Узнав о том, что в нынешнем, 2015 году майские праздники продлятся три дня, мы с мужем решили проехать куда-нибудь в ближнее зарубежье. Как жители Вильнюса, в таких ситуациях мы чаще всего отправлялись в Польшу, но мне в этот раз захотелось в Латвию – посетить Рундальский дворец, впечатливший меня еще в юности. Мой муж, одобрив эту идею, предложил удлинить поездку на один день, начав путешествие с города Цесиса, а затем, после ночевки в Цесисе, побывать в Рундальском дворце и вернуться домой.
Надо сказать, что мой первый визит в город Цесис состоялся в далеком 1990 году, и я до сих пор вспоминаю о нем с большим удовольствием. Живописные развалины старого замка на фоне зелени, маленькие разноцветные и разностильные домики и большой зеленый кузнечик, усевшийся ко мне на плечо и «ехавший» на нем до самой вершины Орехового холма. Поэтому мне, конечно же, захотелось войти в эту «экскурсионную реку» дважды.
Чем же интересен Цесис? В первую очередь, своим прошлым. В XIII веке здесь был построен каменный замок для рыцарей Ливонского ордена (т. е. для немецких рыцарей-меченосцев), служивший резиденцией их магистру. Поскольку в этих краях на Ореховом холме жил балтийский народ, именовавшийся «венды» (ударение на первом слоге), то замок вошел в анналы истории как Венденский замок, а существовавшее возле него поселение носило название Венден. Венденский замок имел огромное военно-стратегическое значение. Его соорудили на месте пересечения торговых путей, ведущих на Псковщину, Литву и Эстонию и использовали как «центр управления» землями, находившимися между Нарвой и Мемелем.
Прогулку по Цесису мы, разумеется, начали с осмотра замка – вернее, его уцелевших фрагментов. В настоящее время замок Ливонского ордена и стоящий около него Новый замок – место жительства графа фон Сиверса, купившего эти земли в XVIII веке, представляют собой единый музейный комплекс. Т. е. в Цесисе не один, а два замка.
Стоимость входного билета, дающего право на посещение обоих замков и выставочного зала (он расположен слева от Нового замка – в помещении бывшей конюшни) составляла 5 EUR. Девушки, выполнявшие функции кассиров и контролеров, встретили нас очень приветливо. Однако, как выяснилось на первых секундах общения, они почти не умели говорить ни по-русски, ни по-английски, ни, тем более, по-литовски. Поэтому нам так и не удалось у них выяснить, а есть ли смысл посещать выставочный зал и что в нем представлено.
Перед осмотром замка Ливонского ордена мы заглянули в работающую на его территории кузницу-мастерскую и познакомились с тем, как делают женские украшения – по образу и подобию артефактов, найденных при археологических раскопках. И очень приятно, что возрождением древних народных ремесел занимается именно молодежь.
На стенах мастерской висели образцы украшений, картины современных художников, посвященные жизни и быту вендов, и, конечно же, фотография девушки, демонстрировавшей изготовленные украшения.
И вот он – каменный свидетель былого могущества Ливонского ордена. Кто только не приходил выяснять геополитические отношения под стены этого замка! И новгородцы, и литовский князь Миндаугас, и русское войско под командованием Ивана Грозного…
Первую порцию сильных разрушений замок получил именно в XVI веке – как раз при царе Иване Васильевиче, в ходе сражения с объединенной армией шведов, поляков и литовцев. Обстрел замка длился пять суток. В XVII-XVIII веках, когда замок находился уже во владении шведов, его окончательно загубили так называемый шведский «Потоп» (подробно описанный в романах знаменитого польского писателя Г. Сенкевича) и Северная война.
Что касается так называемого Нового замка, то это «продукт» XVIII столетия. Но сооружали его не с нуля, а с использованием уцелевших фрагментов прежних средневековых укреплений (в том числе развалин оборонительной башни).
Первым хозяином замка был некий барон фон Вольф, а в 70-х годах XVIII века замок выкупил граф Карл Эберхард фон Сиверс. В результате многочисленных достроек, перестроек и переделок, выполненных по указанию графа фон Сиверса, получился довольно любопытный образец архитектурной эклектики.
