Владимир с Верой воспитывались в детском доме и дружили. Потом их направили в училище при кондитерской фабрике и проживали в общежитии. Далее там же работали, но им дали уже комнату, так как до этого зарегистрировали брак.
Володю призвали в армию.
Когда вернулся, то через время Вера забеременела. Владимир вернулся на фабрику, но, понимая, что нужно чего-то добиться в жизни, поступил в институт на заочное обучение.
На фабрике супруги хорошо зарабатывали и копили деньги на будущее. Они встали на очередь на получение жилья с первых дней, как их приняли на работу.
Вера родила дочку.
— Как же нам её назвать? — Терялся Владимир.
— Володенька, если бы я знала имя моей мамы, то неважно, как я попала в детский дом, назвала как её.
— Я тоже о своих родителях ничего не знаю. Давай Сонечкой назовём, как нашу добрую воспитательницу.
— Мне Софья Игоревна всегда нравилась. Имя замечательное для нашей девочки.
Соне было пять лет, когда Вере с Володей по льготной очереди предоставили двухкомнатную квартиру в новом доме, который сдали в эксплуатацию. Денег они не так много накопили, поэтому часть мебели в магазине купили в рассрочку А именно:
В маленькую комнату дочери кровать уже взрослую, чтобы потом не менять, двухстворчатый шифоньер, письменный стол и стул.
Во вторую, побольше, так же шифоньер, но трёхстворчатый, софу, стол-книжку, шесть стульев, тумбочку под маленький телевизор, который у них уже был. И Володя сделал жене подарок — это трельяж.
В кухню приобрели два навесных шкафа, кухонный и обеденный столы и три стула. Небольшой холодильник уже был у них ещё в общежитии.
Владимир всё это оформил и в субботу приехал на фабрику. Там он договорился с грузовиком и друзьями. Из магазина привезли в квартиру мебель. Дружно и весело целый день собирали строго по инструкции.
Уже в воскресенье, собрав все вещи на два покрывала и завязав в узел, вышли во двор к нанятому грузовику. Друзья помогли вынести из общежития холодильник, телевизор, в коробках посуду и прочую домашнюю утварь.
Верочку с дочерью посадили в кабину, а мужчины взобрались в кузов грузовика и поехали осваивать новое место жительства.
В квартире Вера огляделась.
— Вовчик, ванная отдельная, представляешь?
— Верочка, и кухня тоже. Мы теперь не будем стоять в очереди и ждать, когда ближайшая конфорка на плите освободится.
Вера прибежала на кухню и взглянула на газовую плиту.
— Так три, а это роскошь, Вова! — и с восторгом посчитала конфорки.
Жёны друзей приехали на городском автобусе. До вечера отмечали новоселье с вином, закуской и песнями. Пели «Наш паровоз...» и другие советские.
Так началась новая жизнь этой семьи. Утром на работу ехали в переполненном автобусе и не роптали. Из общежития на фабрику пешком ходили. Но сейчас преимущество этой семьи — отдельная квартира.
Время шло, и Соня подросла. В школе она дружила с мальчиком Ваней. С годами эта дружба перешла в любовь. Сразу после окончания школы Иван переехал к Софье. Пожениться не успели.
Через некоторое время Ивана призвали в армию, а Вера была уже беременной. Переписка с женихом длилась недолго. Вскоре он перестал писать письма, а она не могла к нему поехать. Служил в Венгрии. Адрес — это в/ч и номер. В военкомате ей не дали координаты из-за секретности.
Иван так и не вернулся. Мать-одиночка Соня долго горевала. Сына Гену родила семимесячного. Крепыш быстро набирал вес, и через месяц Вера с Володей забрали дочку и внука домой.
Софья заочно окончила педагогический институт и в школе учила детей математике. Её сын Гена был лучшим учеником. Он обижался на своего отца, которого даже не знал, и решил, что всего добьётся сам. Пусть тот мужчина пожалеет, кого бросил.
Геннадий окончил школу с золотой медалью, уехал в Москву и поступил в МГУ. Перестройка ему ничем не помешала. Он был студентом-отличником и потом хорошо устроился в столице.
Вера серьёзно заболела. Рак обнаружили на последней стадии. Она увядала, а Володя сам за ней ухаживал. Он подолгу засиживался у её кровати и рассказывал всякие истории, чтобы отвлечь себя и её от горя.
После похорон жены Владимир каждый день ходил к ней на кладбище пешком. Путь не короток, но ему нужно куда-то убить время. Он потерял сон и покой. Ночью вставал и бродил по квартире. В комнату дочери вошёл случайно, перепутав двери. Софья лежала на боку спиной к стене. Отец её обнял и, зарывшись в её волосах, шептал.
— Ты ко мне вернулась, Верочка, насовсем или пришла за мной? Как я давно тебя ждал. Жизнь не мила без тебя.
Утром Софья ощутила холод на спине и тяжесть на талии. Обернулась и обмерла. Безжизненное и холодное тело отца лежало рядом с ней.
Соня подскочила и пыталась найти телефон. Руки дрожали, как и всё её тело. Наконец удалось дозвониться до скорой помощи. А следующим звонком сообщила сыну о смерти его дедушки Володи.
Геннадий приехал к похоронам. После поминок позвал мать переехать к нему.
— Мама, я не хочу, чтобы ты одна здесь оставалась. У меня там хорошая работа, и квартиру уже купил. Познакомился с замечательной девушкой и предложил выйти за меня замуж. Она согласна. А эту свою квартиру ты потом продай. Мы, близкие, должны жить рядом.
— Тут же могилы моих родителей, сынок. Там они лежат, как лебедь с лебёдушкой.
— Обещаю, что каждый год будем сюда приезжать, мамочка.
ЭПИЛОГ
Софья живёт у сына и помогает ему в воспитании внуков. Геннадий сына назвал Володей, а дочку Верой.
Как обещал, они каждый год приезжают на малую родину Гены и посещают кладбище. Ухаживают за могилками и оставляют свежие цветы.