В прошлой статье писала о важности выстраивания коммуникаций между всеми участниками проекта. Если опустить, априорные в плане коммуникаций нормы этики и отсутствие конкуренции, то остается важный момент: как, кто и как воспринимает информацию, ее перерабатывает и с ней обходится.
Мне кажется, что я пишу какие-то умозрительные вещи, но на практике часто встречаюсь со сложностями, которые возникают как раз в тех местах, про которые говорю. И если не погружаться в тему психологии и не искать демонов поведения в механизмах защиты личности и характерах, то можно ориентироваться на несколько важных моментов:
1. у каждой команды есть стадии формирования и они требуют времени;
2. каждый участник команды в силу своего опыта и характера имеет свои сильные и слабые черты;
3. самые сложные для работы команды - это команды энтузиастов-волонтеров, у которых обязательно должен быть этап обучения как одна из основных стадии;
4. руководитель должен иметь лидерские качества и при этом быть администратором процессов.
1. Этапы формирования команд и их лидирование.
Выделяют 4 основные стадии:
- формирование;
- бурление;
- нормирование;
- функционирование.
Самая сложная и важная стадия - бурление. Когда все уже присмотрелись друг к другу и начинают проявляться. Лучше всего этот этап пройти через игровые методики и закрыть нормированием ролей (стадия 3). Тренинги на командоформирование с обязательным участием руководителя проекта вам в помощь!
2. Типология Майерс — Бриггс помогает понять, кто есть кто в вашей команде.
Находим сайт с тестом, тратим 30 минут и понимаем, насколько гармонично собрана команда под ваши задачи. Возможно, у вас будет много Администраторов, которые будут контролировать процесс, делить власть и искать тех, кто будет делать руками. В идеале иметь из каждой категории (их 4) по 1-2 типа.
Пройдите всей командой тест и расскажите друг другу о своих особенностях для более успешной коммуникации.
3. Если вы собираете команду профессионалов в той или иной отрасли, то будет достаточно 4 основных этапов формирования команды и периодической сонастройки через совещания, совместные мероприятия и оценки с обратной связью.
Если вы работаете с командой волонтеров, то обязательно нужно обучить необходимым навыкам и компетенциям и погрузить в проект. Командоформирование, питчинги на основе информации о проекте - минимальная основа.
4. Руководитель - лидер проекта и команды.
В идеале - заводить на вас команду и брать роль администрирования сразу. Советую получить знания об основных этапах формирования команды и командных ролях и определить механизмы и формы администрирования.
И помнить, что проект закончиться, а взаимоотношения останутся. Если вы реактивно мыслите и управляете процессами, лучше нанять помощников для решения указанных выше задач.