Больше всего в Новом замке мне нравится башня, «модернизированная» в неоготическом духе. На башне развивается латвийский государственный флаг. Отмечу, что этот вишнево-бело-вишневый флаг был «придуман» именно в Цесисе. Под ним в XIII веке сражались цесисские ополченцы.
У парадного входа «дежурят» два льва. Но обращаю ваше внимание, что вход для туристов – с обратной стороны здания (через двор).
В настоящее время в Новом замке работает историко-интерьерный музей, дающий возможность познакомиться как с «биографией» Цесиса (включая жизнь племени вендов и рыцарей Ливонского ордена) и частично – с бытом династии графов фон Сиверсов.
Количество и качество информации, предоставляемой о музейной коллекции, тянет на твердые четыре балла, если оценивать по пятибалльной шкале. В большинстве залов выложены большие заламинированные листки с описанием экспонатов на нескольких языках (включая английский, русский и более удобоваримый для моего мужа литовский). В отличие от девушек, продающих билеты на входе, дежуривший в тот день музейный работник хорошо говорил по-русски и очень любезно давал различные пояснения.
Но правила посещения замка привели меня в легкое недоумение. Как и во многих музеях, заботящихся о состоянии полов и в особенности паркета, посетителей Нового замка просят надеть одноразовые бахилы.
Данное требование я сочла бы абсолютно уместным, если бы не одно серьезное «но». Траектория осмотра музея такова, что в бахилах нужно не только ходить по залам, но и подниматься на башню – на смотровую площадку. А потом, побывав на этой открытой площадке, люди возвращаются в тех же самых бахилах в музейные помещения, чтобы направиться в сторону выхода. Полнейший абсурд!
Я не буду вас утомлять подробным рассказом о династии фон Сиверсов. Скажу лишь, что по происхождению это были датчане, приехавшие в Россию по приглашению Петра I. Из этой династии вышли губернаторы, сенаторы, военачальники, архитекторы, служившие верой и правдой российскому государству. Сиверсы внесли огромнейший вклад в благоустройство Цесиса: финансировали строительство православного храма, создавали красивые пейзажные парки, способствовали созданию в городе новых рабочих мест…В их замке гостили такие деятели русской культуры, как Бестужев-Марлинский, Боровиковский, Левицкий.
Сиверсы прожили в замке до Первой мировой войны. В 1919 году, когда латыши воевали за независимость своей страны, в замке размещалось так называемое Гражданское управление Северной Латвии. С 20-х до 40-х годов прошлого века хозяйкой замка была Латвийская армия (здесь размещались штаб и офицерский клуб), а после Второй мировой войны замок и вовсе «превратили» в жилой многоквартирный дом.
Понятно, что после всей этой эпопеи внутреннее убранство замка не могло оставаться таким, как при Сиверсах. Замечу, что во время моей первой поездки в Цесис ни о каком доступе в Новый замок не было и речи. Экскурсовод тогда вообще не вела никаких разговоров о его интерьерах и перспективах их восстановления. Поэтому я не могу не выразить благодарность реставраторам за проделанную ими работу. Реставрацию Нового замка, длившуюся пять лет, завершили в 2012 году.
При реставрации были обнаружены и приведены в презентабельный вид прелестные настенные росписи с орнаментами из роз:
На мой взгляд, отделка жилых и служебных помещений в замке Сиверсов отличалась большой элегантностью и уютом. Красиво и в то же время «для жизни». Большинство интерьеров было оформлено в стиле бидермейер, популярном в первой половине XIX столетия: изящная, но практичная, функциональная мебель теплых тонов, «полосатые» стены…
Самый очаровательный уголок замка, это, безусловно, Кофейная комната (ее назначение, я полагаю, понятно из названия):
Графский кабинет со стенами в голубых тонах:
Дубовые книжные шкафы в домашней библиотеке выполнены в неоготическом стиле. Как я заметила, 90% стоящих в них книг – литературная классика на немецком языке.
Поднимаемся на обзорную площадку. Весь Цесис отсюда виден как на ладони.
Поэтому сразу же определяемся с дальнейшим маршрутом прогулки по городу.
Если визит в Старый и Новый замки доставил мне удовольствие, прогулка по улочкам и площадям Цесиса вызвала некоторое разочарование. То тут, то там перед глазами возникали признаки неухоженности.
