Проблема продажи в нашей стране книг сбежавших писателей-предателей вроде Дмитрия Глуховского* и Бориса Акунина** не нова, как и предложения по её решению. Однако самый очевидный способ — "запретить и изъять" — является отнюдь не оптимальным. Гораздо интереснее и выгоднее дать раскрученным литературным брендам новую жизнь — и использовать их в интересах России.
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
Шёл, вернее, уже проходил, приближаясь к своему окончанию, 2024 год.
А в хорошем смысле неравнодушная к судьбе России общественность (а то ведь и врагам судьба нашей страны небезразлична...) никак не устаёт удивляться тому факту, что произведения многих антирусских писателей по-прежнему свободно продаются в русских магазинах. Как по старинке, на полках, так и в ногу со временем, на онлайн-площадках.
И по традиции патриоты справедливо негодуют: доколе произведения явных предателей, работающих на поражение страны и крах народа, будут находиться в свободном доступе? А то и прибыль продолжать приносить своим авторам-русофобам? И снова по традиции предлагают запретить и изъять...
Разделяя справедливый гнев, имею другое предложение. По своему скромному необъективному мнению, во всех отношениях более выгодное...
Роскомнадзор вообще работает?
Итак, очередным поводом поговорить о продолжающейся в России деловой активности находящихся за пределами Родины писателей-иноагентов, экстремистов и просто предателей стало личное открытие военного блогера Владислава Шурыгина.
Состоит оно в том, что в подмосковном Щёлкове магазин известной отечественной книжной сети спокойно и открыто, и вовсе не таясь под сумраком ночи и подвальных помещений где-то на окраине, и даже не упаковывая тома в непрозрачную обёртку, предлагает клиентам приобрести книги Дмитрия Глуховского* - "Метро 2033", "Текст", "Пост" и прочие.
Глуховский*! Иноагент, враг. <...> Он объявлен в международный розыск. Интересно, а Роскомнадзор в Щёлкове вообще работает? Или это иностранная территория?
Вскоре после публикации Шурыгина в соцсетях, к его недоумению, присоединил свои вопросы другой военблогер Борис Рожин: "Интересно, а почему иностранного агента Глуховского* <...> не бьют рублём в России и позволяют ему зарабатывать деньги? Нет ли в этом пособничества деятельности иностранного агента?".
Иноагента в печатном виде желаете?
Затем в ходе горячего обсуждения информационного повода и скрывающегося за ним явления (писатели-иноагенты - за границей и в розыске, а книги их - в России и в продаже) для многих стало явным то, о чём Царьград сообщал ещё пару месяцев назад.
Что продаются в нашей стране книги не только Глуховского*, но и Екатерины Шульман*, Виктор Шендеровича*, Дмитрия Быкова* и Бориса Акунина (Григория Чхартишвили)**. И не только в "аналоговых" торговых заведениях, но и на всевозможных маркетплейсах в Сети.
Так что удивление по поводу специфического ассортимента отечественного книжного рынка - это следствие либо занятости другими делами, которых сейчас в России действительно достаточно, либо наивной уверенности в том, что присуждение тому или иному писателю негативного статуса или даже возбуждение в отношении него уголовного дела автоматически означает отказ издательств и книжных сетей от возможности извлечь доход из раскрученного имени на обложке.
Увы, но реалии сплетённой, словно паутина, либералами системы экономических отношений и идеологических установок не предполагает ни патриотизма, ни солидарности с Родиной, ни чувства национального достоинства. Она вообще ничего, кроме поисков источников прибыли, не предполагает, эта унаследованная от "эпохи до СВО" система.
Но, как гласит один из фундаментальных принципов русской жизни, нет худа без добра...
Русские деньги Глуховскому* и Ко не достаются...
Во-первых, нужно успокоить тех, кто полагает, что поступившие в кассу и на расчётный счёт книжного магазина или маркетплейса деньги за сочинение иноагента или тем паче экстремиста писательской наружности незамедлительно и кратчайшим маршрутом следуют в его русофобский карман.
Вовсе нет - 27 мая 2022 года после подписания президентом России вступил в силу указ № 322. Документ этот установил особый, пусть и временный, порядок исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями. Касается этот порядок в том числе и писателей-предателей и лишает их возможности свободно получить вроде как причитающееся им вознаграждение за авторские права на продаваемые в нашей стране произведения.
