Найти тему
Солнце Севера

Что можно противопоставить господствующему классу (гегемону) сегодня?

Статья руководителя культурного пространства "Солнце Севера" Николая Владимировича Арутюнова "Традиционалистское прочтение теории Грамши" из альманаха «Солнце Севера. Теория гегемонии и контргегемонии».

СХЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ГРАМШИ

Господствующий класс (гегемон) завоевывает и отстаивает активное согласие большинства общества на свою власть при по­мощи заступившей к нему на службу гегемонистской интелли­генции, которая влияет на интеллигенцию социальных групп/классов (работники искусства, инженеры, грузчики, пред­риниматели) - которая, в свою очередь, формирует мнение ря­довых членов социальных групп. Большинство населения, рядо­вые члены социальных групп, не формируют собственное мне­ние, но принимают готовое, исходящее от авторитетов (началь­ник на работе, журналист, актер кино).

Борьба за активное согласие ведется в культурном ядре, в которое за счет молекулярных воздействий совершает вторжение гегемон. Молекулярное воздействие может быть различного мас­штаба - от разговора в очереди до формирования учебных про­грамм в школе.

Гегемон прибегает к «жесткой» силе, когда «мягкая» сила не дает результата. «Жесткую» силу проводит армия, силовики и чиновники, которые составляют политическое общество. Грамши отмечает, что политическое общество не инициативно и реакци­онно в силу того, что боится любых перемен, которые грозят по­терей работы и статуса. Активное согласие необходимо посто­янно поддерживать, так как оно не достигается раз и навсегда. Положение, когда гегемон достиг активного согласия со стороны гражданского и политического обществ, называется историче­ским блоком.

По Грамши гегемон - буржуазия, а контргегемон - комму­нистическая партия. Контргегемон может вести маневренную войну (пример - Октябрь 1917-го, силовой захват власти), а также позиционную войну в культурном ядре за счет формирования меж­классовых союзов и пропаганды.

В Октябре 1917-го гегемон - Временное правительство, а его интеллигенция, согласно теории Грамши, - проправительствен­ные главы газет, руководители общественных организаций, пи­сатели. Грамши понимает гражданское общество как часть соци­ума, формально неконтролируемую гегемоном, но на которую он постоянно воздействует при помощи «мягкой» силы (напри­мер, путем включения в гегемонистскую интеллигенцию за счет раздачи постов, денег), а в случае неповиновения - «жесткой» си­лой (например, закрытие газет, ссылка, каторга). Маневренная война большевиков привела к успеху, но исторический блок был сформирован только к концу гражданской войны.

Маркс считал, что пролетарий, получив необходимые зна­ния, обретет классовое сознание и начнет борьбу. Грамши гово­рит о том, что буржуазия может подменить идеалы и нормы по­ведения пролетария, влияя на сферу воспроизводства образов. Когда пролетарий мечтает только о такой же машине, как у хозяина его завода, тогда он находится полностью в руках у буржуа, он сам - буржуа, только без соответствующего дохода.

Метафора кровеносного сосуда

Гегемония - воздействие социальной группы или групп на общество, осуществляемое в интеллектуальной среде. Уподобим гегемонию крови, двигающейся по одному сосуду в одном направлении. Клетки крови - общественные явления, от разго­вора двух людей до программы, воплощаемой правительством.

На уровне мировоззрения клетки крови - образы, смыслы, архе­типы, присутствующие в сознании и подсознании, которые настраивают человека и общество определенным образом.

Победа гегемонии достигается в случае постепенного, но нарастающего осознания большинством общества правильности пути общественного развития, навязываемого гегемоном. Кон­трольная точка - момент активного принятия такого пути боль­шинством как единственно верного.

Для гегемонии важно поддерживать уровень насыщения информационного пространства сообщениями, легитимирую­щими статус системы (объем крови), а также - плотность сообще­ний (давление крови). Активное согласие всегда должна выра­жать большая часть общества. Отсюда такое внимание со сто­роны власти к соцопросам. Току крови мешает сопротивление стенок сосуда, стенки сосуда в нашем сравнении - молекулярное ядро общества, гегемонии необходимо преодолевать сопротив­ление, возникающее в обществе при проведении реформ, непо­пулярных мер.

Глобальный гегемон и его интеллигенция

После БМВ страны Запада создают блок НАТО, что явля­ется очередным этапом самосознания европейской элиты как субъекта, борющегося за мировое господство. В ходе данного этапа, к началу 80-х, в странах Запада становится неактуальной борьба за национальную гегемонию, так как она достигается не за счет национальных структур, а за счет контроля со стороны международных организаций (МВФ, Всемирный банк, ООН - все они созданы в 1945 году). А уничтожение СССР позволяет от­крыть новую страницу в глобальной доминации западной элиты за счет передела открывшихся рынков сбыта. В 1990-е оконча­тельно уходит актуальность национальной гегемонии, на ее ме­сто приходит гегемония транснациональная или глобальная.

