22 августа 1999 года в больнице, ожидая операции, на руках врачей умер Народный артист РСФСР Александр Демьяненко. Этот актер сыграл более 100 ролей. Но после съемок в картинах самого смешного режиссера страны Леонида Гайдая зритель больше не хотел видеть в артисте никого, кроме героя трех культовых советских комедий.
Шурик преследовал актера всю жизнь. На улицах, в театре, на съемочной площадке. Поклонники раздражали его бестактностью и панибратством. Режиссеры не давали ролей.
А те, что удавалось получить, доставались таким потом и кровью, что сердце Демьяненко просто не выдержало.
Однажды Александр Демьяненко приехал на творческую встречу со зрителями в Тольятти. После концерта руководители ВАЗа пригласили его на банкет в узком кругу. За рюмкой кто-то спросил, нет ли у актера каких-нибудь автомобильных проблем.
Демьяненко задумался: -В общем-то, нет. Разве что стекло лобовое треснуло. Можно было бы заменить.
Вокруг засмеялись: -Да мы любимому Шурику можем новые Жигули подарить!
Но Демьяненко категорически отказался. Он был патологически скромным человеком.
Многие актеры на экране выглядят умней и глубже, чем есть на самом деле. В случае со всенародно любимым Шуриком все было наоборот. И это стало причиной его внутренней драмы.
Проблемы с сердцем начались у Демьяненко еще на съемках фильма “Кавказская пленница”.
Александр очень боялся высоты и даже завидовал своей партнерше, профессиональной артистке цирка Наталье Варлей. На съемках эпизода со спальным мешком Демьяненко сильно нервничал. Когда ему пришлось зависнуть над обрывом, во всем теле началась дрожь.
А когда течением его понесло по быстрой реке, охватила паника. В одном из дублей помощник режиссера не сумел перехватить несущегося мимо актера, и его далеко утащило течением. После перенесенного волнения и пребывания в воде, температура которой была всего 5-7 градусов, 29-летний Александр почувствовал себя очень плохо. Непривычно щемило в области сердца.
Знать бы тогда, сколько боли принесет ему все то, что окружающие будут считать успехом. Он радовался, получив предложение режиссера сняться в картине Гайдая “Несерьезные истории”. Так в первоначальном варианте назывался фильм “Операция «Ы» и другие приключения Шурика”. Никакого Шурика тогда не было. Главного героя звали Владик. Изменить имя в честь брата решил режиссер.
-Решили, что не надо имя Владик. Владимир Ленин…Лучше не надо. Шурик - это Шурик. Лёнин брат. Доверчивый такой, писал стихи. Немного такой возвышенный.
Нина Гребешкова. Вдова Гайдая.
К чертам характера своего брата режиссер добавил собственные. Получился интеллигентный юноша в очках, которому уже давно малы его куртка и брюки. Оставалось только найти актера. Гайдай пробовал больше сорока актеров. Но все было не то. И вдруг… молодой ленинградец Демьяненко, внешне похожий на самого Гайдая в молодости.
До того как стать Шуриком, Александр Демьяненко успел сняться в 17 картинах. В первой картине “Ветер” сыграл гимназиста Митю, который погибает, совершая подвиг. Дальше были роли журналиста, следователя. К 1964 году он был уже довольно известным актером. Но ничего комедийного в героях Демьяненко никогда не было.
И вдруг предложение от Гайдая. Они понравились друг другу сразу. Режиссер нашел своего актера. И пробы на роль Шурика провел формально. Все, кто знал Демьяненко близко, понимали: Гайдай идеально угадал своего Шурика.
Потому что некоторые эпизоды в сценарии были словно списаны из жизни актера. Например: Шурик стоит на остановке первым в очереди. Проливной дождь. Подходит автобус. Шурик начинает все пропускать. Ему не хватает места. Автобус уезжает. Кажется, анекдот. Таких недотеп не бывает.
Если бы. Частенько в метро, прежде чем шагнуть в вагон, Александр оглядывался, уступал дорогу всем и заходил в вагон последним.
-Саша! - упрекала его жена. -Ты же первым стоял!
Но он ничего не мог с собой поделать.
Счастье в браке Саша считал одним из главных достижений в своей жизни. А в том, что путь к этому счастью оказался непростым, винил своего отца, на которого оказался похож совсем не в том, в чем хотел.
Сергей Петрович Демьяненко в Свердловске был человеком известным. В оперном театре ставил спектакли как режиссер. В консерватории преподавал актерское мастерство.
В парке отдыха имени Маяковского вел массовые мероприятия, где собиралось до 100 тысяч человек. И над этим морем народа возвышался со сцены яркий, ироничный и уверенный в себе. Настоящий артист. Пример для подражания.
Александр даже поступил в тот же ВУЗ, что в 20-е годы закончил папа. В ГИТИС. Но тут же начал разрываться между долгом и чувствами. Со своей избранницей, яркой , эффектной Мариной Скляровой, Саша познакомился в драмкружке. Чувство было настолько сильным, что неизвестно, сумел бы Демьяненко вообще окончить институт, если бы Марина не переехала за ним в Москву.