Все вроде бы аккуратно, все чисто, но многие старые городские дома буквально кричат-умоляют: «Отреставрируйте нас!».
Кроме того, в центре имеется множество деревянных строений, утративших всякий «товарный вид» и вряд ли пригодных для нормального проживания или ведения бизнеса. Такие постройки уже ничем не облагородишь и, как это ни печально, с подобными раритетами лучше всего расстаться.
Одна из главных площадей города, носящая поэтическое название «площадь Роз», показалась мне неуютной и слишком «голой».
Рядом с площадью – церковь Святого Яна, освященная в XIII веке. Башенный шпиль, правда, появился, значительно позже – в позапрошлом столетии. Это бывший собор Ливонского ордена, где покоится прах его магистров и рыцарей.
Как и многие храмы Латвии, церковь во времена Реформации «перепрофилировали» в лютеранскую, «очистив», мягко выражаясь, ее интерьер от ряда «излишеств». Но кое-что все-таки сохранилось – например, алтарная картина «Пьета» работы известного художника Иоганна Келера, изображающая сцену оплакивания мертвого Христа.
На прогулке по Цесису мы познакомились с новыми памятниками (слово «новые» я употребляю по отношению к дате моего первого визита в этот город).
Так, например, около церкви Святого Яна появился «Фонарщик» или «Сквозь столетия» (работа Матиаса Янсонса, 2005 г.). Сгорбившийся человек с фонарем – герой старинной легенды, хранивший покой горожан и освещавший ночные улицы. Глядя на него, я почему-то вспомнила канадского певца Гару, представшего в мюзикле «Нотр Дам де Пари» в образе Квазимодо.
На перекрестке улиц Palasta и Bērzaines установили памятник роте школьников Цесисского полка, участвовавшей в так называемых Битвах за свободу Латвии в 20-х годах прошлого века.
На площади Vienības стоит памятная колонна в честь подвигов уже взрослых участников данных Битв – причем не только латышей, но и эстонцев.
Петляя по улочкам Цесиса, мы вновь оказались у замка, но с другой стороны – около православной церкви Преображения Христа, построенной в XIX веке в неовизантийском стиле. Возле церкви и даже на ее крыше ударно работали прихожане, приводившие ее в порядок. Кстати, в церковном саду имеется кладбище рода Сиверсов – той самой династии, упомянутой мной в рассказе о Новом замке.
Что мне понравилось еще во время первого пребывания в Цесисе – это живописные парки. Один из них – Замковый парк с прудом и длинной известняковой лестницей, украшенной скульптурами. В центре пруда – фонтан «Рыбак с сомом».
Здесь же можно увидеть памятник создателю этого парка графу Карлу Карловичу Сиверсу.
Другой городской парк носит название Майский. Он появился в XIX веке. Мы, конечно, выбрали не самое лучшее время для осмотра парков – начало мая, но даже при скудном количестве зелени гулять в нем было приятно.
В Майском парке установлен еще один скульптурный символ города – композиция «Борьба с кентавром», выполненная Карлисом Янсонсом.
Из старых зданий в Цесисе сохранилась и старая пивоварня, построенная в XIX веке и принадлежавшая графу Эммануэлю Сиверсу. Однако в настоящее время она «недееспособна». Производство пива в ней было прекращено еще в 2001 году. А в каком состоянии находится пивная промышленность современного Цесиса, и жива ли она в нем вообще, честно говоря, не выясняла.
Возле пивоварни мы заметили каменные пивные кружки с анютиными глазками.
Несмотря на заметную, но все же не катастрофическую запущенность, Цесис – довольно гостеприимный город, где рады туристам и где проводится много культурных мероприятий.
Хорошие впечатления остались и о маленьком отеле Province, в котором мы жили, и об имеющемся в нем ресторанчике, где мы завтракали, обедали и ужинали. Нас устроили и качество меблировки, и состояние сантехники в ванной, не говоря уже о расположении в центре и о наличии бесплатной парковки. Так что ругать его в условиях однодневного пребывания за слабый WiFi и за отсутствие чайника при наличии своего привезенного – как-то неловко.
Но посещать Цесис, наверное, все-таки лучше летом и не в дни государственных праздников, когда открыты все магазины и лавки, а по улицам ходит не только приезжий народ.