Найти тему

Книжка про ABBA: От алкоголиков до птичек

ABBA в 1976 году
ABBA в 1976 году

Рецензия на книгу «The Book of Abba: Melancholy Undercover» Яна Градвалля — мрачные истории и новые откровения: от Гиммлера до селедки — шведский музыкальный критик предлагает неожиданный взгляд на супергруппу 70-х годов
Алексис Петридис, The Guardian

Это весьма неожиданно, на 22 странице «The Book of Abba», читать о Генрихе Гиммлере. Но вот он, между описанием того, как встретились Агнета Фельтског и Бьорн Ульвеус, и объяснением молодежного культа raggare, шведского ответа рокерам или гризерам (главной группой raggare 60-х годов была Hep Stars, в составе которой играл Бенни Андерссон до ABBA, безусловно, наименее возможный музыкант в истории, который когда-либо создавал саундтрек для затянутых в кожу и накачанных алкоголем бандитских разборок), есть подробности о политике размножения Гиммлера, lebensborn, и ее влиянии как на сюжет фильма «Хиросима, любовь моя», так и на мрачный поджанр порнографического нацистского бульварного чтива, который распространился после Второй мировой войны.

Следует отметить, что между всем этим и ABBA есть связь — мать Анни-Фрид Лингстанд была норвежкой, а отец служил в оккупационной немецкой армии — но, тем не менее, заметим, что «Melancholy Undercover» — не та книга, которую вы могли бы ожидать. Представляя собой серию эссе, а не хронологическую историю, она, безусловно, охватывает все темы: от Евровидения до новаторского «виртуального концерта» «Voyage», наряду с мировым успехом в масштабах, даже более ошеломляющих, чем вы могли себе представить: ABBA, как оказалось, были популярны в Афганистане 70-х и настолько популярны во Вьетнаме, что один журналист предполагает, что их глубокомысленную песню 1980 года «Happy New Year» — «вероятно, самая почитаемой песней [в стране]… после национального гимна».

-2

Но в книге также нашлось место для углублённого изучения таких неожиданных тем, как шведское пение птиц (Бенни Андерссон составил альбом с этим пением в 90-х годах), рассказе об австралийском нейрохирурге, который одержимо слушает ABBA, выполняя невероятно рискованные операции, и мрачное влияние алкоголя на группу и их окружение: и Андерссон, и Ульвеус — выздоравливающие алкоголики, их басист Рутгер Гуннарссон лечился от алкогольной зависимости перед своей внезапной смертью, а их менеджер Стиг Андерссон, по-видимому, выпивал по бутылке виски в день, пока сердечный приступ не убил его в возрасте 66 лет.

Градвалль добился от них большего, чем когда-либо удавалось большинству британских журналистов.

Иногда эти отступления кажутся немного излишними — вы действительно задумываетесь, нужно ли вам так много знать о шведской селедочной промышленности — но чаще всего они увлекательны, и не в последнюю очередь потому, что в них описывается шведская поп-культура, из которой выросла группа ABBA.

Вот интригующе чуждый ландшафт дэнсбэндов и шлягеров, с тремя различными чартами синглов, только один из которых был основан на продажах. Между тем, выдающейся музыкальной силой был progg, свирепо левый фолк-рок,егда были довольно осторожными собеседниками, хотя стоит отметить, что Градвалль, известный шведский критик, вытянул из них больше, чем когда-либо удава чьи приверженцы ненавидели ABBA так яростно, что критика, которую они вызывали в Британии 70-х годов, должно быть, испытывала облегчение: одному джазовому саксофонисту запретили выступать вживую, потому что он участвовал в паре студийных сессий ABBA. Любители кино могут припомнить мир, изображенный в фильме Лукаса Мудиссона «Together», где дети из progg-коммуны Стокгольма, тайком слушают запрещенные звуки «SOS».

-3

Несмотря на все признания в супружеских разногласиях, прозвучавшие в текстах песен «The Winner Takes It All» и «One of Us», ABBA всегда были довольно осторожными интервьюерами, хотя стоит отметить, что Градвалль, известный шведский критик, получил от них больше, чем большинство британских журналистов, и не в последнюю очередь потому, что он брал у них интервью на их родном языке.

Здесь много рассказывается о печально известном кропотливом процессе работы ABBA в студии, но не так много критических замечаний в адрес их творчества, которое в действительности часто менялось от возвышенного до нелепого, хотя и с гораздо большим количеством первого, чем второго. Глава об их текстах песен одобрительно цитирует убеждение Ульвеуса, что «звучание текстов очень, очень важно», но не объясняет песню «Bang-a-Boomerang» 1975 года, у которого совершенно волшебная мелодия, но в ней рифмуется «dum-be-dum-dum / be-dum-be-dum-dum» с «love is a tune you hum-de-hum-hum»? Или, может быть, вышедшая в следующем году песня «Dum Dum Diddle» об отношениях, разорванных на части из-за того, что мужская сторона слишком увлеклась игрой на скрипке, и в ней прозвучало бессмертное обвинение: «Ты улыбаешься только когда играешь на скрипке»?

Но это незначительные замечания, как и тексты песен «Dum Dum Diddle» и «Bang-a-Boomerang» — это маленькие пятна на тетради, набитой поп-музыкой головокружительного совершенства. Контекст, который предоставляет эта книга, заставляет успех ABBA казаться еще более необычным. Более того, трудно представить, чтобы даже самый одержимый фанат дочитал «Melancholy Undercover», не открыв для себя что-то новое, даже если речь идет о Гиммлере или селедке.

Книга «Abba: Melancholy Undercover» Яна Градвалля опубликована в издательстве Faber