Глобальный гегемон (ГГ) - прошедшее стадии самосознания наднациональное объединение мировой элиты, стремящееся управлять государствами за счет соотношения «мягкой» и «жест­кой» силы.

Ученые Эрмитаж и Най называют соотношение «мягкой» и «жесткой» сил «умной» силой [1]. ГГ проникает глубоко в струк­туры управления государства, сменяя кадры после провоцирова­ния экономических и политических кризисов. ГГ стремится под­чинить сферу воспроизводства образов, СМИ и систему образо­вания. Через своих основных акторов (международные организа­ции) ГГ добивается подчинения различных государств в гумани­тарной, технической, экономической сферах. Это происходит че­рез трансляцию единых стандартов потребления (Голливуд, му­зыка, гонка за товарами шир- и элитпотреба), стандартов произ­водства товаров и услуг (различные стандарты отсекают ненуж­ных производителей от международного рынка), стандарты научной деятельности (индекс цитирования Хирша позволяет ГГ отбирать лучшие научные идеи по всему миру), стандарты меж­дународных олимпиад для средней школы (ведет сопровожде­ние и последующий найм специалистов со средней школы) и т. п.

Объект ГГ - это в первую очередь главенствующее мировоз­зрение внутри определенного общества. Социально-экономиче­ские отношения лишь вытекают из миросозерцания. Так, появив­шись в России, политическая экономия была отнесена в раздел этики. Справедливо, ведь дашь ты денег соседу в долг просто так или под процент зависит только от твоего к нему отношения, а не от «объективных законов рынка».

Никуда не делась актуальность советского определения врага в паре друг/ враг: наш враг - транснациональный капитал, являющийся главным инструментом ГГ.

ГГ может быть разделен в грамшистском духе на две катего­рии:

  1. Непосредственно ГГ, то есть центр принятия решений, в ко­тором состоят конкретные люди - главы банков и международ­ных финансовых институтов, транснациональных корпораций. Это истинный субъект ГГ. Гипотетически к центрам принятия решений могут быть отнесены такие организации как CFR (Council on Foreign Relations - Совет по международным отноше­ниям). О действительной структуре и иерархии центров приня­тия решений мы можем только догадываться. При этом есть мне­ние, что ГГ неоднороден и имеет внутренние противоречия.
  2. Глобалистскую интеллигенцию: главы и работники между­народных организаций, исследовательских центров, фондов, не­коммерческих организаций (НКО); главы государств, правитель­ств, депутаты парламентов и прочие функционеры на террито­риях, где прошли санкционированные ГГ «оранжевые револю­ции».

Пример организации: Тавистокский Центр Человеческих Отношений, сросшийся с Франкфуртской школой, провел такие проекты как «сексуальная революция» в 60-е в США, денацифи­кация западных немцев и японцев после БМВ. Антропологиче­ские и этносоциологические исследования обязательно прово­дятся перед началом «оранжевых революций». В этом свете будет понятно, почему международные фонды выделяют деньги на ис­следование этнокультурных отличий великороссов и малороссов в преддверии назревающего майдана.

Контргегемония: мировая, локальная, стихийная

Контр гегемония (КГ) - действия пассионарных интеллекту­алов по борьбе с ГГ, несущие собственную положительную по­вестку, а именно традиции собственных культур в политике и экономике.

Пассионарный интеллектуал - субъект КГ.

Контргегемон - субъект КГ, пассионарный интеллектуал, группа таковых, союз групп, ведущих осознанную борьбу с ГГ.

Стихийный контргегемон - пассионарный интеллектуал, объединение таковых, ведущих неосознанную, нерегулярную, без метанарратива борьбу с ГГ.

Сегодня контргегемон не осознает себя в мировом мас­штабе, поэтому можно говорить на данном этапе о локальных контргегемонах различных стран.

Локальный контргегемон (лКГ) - межгрупповой союз пассио­нарных интеллектуалов, который осознает себя в национальном масштабе. Он имеет два уровня - общественный и государственный. Общественный может перерастать в государственный. Так, вы­ступление Исландии против МВФ есть пример перерастания од­ного уровня в другой, а поход за солью при Ганди - обществен­ный уровень, создавший предпосылки к перерастанию в госу­дарственный. Наиважнейшая задача лКГ - осознать себя как еди­ное целое, как межгрупповой международный союз.

Мировой контргегемон (мКГ) - межгрупповой международ­ный союз пассионарных интеллектуалов на общественных и/или государственных началах для борьбы с ГГ по отстаиванию собственной положительной повестки. Достойную уважения по­пытку создать международный союз африканских и арабских стран на государственных началах осуществил М. Каддафи. Идея введения золотого динара была нацелена на отсоединение от зоны доллара, что давало бы союзу экономическую независи­мость. Положительной повесткой Каддафи была «Джамахирия», исламский социализм.

