Найти в Дзене

«Агата Кристи»: вечная любовь, записанная в душу

— Слушай, у тебя же дома магнитофон есть? Как это нет? А если свой одолжу, послушаешь кассету одну? «Позорная звезда» называется… Примерно так осенью 1996 года одноклассница Юля, сама того не ведая, навсегда изменила мою жизнь. В 1996-м я была обычным подростком. Училась и жила средне, примерно как все в эти годы в провинциальной Восточной Сибири. Может быть, волнения «лихих 90-х» просто не успели до нас докатиться, а может, моя семья была не в том статусе, чтобы их ощутить, но я не помню вообще никаких ярких, с любым полюсом, событий до того года. Музыку я любила всегда. Выбирать, правда, приходилось не из большого ассортимента. Звукоизвлекающих аппаратов у нашей семьи было два: проигрыватель пластинок с огромными колонками и маленькое стационарное радио. Позволить себе магнитофон мы долго не могли, не было его в нашей квартире и в том 1996-м, когда подруга предложила одолжить чудо-технику с интригующей кассетой. На потёртой пластмассовой коробочке было тускло напечатано: «Позорная зв
Оглавление

— Слушай, у тебя же дома магнитофон есть? Как это нет? А если свой одолжу, послушаешь кассету одну? «Позорная звезда» называется…

Примерно так осенью 1996 года одноклассница Юля, сама того не ведая, навсегда изменила мою жизнь.

В 1996-м я была обычным подростком. Училась и жила средне, примерно как все в эти годы в провинциальной Восточной Сибири. Может быть, волнения «лихих 90-х» просто не успели до нас докатиться, а может, моя семья была не в том статусе, чтобы их ощутить, но я не помню вообще никаких ярких, с любым полюсом, событий до того года.

Музыку я любила всегда. Выбирать, правда, приходилось не из большого ассортимента. Звукоизвлекающих аппаратов у нашей семьи было два: проигрыватель пластинок с огромными колонками и маленькое стационарное радио.

Позволить себе магнитофон мы долго не могли, не было его в нашей квартире и в том 1996-м, когда подруга предложила одолжить чудо-технику с интригующей кассетой. На потёртой пластмассовой коробочке было тускло напечатано: «Позорная звезда», «Агата Кристи».

Стопка этих кассет до сих пор украшает мою полку, хотя самого магнитофона давно уже нет
Стопка этих кассет до сих пор украшает мою полку, хотя самого магнитофона давно уже нет

То, что одноклассница недавно увлеклась этой группой, я, разумеется, знала. Как и имела представление об их музыке, так как она частенько звучала по тому же радио, которое я слушала, пытаясь расширить музыкальный кругозор.

В то же время ассортимент песен «Агаты Кристи» в радиоэфире был ограничен буквально двумя песнями: «Как на войне» и «Сказочная тайга». Нравились ли они мне? Не больше, чем композиции других исполнителей. Интересные аккорды, непонятные (и от этого тоже интересные) тексты, но ничего более.

Первые шаги к новому увлечению

Мотив подруги — то, зачем она вообще предложила мне и кассету, и технику, — я понимала прекрасно. Ей было скучно «любить "Агату"» одной, хотелось разделить увлечение с единомышленником. И, когда сами собой в её окружении они не нашлись, их нужно было попробовать «сделать самой». Из меня…

Чтобы не обижать Юлю (и попользоваться новой для меня техникой), я согласилась и в придачу к музнабору получила ещё и пухлую тетрадь, оклеенную сердечками, с аналогичной надписью «Агата Кристи» на обложке. «Это песенник, — пояснила подруга. — Там все тексты. Почитай, если что не расслышишь».

Справка для нового поколения: в эру до интернета единственным способом записать слова понравившейся песни был «живой конспект». То есть певец поёт, а ты быстренько за ним пишешь, как понимаешь.

Если запись была не с магнитофона или пластинки, то есть её нельзя было поставить на паузу или прокрутить ещё раз, такое записывание затягивалось надолго. Заслышав нужную песню, ты хватал листик с недозаконспектированной версией и заполнял пробелы, что не успел вписать в прошлый раз, — и так до финала.

Поэтому, если у певца были проблемы с дикцией или качество записи оставляло желать лучшего, одна и та же песня у разных записывальщиков могла выглядеть совершенно по-разному.

Погружение в музыку «Агаты Кристи»

Словом, в тот день я пришла домой, экипированная по полной. Стала слушать, куда ж деваться. И дослушалась, да так, что вот уже почти 30 лет не могу остановиться, хотя и группы «Агата Кристи» как таковой больше нет.

Сказать, что я влюбилась в музыку братьев Самойловых и компании сразу же, как вставила ту кассету с «Позорной звездой» в магнитофон подруги, нельзя. Скорее всего, причиной, постепенно запустившей механизм, была какая-то песня с того самого альбома, которую я не слышала ранее. Из всех версий больше всего склоняюсь к «Сироте» — абсолютный НЕхит с провокационным и в принципе понятным для подростка текстом.

О том, что произошло нечто лично-значимое, я тогда, ещё не имея опыта таких переживаний, поняла не сразу. Делаю такой вывод хотя бы потому, что прочие кассеты «Агаты», вышедшие к тому времени, были попрошены у подруги где-то через неделю. А ещё через неделю у меня появился свой песенник.

Этот песенник из 90-х тоже до сих пор жив
Этот песенник из 90-х тоже до сих пор жив

Большей частью он был переписан с образца Юли, но встречались и личные правки. Например, я была не согласна с тем, что «…в неизведанной земле увидим низших на коне» (песня «Ты и я», альбом «Опиум»). Мне упорно казалось, что лошади осёдланы лишними. О том, что в роли всадника выступает Ницше, я узнаю многими годами позже, когда в руки попадёт оригинал слов.

