Не зависимо от сферы, на всем пути развития дизайнер проживает разные этапы и роли. Роли не связаны с биологическим возрастом – ты можешь быть «Гуру» в 25 лет и «Юношей» в 40 лет. Сейчас чуть подробней расскажу о том, какие условные роли есть в возрастании дизайнера.
Нет строгих рамок между уровнями, все зависит от требований конкретной компании. В одной ты можешь быть старшим дизайнером, а в другую пройти только на стажировку. Это роли я написала скорее для того, чтобы начинающие дизайнеры смогли представить свой рост, отслеживать его и поставить цели.
👶 Стажер (роль «Ребенок») — приходит в компанию на 1-4 месяца, чтобы получить начальные знания и проверить, подходит ли ему профессия. Это начинающий специалист, который только прошел обучение на курсе, в университете или самостоятельно развивался по статьям и видео. в открытом доступе. Есть потребность в безопасности, поддержке более опытного специалиста, не готов пока брать ответственность и сложные задачи, но при этом горит энтузиазмом пробовать и изучать новое.
👦 Джуниор (роль «Подросток») — уже много хочет, но еще не так много может из-за отсутствия опыта. Поддержка еще важна, но нужно давать больше воздуха и возможности попробовать самостоятельно, чтобы не задавить энтузиазм. Слова могут ранить, ведь личные границы и самоценность еще плохо развиты. Такому специалисту нужны терпение и поддержка мотивации, оценка маленьких успехов. Идеи могут быть парой слишком креативными, но не продуманными. Важно направить такого специалиста в нужное направление и помочь найти применение его сильным сторонам.
🧑🦱 Мидл (роль «Юноша») — может решать большинство задач самостоятельно. Насмотренность и опыт нескольких лет в сфере начинают давать свои плоды. В этот момент специалист решает, как он видит свой рост дальше и может даже перейти в другое направление, поняв, что оно ближе его интересам и навыкам. В какой-то момент каждый специалист может зависнуть в развитии на стадии мидл, ведь мотивации и энтузиазма уже гораздо меньше, чем в начале пути и иногда не понятно, куда дальше двигаться. В этот момент каждый должен найти для себя новые ориентиры, цели и мотивацию для развития. Кто-то меняет компанию или позицию, чтобы получить новые челленджи. Другие начинают брать больше ответственности и работать с командой 1-2 дизайнеров в качестве старшего специалиста или обучать стажеров.
🕵️♂️ Сеньор (роль «Взрослый») — проактивен, учит других дизайнеров, помогает с процессами в команде, думает не только о дизайн-задачи узкой, но и о развитии всей компании (бренда) и связи дизайна с другими сферами. Работает не только руками, но уже больше как идейный вдохновитель и руководитель работы других дизайнеров. Подходит к решению задач осознанно. Много рефлексирует над собой, проектом в процессе и после работы. Принимает конструктивную критику, ищет новые вызовы, не боится спросить, знает себе цену, не работает дешево.
👨 Лид дизайнер/Арт-директор/Ментор и др. (роль «Опытный, гуру») —обычно занимает руководящую должность арт-директора или лид дизайнера. Может иметь свое агенство или преподавать дизайн на образовательных курсах, в колледже или университете. Есть желание расти не только самому, но и помогать развиваться другим. В основнмо такой специалист не делает дизайн самостоятельно, для этого у него есть нужные люди в команде. Его задача координировать работу, следить за качеством и сроками выполнения задач, давать обратную связь и ставить цели для развития членам команды.
Компаниям нужны дизайнеры разных уровней, но самое важное, чтобы работы выполнялось качественно, а специалист был ответственный, пунктуальный и с желанием развиваться. Пока есть движение и энтузиазм будет и рост.
Не так важно, работаешь ты в агентстве, бюро или на фрилансе. Этапы развития и роли так или иначе придется прожить, важно трезво понимать, где ты находишься, что тебя мотивирует на каждом этапе, и что нужно, чтобы осознанно расти. Всему своё время!)
Не получится пройти тот же путь и добитьс тех же вершин за пол года, как другой специалист за 15 лет. Можно пройти его чуть быстрее, если больше времени уделять практике и обучению. Однако тебе и не нужно проходить такой же путь как кто-то другой. У каждого свой рост, свои сложности и цели. Старайся становиться каждый день лучше, чем вчера и делать каждый проект еще более классным и продуманным, чем предыдущий, применяя новые знания.