В 1959 году они поженились. Жилья не было. Не было и серьезных ролей. Проработав три года в Театре Маяковского, Саша принял предложение директора “Ленкома” стать штатным сотрудником студии. К тому же в Ленинграде пообещали квартиру.
Переезд в Ленинград изменил все. Решились бытовые проблемы. Демьяненко стал сниматься. А уж когда его пригласил Гайдай в “Операцию “Ы”, пришла Всесоюзная слава. Фильм вышел на экраны страны в 1965 году и стал лидером проката. Демьяненко получил звание Заслуженного артиста РСФСР.
А через два года новое предложение от Гайдая. Сняться в продолжении приключений Шурика в картине “Кавказская пленница”. И снова успех. И снова фильм - лидер проката. Публика 60-х обожала своего нового героя. Не целинника, не передовика производства, а просто студента-недотепу. Шурик стал именем нарицательным. А исполнитель главной роли - кинозвездой.
Актеру стало невозможно пройти по улице. Его тут же узнавали, обращались на “ты”, хлопали по плечу. Демьяненко старался не обращать внимания на бесцеремонность, но не всегда это было возможно. Он и так очень сложно сходился с людьми. Редко кого подпускал к себе близко. Первым никогда не знакомился.
А уж что-то для себя попросить - это и представить себе было невозможно. Славу мужа использовала супруга.
А ему не слишком по душе была пробивная способность супруги. Да и вся шумиха вокруг Шурика раздражала и тяготила. Когда Гайдай заявил о намерении снять третий фильм про Шурика, Демьяненко пришел в ужас. И категорически отказался.
Гайдай был в замешательстве и даже предлагал снять в роли Шурика Олега Видова. Но быстро понял: такой подмены зритель не простит. Шурик в стране должен быть только один. На Александра навалились со всех сторон: и режиссер, и жена, и друзья. И уговорили.
Комедия “Иван Васильевич меняет профессию” также вошла в золотой фонд советского кинематографа. Но для себя актер решил: пора что-то менять.
Второй брак Демьяненко стал шоком для всех его друзей и знакомых.
В 1975 году без скандалов и выяснений отношений Демьяненко просто ушел из дома с одним чемоданчиком вещей. Сказав жене: -Я полюбил другую женщину.
Как ни странно, обретенное личное счастье оказалось для Александра драматической коллизией. Ему казалось, что он повторяет судьбу своего отца. И это было мучительно. В творчестве и профессии тот был для него непререкаемым авторитетом. Но его уход из семьи сын до конца так и не смог простить. Считал предательством.
Теперь получалось, что он сделал то же самое. В Сергея Петровича Демьяненко постоянно влюблялись женщины. Он отвечал им взаимностью. После рождения Саши отец ушел из семьи и женился второй раз. В новой семье у него родились сын и дочь. Через несколько лет отец вернулся обратно. На свет появились еще две дочери.
Но вскоре он опять оставил жену ради новой избранницы. И вот теперь Александру предстояло на собственном опыте узнать: каково это - разбить одну семью ради того, чтоб создать другую. Впрочем, ему повезло в главном: Он выбрал именно ту женщину, которая сделала его счастливым.
-Марина душила Сашу, а Людочка все делала, чтобы Саша расцветал.
Олег Белов. Актер. Друг Демьяненко.
Людмила Неволина работала ассистентом режиссера в студии озвучания. Туда Демьяненко пригласили дублировать главного героя в немецком фильме “Трое на снегу”.
Им суждено было прожить вместе 24 года. Из них ровно половину: 12 лет они не называли себя супругами. Все это время Саша оставался женатым на другой.
Поход в суд для него был чем-то сродни катастрофе. Решение проблемы он все время откладывал. Не хотел объяснять посторонним людям, зачем да почему. Но однажды, поняв, что любимая страдает, сделал это. А потом была свадьба. И Демьяненко при всех сказал: -Познакомьтесь. Это моя жена Люда.
Нестерпимо трудно Александру бывало под светом софитов. Бесконечная череда встреч со зрителями после успеха фильмов Гайдая растянулась на десятилетия. Везде его ждали переполненные залы и овации.
Но все это происходило как будто не с ним. Это Шурик был в центре внимания. Шурик выходил на сцену, Шурик раздавал автографы. А актер Демьяненко порой не понимал, в каком городе он находится.
Дома ждал звонка с предложениями ролей. Ждал терпеливо. И напрасно. Нельзя сказать, что Демьяненко не снимался. Но чаще всего ему доставались эпизоды вроде заезжего корреспондента или начальника отделения милиции. Режиссёры, которые осмеливались ему дать хотя бы роль второго плана, по сути, бросали вызов самому Гайдаю.
Таких находилось не много. Разве что Ян Фрид, поставивший “Летучую мышь”. Или Павловский, который снял Александра в непривычном для зрителя амплуа в фильме “Зеленый фургон”.