Первые 3 уровня могут быть названы интегральной контр­гегемонией (Иран, Китай)

Интегральный контргегемон (иКГ) - рождается при наложе­нии общественного локального, государственного локального и мирового уровня КГ. Выход на мировой уровень почти невозмо­жен без государственной поддержки. Сегодня иКГ являются Ки­тай и Иран. Сирия, Венесуэла и Северная Корея не предлагают положительной внешней повестки, оставаясь на уровне государ­ственных л КГ.

Может ли ислам претендовать на роль мКГ? Судя по атаке на ислам в мировых СМИ, где он представляется как «коллектив­ный Гитлер», надо признать его роль как одну из ведущих в борьбе с либеральной культурой. Однако автор не располагает данными о наличии международных структур, не замешанных в терроризме, несущих традиционный ислам в качестве осеобра­зующего элемента в мировой борьбе против ГГ. Помехами явля­ются радикализация части мусульман и участие в терроризме, что снимает положительную повестку таких организаций, а также разнообразие течений внутри ислама, не позволяющее консолидироваться вокруг одних лидеров. Таким образом, при­ходим к выводу, что ислам используется на уровне локальных контргегемоний с перспективой перерастания в мКГ.

Тупиковый водораздел между правыми и левыми. Напряжение между традиционалистской и глобалистской интеллигенцией

Грамши делил интеллигенцию на реакционную и прогрессив­ную, под первой понимая сторонников буржуазного строя, под второй - коммунистического. Нам же следует провести деление не по линии идеологии либерализма и коммунизма, так как обе являются порождением эпохи Модерна и уводят нас в тупик. Прискорбно, что к XXI веку идея социальной справедливости плотно спаялась с атеизмом и уничтожением групповых иден­тичностей (религия, нация, этнос, семья, пол) - так сегодня трак­туется коммунизм (социализм). А идея традиционных ценностей замещалась концепциями свободного рынка и составляет ядро националистических настроений.

Нам, в рамках данной работы, следует ввести понятия гло­балистской интеллигенции (ГИ) и традиционалистской интеллиген­ции (ТИ), соответствующие гражданскому и традиционному об­ществам. Данный водораздел очерчивает берег, где находятся люди, стоящие на принципах секуляризма, индивидуализма (в духе Айн Рэнд), свободного рынка, уничтожения групповых идентичностей - это ГИ. Если мы проснемся на другом берегу, то увидим вокруг пассионарных интеллектуалов, дышащих идеями социальной справедливости в экономике («левая» экономика) и традиционных ценностей в социально-культурной сфере («пра­вая» политика) - это ТИ. Именно между этими группами интел­лигенции сегодня идет война на уничтожение.

Введем пояснения, необходимые для понимания последую­щего материала (см. статью [2] этого сборника):

  1. Гражданское общество понимается как союз индиви­дов, основанный на экономических взаимоотношениях (из мно­гого - единое). Традиционное общество - союз личностей, вос­производящих общие для своей культуры образы и стереотипы поведения (из единого - многое). Ни гражданского, ни традици­онного общества нет в чистом виде, действительно существует лишь соотношение частей.
  2. Наименование традиционалистской для интеллиген­ции, которая противостоит ГГ, наиболее подходяще, так как тра­диционализм органически содержит в себе ориентацию на цен­ности, основополагающие для собственной культуры (религия, нация, этнос, семья, пол), не отрицая при этом соседство с дру­гими культурами. Также любая традиционная культура опира­ется на единицу общины-семьи, для которой будет характерно отсутствие ссудного процента, совместное ведение хозяйства при общих средствах производства. При внимательном изучении ми­ровой обстановки мы поймем, что большинство населения зем­ного шара стоит на позиции «социальная справедливость + иден­тичность», при этом не уделяя внимания политической характе­ристике такой позиции.
  3. Под «левой» экономикой подразумевается государ­ственная собственность на крупную промышленность (градооб­разующие предприятия, добывающая промышленность и пр.) плюс частное малое и среднее предпринимательство (и частное крупное при соучастии государства). Под «правой» политикой - традиционные ценности как основная линия в СМИ и образова­нии. Никто не станет отрицать право человека на выбор религии, право иметь семью или нет, причислять себя к той или иной пар­тии и организации или нет. Человек может быть предпринима­телем, ученым, частным врачом, ремесленником и быть в оппо­зиции к нашим идеям. Здоровую оппозицию мы воспринимаем как часть нашей системы, которая задает ей внутреннюю дина­мику в рамках культурной среды.

Список используемых источников:

  1. Савин, Л. В. «Жесткая», «мягкая» и «умная» сила во внешней политике США. - См. настоящий сборник. - С. 61-79.
  2. Арутюнов, Н. В. Традиционалистское прочтение теории Грамши. Необходимость союза традиционалистской интел­лигенции. - См. настоящий сборник. - С. 242-259.

Николай Владимирович АРУТЮНОВ