Найти в Дзене

Опера «Медея»: история спектакля по мотивам мифа о детоубийце

Античный миф о волшебнице Медее, обезумевшей от предательства мужа и в порыве ревности лишившей жизни собственных сыновей, всегда привлекал внимание художников, скульпторов и режиссеров. А в связи с непростой биографией героини, образ Медеи может быть трактован по-разному. Но основные эпизоды остаются неизменными: жестокие и коварные убийства, обманы и интриги. Заметное место в истории искусства заняли сценическая версия пьесы Еврипида 431 года до н.э. и кинолента Пьера Паоло Пазолини 1969 года с Марией Каллас в главной роли.
«Медею» Луиджи Керубини, написанную в конце XVIII века, сегодня причисляют к коллекции шедевров французской оперы. Однако сценическая судьба произведения была достаточно извилистой. Долгое время эта трагическая и великая музыка пребывала в забвении. Ее фактически заново открыли в 1953 году, когда на сцене театра Ла Скала заглавную роль исполнила Мария Каллас. Почти через три десятилетия «Медея» была впервые поставлена в России. Сегодня же «Медея» редкий гость на

Античный миф о волшебнице Медее, обезумевшей от предательства мужа и в порыве ревности лишившей жизни собственных сыновей, всегда привлекал внимание художников, скульпторов и режиссеров. А в связи с непростой биографией героини, образ Медеи может быть трактован по-разному. Но основные эпизоды остаются неизменными: жестокие и коварные убийства, обманы и интриги.

Фредерик Сэндис. Медея (фрагмент), 1868
Фредерик Сэндис. Медея (фрагмент), 1868

Заметное место в истории искусства заняли сценическая версия пьесы Еврипида 431 года до н.э. и кинолента Пьера Паоло Пазолини 1969 года с Марией Каллас в главной роли.

«Медею» Луиджи Керубини, написанную в конце XVIII века, сегодня причисляют к коллекции шедевров французской оперы. Однако сценическая судьба произведения была достаточно извилистой.

Долгое время эта трагическая и великая музыка пребывала в забвении. Ее фактически заново открыли в 1953 году, когда на сцене театра Ла Скала заглавную роль исполнила Мария Каллас. Почти через три десятилетия «Медея» была впервые поставлена в России.

Мария Каллас в киноленте Пьера Паоло Пазолини, 1969 год
Мария Каллас в киноленте Пьера Паоло Пазолини, 1969 год

Сегодня же «Медея» редкий гость на подмостках музыкальных театров. Дело в том, что главная партия представляет собой серьезное испытание для вокалистки и справляются с ней лишь единицы. Более того, не каждому режиссеру удается правдоподобно и тактично извлечь Медею из пространства мифа, поместив в современные реалии.

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко «Медея» идет в постановке Александра Тителя. В 2015 году режиссер выпустил спектакль совместно с дирижером Феликсом Коробовым и художником по декорациям Владимиром Арефьевым.

Сцена из спектакля «Медея». Фото — Сергей Родионов
Сцена из спектакля «Медея». Фото — Сергей Родионов

Сценография Арефьева отличается лаконичностью – действие разворачивается на пустынном морском берегу предвоенной империи XX века. Сцена заставлена огромными бетонными конструкциями, «тетраподами» - волнорезами.

Сцена из спектакля «Медея». Фото — Сергей Родионов
Сцена из спектакля «Медея». Фото — Сергей Родионов

В 106-ом театральном сезоне МАМТ возобновит показы шедевра Луиджи Керубини после годового перерыва. Роль Медеи исполнит всемирно известная сопрано, народная артистка России – Хибла Герзмава.

«Характер у Хиблы Герзмава есть: есть очевидный магнетизм, когда одно присутствие артистки на сцене приковывает к ней внимание публики. Пронзительное звучание верхних нот, резкие колоратуры, глухое, зловещее пиано на низах – это мозаика вокального образа, который вкупе с визуальным рождает на московской сцене настоящую Медею – мощную и ужасную»,отмечает музыкальный критик Александр Матусевич.

Сцена из спектакля «Медея». Фото — Сергей Родионов
Сцена из спектакля «Медея». Фото — Сергей Родионов

Ближайший показ оперы «Медея» состоится в МАМТ 13 ноября. Партии Ясона и Главки исполнят Николай Ерохин и Дарья Терехова.