Пробовать себя в дубляже Александр начал сразу после окончания института. Сначала было просто любопытно. Но постепенно Демьяненко стал признанным профессионалом.
Голосом Демьяненко говорили такие зарубежные актеры, как Омар Шариф, Тони Кёртис, Роберт Де Ниро, Жан-Поль Бельмондо. Сам Бельмондо признавал только озвучание Демьяненко. Озвучивал Демьяненко и советских актеров. Донатас Банионис, говоривший с акцентом, признавался: - Когда я смотрел “Мертвый сезон”, то думал: А ведь он озвучивает меня лучше, чем я играю.
Удачная роль в картине “Зеленый фургон” не открыла для него новых перспектив. Да и кино в стране стали снимать меньше. Но одно дело, когда тебя не приглашают, а совсем другое дело, когда увольняют. В середине 80-х Александр Демьяненко время от времени играл в спектакле Петербургского театра комедии имени Акимова.
Но пришло новое руководство, и Демьяненко сказали, что при всем уважении, в нем больше не нуждаются. Для него это был страшный удар. Позже коллеги будут вспоминать, что именно после этого стали замечать, что со здоровьем у актера не все в порядке. Он начал с трудом подниматься по лестнице, его часто стала одолевать одышка.
Верная Людмила, как могла, старалась поддержать мужа. Она понимала, что для него работа - не просто заработок, но и возможность чувствовать себя нужным.
На главную мужскую роль Валериана Макаровича в комедийном сериале “Клубничка” пробовались самые известные актеры страны. Вячеслав Тихонов, Михаил Кононов, Леонид Куравлев. Но режиссер утвердил Демьяненко. И не пожалел.
-Он был единственный актер, который знал всегда весь текст. Мы снимали одну серию в день. 26 минут. И он знал весь текст. Свой, партнеров, ремарки, подсказывал другим. Когда он успевал выучить, я не знаю. Наверно, вечером после смены. Ведь мы снимали каждый день.
Юрий Беленький. Кинорежиссер.
В течении двух лет жесткий график съемок “Клубнички” определял жизнь Демьяненко. Ему сняли квартиру рядом со студией на Мосфильмовской улице. Съемки выматывали актера, но он не жаловался. Просил лишь об одном: чтобы где-нибудь за декорацией у него был свой личный уголок.
На съемках “Клубнички” у актера произошло отслоение сетчатки правого глаза. Сначала наполовину, а потом полностью. Глаз перестал видеть. Чтобы спасти зрение, сделали операцию.
Демьяненко первый раз в жизни перенес наркоз. Врачи опасались, что потеряют своего знаменитого пациента. Ведь его сердце почти перестало биться.
После того как он пришел в себя, его умоляли пройти обследование в кардиологической клинике. Актер кивнул и отправился на съемочную площадку. Отпуск, который был вынужден взять на 2 недели по состоянию здоровья, закончился. Коллеги его ждали. И он не мог их подвести.
22 августа 1999 года. Шесть часов утра. Над Петербургом встает рассвет. Александр провел бессонную ночь. Он не желал никого беспокоить и был совершенно измучен. Не в силах больше выносить боль, он нажал кнопку вызова персонала.
Более двух часов бригада реаниматологов отделения интенсивной терапии, куда его срочно перевели, боролась за его жизнь. Но у пациента наступил отек легкого. Для его измученного сердца это означало одно: неминуемую остановку.
-Я был еще раз в этой больнице. Там был санитар, и я разговаривал с ним. Спрашиваю: -А как Сашу забрали из палаты?
А он и говорит: -Да я как раз его и забрал. Везу его в больничный морг, а сам смотрю и думаю: Какой мужик-то знакомый. И вдруг я понимаю, что я везу Александра Демьяненко. И говорю врачам: -Это же Демьяненко! Как же вы могли позволить ему умереть? В больнице. У вас на глазах.
А доктор мне сказал: -Мы ничего не могли сделать. Вместо сердца были лохмотья.
Олег Белов. Актер. Друг Демьяненко.
Постскриптум
Однажды Александр Демьяненко, услышав о смерти известного актера, сказал жене: -Надо же, как хорошо. Заснул человек. И умер.
Казалось, судьба выполнила его пожелание. Когда начался последний сердечный приступ, ему сделали укол. Актер уснул, и его сердце остановилось.
К концу жизни Демьяненко немного потеплел и к своему студенту-очкарику. Словно чуточку его простил.
В одном интервью признался: -Мне уже 60, а я все равно Шурик. По молодости, конечно, дико раздражался, испытывал массу неудобств. А сейчас думаю: Ну и ладно. Люди, видя меня, вспоминают любимые фильмы, улыбаются, а значит, чуточку улучшают свое настроение.
Дорогие читатели, любимые подписчики и уважаемые гости канала. Благодарю вас за внимание. Желаю счастья, любви, долгих здоровых лет жизни. С уважением к вам.