Так что беспокойство по поводу финансирования отечественными книжными магазинами Глуховского*, который, в свою очередь, финансирует антирусский киевский режим, в данном случае преждевременно.
...А должны и вовсе достаться России
Во-вторых, вношу то самое, "во всех отношениях более выгодное" предложение: развить уже представленное в материалах Царьграда предложение не запрещать произведения сочинителей-русофобов всех мастей, гражданств и национальностей, а зарабатывать на них.
Жизнь и мысль не стоят на месте. Пару месяцев назад представлялось, что достаточным будет создание юридического и финансового механизма по перечислению в казну средств от продажи тех книг (демонстрации тех фильмов, исполнения тех музыкальных произведений, постановки тех пьес и спектаклей - список открыт для продолжения...) антирусских сочинителей, в которых нет нарушений отечественного законодательства и пропаганды чуждых деструктивных ценностей.
Но аппетит приходит ещё до еды ("во время еды" - это всё-таки крайний случай) - и вот юридические и финансовые соображения дополняются творческим предложением.
И состоит оно в том, что не изуродованные русофобией произведения того же Глуховского* или Акунина** нужно не только не запрещать к продаже - а способствовать их естественному развитию и приумножению. Не только количественному, но, прежде всего, качественному.
Компьютерная игра - только в тексте
Дабы идея приобрела более чёткие очертания, напомним, что представляют собой самые раскрученные литературные циклы Глуховского* и Акунина/Чхартишвили**.
Дмитрий Глуховский* появился в отечественной литературе в 2005 году с фантастическим романом-антиутопией "Метро 2033". Очередная версия того, во что превратятся мир и человечество в случае глобальной ядерной катастрофы, получила любопытную привязку к Московскому метрополитену (на станциях которого прячутся группы выживших людей), впоследствии получила два продолжения: "Метро 2034" и "Метро 2035".
Молодой (1979 года рождения) автор угодил не просто в "десятку", а в настоящую золотую жилу, утопающую в месторождении нефти. "Метро" - это литературная версия сюжетной арки компьютерной игры о постапокалиптическом мире, в котором главный герой должен выполнять одну миссию за другой. Никакого скрытого смысла, финал не имеет особого значения, главное - это само действие в соответствующем антураже.
Читатели Глуховского* - это первое и последующие поколения выросших на компьютерных играх наших соотечественников, которым преподнесли любимое лакомство, да ещё с отсылками к знакомой действительности. Не случайно по роману "Метро" моментально появилось огромное количество читательских "фанфиков" (отдельных произведений на общую тему), по своим литературным качествам не уступающих оригиналу.
Стоит признать, что сам Глуховский* адекватно воспринял своё произведение - поэтому и не стал препятствовать запущенному издателями уже в 2009 году "Вселенной Метро 2033", создаваемой другими авторами. По сути, те же "фанфики", только выпущенные на рынок.
Акунину** в самую пору в Голливуде трудиться
Со знаменитым персонажем Бориса Акунина** сыщиком Эрастом Фандориным ситуация, с одной стороны, более сложная, с другой - во многом идентичная.
Да, запущенная в 1998 году романом "Азазель" серия произведений о фартовом сыщике имеет по сравнению с "Метро 2033" более выраженные литературные амбиции и оснащённый литературный арсенал.
Чхартишвили** благодаря своему переводческому опыту - автор, элементарно более эрудированный и способный к стилизации под "винтажную литературу" с оборотами в духе "а барышня и действительно была чудо как хороша...". Да и как создатель печатного контента обладает стратегическим мышлением, позволяющим изначально задумывать каждое произведение как часть общего целого.
И при этом Акунин** литературный продукт той же эпохи, что и Глуховский*. Но если автор "Метро 2033" запустил серию книг по вымышленной фантастической вселенной, которые ему уже не подконтрольны, то Чхартишвили** осмысленно превратил Фандорина в центр мультимедийной вселенной наподобие киновселенной Marvel.
Фандорин не столько центральный персонаж, сколько застрявшая в центре паутины мошка, своими судорожными метаниями приводящая в движение всю систему романов. Каждый из которых содержит множество отсылок к уже изданным и ещё не написанным книгам, являясь одновременно и приквелом, и сиквелом, и спиноффом...
