо воплотился в образ. Вообще он в целом отлично справился с ролью.
- Вы считаете ее лучшей в фильме?
- Да, бесспорно, эта сцена одна из лучших в фильме. Она наиболее эмоциональная.
- Кстати, как сложилась жизнь мальчика, исполнившего главную роль в фильме? Его семья смогла улучшить свои жилищные условия?
- Ерсултан летом работал в магазине. Но серьезно ничего не изменилось. Ждем и надеемся на изменения.
Между тем
Традиция бауырына салу (отдать родным) уникальна в своем роде. Она связана с очень многими факторами. Во-первых, на большой территории в степи были межродовые войны. Из-за этого одного ребенка оставляли подальше от войны у родных, чтобы род продолжался, если отец погибнет в бою. С другой стороны, раз в 10-15 лет в степи проходил джут, когда вымирали целыми семьями. В-третьих, в те времена люди женились очень рано - в 14-17 лет. А бабушкам тогда было чуть за тридцать, и неопытным юным молодоженам они помогали, таким образом, в воспитании первенцев. Есть и много других факторов, но это основные.