Появление своего магнитофона и дальнейшее развитие

Ещё через какое-то время в квартире поселился видавший виды, но уже свой магнитофон. Откуда он взялся, не помню. Помню название — Sirius — и то, что из двух отделений для кассет работало только одно. Но и этого мне было достаточно.

Я просто слушала «Агату Кристи» (альбом за альбомом) и пыталась осознать новые ощущения. Какими они были и что тогда изменилось? На эти вопросы я до сих пор не могу ответить. Больше всего процесс схож с обретением воображаемого друга, только мой «приятель» имел свой голос (и даже два), пел песни, казалось, про меня, заставлял думать и меняться.

Плох был тот поклонник группы, кто не собирал газетные вырезки и не хранил их в папке с завязками
Плох был тот поклонник группы, кто не собирал газетные вырезки и не хранил их в папке с завязками

Тогдашние популярные песни, звучавшие из всех утюгов, мягко говоря, не отличались особым смыслом: что вижу, то и пою — всё просто и ясно. А с песнями «Агаты Кристи» ситуация была совсем другой! Чтобы понять, о чём тот или иной текст, приходилось подумать. Слова некоторых песен и вовсе меняли свой смысл в зависимости от текущего настроения и дел. В частности, та же «Молитва» (альбом «Позорная звезда») в один день казалась мне ругающей бога, в другой — хвалящей, а в третий — и вовсе не про бога.

Влияние группы на мою жизнь

И вот за это открытие, за возможность учиться мыслить шире, видеть дальше, слышать глубже и находить ответы на самые разные вопросы «Агата Кристи» и стала в итоге моей любимой группой. Группой № 1, с которой началось моё увлечение музыкой, а параллельно — и построение всей дальнейшей жизни, в основе которой неизменно лежал один главный принцип: думай только своей головой и живи по собственному сценарию, ни на кого не глядя.

Этими постерами в 90-х были заклеены все стены моей комнаты. Я даже не могу вспомнить рисунок на обоях...
Этими постерами в 90-х были заклеены все стены моей комнаты. Я даже не могу вспомнить рисунок на обоях...

То есть:

  • Именно «Агата Кристи» постепенно научила меня быть собой и радоваться этому, несмотря на порой полные расхождения с устоявшимися «так надо» и «так положено».
  • Именно благодаря «Агате Кристи», создав (вместе с Юлей) в своём городе её фан-клуб, я познакомилась с интереснейшими людьми, которых и по прошествии всех этих лет могу по-прежнему назвать своими друзьями.
  • Именно благодаря «Агате Кристи» я открыла для себя и другие музыкальные группы (известные и совсем не знакомые широкой публике), которые в разные периоды жизни очень сильно повлияли на её события в самую лучшую (!) из сторон.
  • Именно благодаря «Агате Кристи» я увлеклась писательством, чтобы спустя годы рассказать об этом и сказать ребятам СПАСИБО!

Размышления о прошедшем и настоящем

Другими словами, и это не преувеличение, если бы в том 1996-м подруга Юля не предложила мне послушать кассету, я стала бы совсем другим человеком, вообще вся жизнь сложилась бы иначе. И, честно говоря, не уверена, что по хорошему сценарию.

Сейчас группы нет. Как нет в живых и Саши Козлова — клавишника, одного из основателей и автора большинства хитов. Братья Самойловы в ссоре, у каждого свой музыкальный проект. И можно долго спорить, кто в этой ситуации прав, а кто виноват. Вот только какой в этом смысл?

Меня сегодня абсолютно не интересуют их разногласия, споры, суды, политические взгляды и т. д. Для меня нет отдельно братьев «как человеков», они слишком разные и многогранные, как и все люди, и я не считаю себя вправе их за что-то осуждать или винить.

Билет на концерт «Агаты Кристи» в Красноярске. Кажется, 1997 год
Билет на концерт «Агаты Кристи» в Красноярске. Кажется, 1997 год

В моей музыкальной коллекции на ПК сегодня много групп и исполнителей, но есть и одна большая папка с кучей подпапок, и она называется «АГАТА КРИСТИ». Внутри — все альбомы «АК», все сольники Глеба Самойлова, все альбомы его новой группы The Matrix, а также все новые песни Вадима, его совместный альбом с «Пикником», каверы и т. д. и т. п. Для меня всё это — «Агата Кристи», как бы ни делилось и как бы ни называлось теперь творчество братьев.

Когда они приезжают в мой город, я хожу на концерты обоих. Я знаю наизусть все — вообще все — песни и с удовольствием их пою. Очень радуюсь, когда вижу полный зал (а он почти всегда такой!) и горящие глаза тех, кто стоит/сидит рядом со мной.

При этом мои недавние (приобретённые в последние 10 лет) друзья, узнавая о таком сильном и долгом увлечении «АК», очень удивляются и спрашивают, а почему тогда я не слушаю постоянно музыку этой группы (в плей-лист загружена буквально пара песен). И, когда я отвечаю, что в этом нет необходимости, часто остаюсь непонятой.

Объяснить, как можно любить определённую группу, но почти не слушать её, человеку, у которого нет увлечения длиной во всю сознательную жизнь, непросто. Потому что, если сказать, что эта музыка буквально записана в душе и всегда тебя сопровождает, «играет в голове», есть риск показаться не очень адекватным…

Понять такое состояние невозможно, его можно только прочувствовать.

© Лилия Сойер — редактор, писатель, читатель и в целом неплохой человек