Кто мешает сделать сюрприз читателю?
Именно в силу особенностей "Метро 2033" и "цикла Фандорина" теряют осмысленность возможные культурно-творческие возражения против предлагаемого расширения этих литературных вселенных и извлечения из них прибыли в пользу России.
Да, либеральное мышление неминуемо встрепенётся и воспротивится: как же это? Ведь это не только присвоение чужой идеи, но и насилие над искусством! Над частью литературного ландшафта, которыми стали эти уже состоявшиеся произведения.
Как показано выше, Глуховский* и Акунин** в последнюю очередь создавали "произведения искусства" - они выпустили на рынок литературный продукт, заточенный исключительно на получение дохода за счёт возможности постоянного выпуска продолжений и новых тиражей.
Никакие псевдоморальные соображения не мешают запустить в России проекты по творческому переосмыслению и продолжению их наследства. Только уже с выгодой не для Глуховского* и Акунина**, сознательно ставших врагами России, а для любителей подобной печатной продукции и государственного бюджета.
Да, по версии Акунина**, Фандорин погиб в 1919 году. Но разве это закрывает возможность для создания сюжетных ответвлений? В духе "ты, уважаемый читатель, и не подозревал - а между событиями четвёртой и пятой книг у Фандорина были ого-го какие приключения". Тем более что между этими книгами в "официальной хронологии Фандорина" и в самом деле изрядный просвет в четыре года...
Глуховский* кое-что забыл - надо поправить
Со вселенной Глуховского* дела обстоят ещё проще - помимо возможностей создавать спиноффы для неохваченных в "материнских" книгах станций метрополитена, открывается широкий простор для продолжения магистральной линии повествования.
Кто не в курсе - в конце третьего романа "Метро 2035" протагонист по имени Артём выбирается из московского подземелья и отправляется на поиски других людей, выживших после ядерной катастрофы. И тут в прямом смысле как в сказке - "налево пойдёшь, направо пойдёшь...".
Можно отправить героя на Восток, показав, как тамошние традиционные общества могли бы справиться со столь нетривиальным вызовом, как "почти конец" света. Можно указать Артёму путь на Запад - и посмотреть, во что могли бы превратиться вполне себе радиоактивные и без ядерного удара пространства "демократии и толерантности".
А можно восполнить очевидный пробел внутреннего мира и мышления Глуховского*, который строит мир будущего таким образом, будто в мире настоящего нет такого судьбоносного фактора, как религия. Ведь при должном уме и таланте автора наслоение таких обстоятельств, как обрушение цивилизации, на вечные религиозные истины и установки может иметь прелюбопытные творческие результаты.
Во что и как может и будет верить человек после ядерного удара - вот в чём вопрос не хуже гамлетовского "быть или не быть?"...
Что с того?
Если кто-то уловил в указанной идее лишь ещё один вариант узаконенного плагиата - зря, мелко.
Если кому-то померещилось в моём предложении восхваление персонально Глуховского* и Акунина** - жаль, совсем неумно.
Дело не в том, будто, помимо этих и прочих сбежавших писателей-предателей, в России не осталось интересных книг, достойных прочтения, затем экранизации и просмотра. Совсем наоборот.
Однако раз Фандорин и персонажи "Метро 2033" стали уже частью отечественной массовой культуры и не имеют ярко выраженного ядовитого антирусского характера, то глупо превращать их в соблазнительные "запретные плоды".
Гораздо уместнее для нашей максимальной выгоды использовать творческий, маркетинговый и коммерческий потенциал этих медийных продуктов (Фандорин - это не только книги, но и фильмы с сериалами, а "Метро" - пользующаяся спросом компьютерная игра).
Ну а скрежет писательско-иноагентских зубов из-за рубежа по поводу недополученной потенциальной прибыли - это уже мелочь, приятный бонус.
* Дмитрий Глуховский, Екатерина Шульман, Виктор Шендерович, Дмитрий Быков - включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.
** Борис Акунина (Григорий Чхартишвили) - признан Минюстом России физическим лицом, выполняющим функции иноагента; включён Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.
__________
Не боимся говорить правду в Телеграме: https://t.me/tsargradtv