Найти тему

ХИТ ВЕКА: Комбат – ЛЮБЭ

Все фото из открытых источников Интернета

«Комбат» — песня на стихи поэта Александра Шаганова и музыку композитора Игоря Матвиенко, написанная в начале 90-х.

Песня была выпущена ансамблем «Любэ» в альбоме «Комбат» в 1996 году, однако записана и исполнена она была ещё летом 1995 года, первой из одиннадцати песен альбома.

Поэт Александр Шаганов признался в интервью «Российской аграрной газете», что стихи песни «Батяня-комбат» пролежали у него в письменном столе около двух лет, и только потом родилась песня, которую запела вся страна.

«Там за туманами», «Комбат» и многие другие песни с высокой темой пришли к нему совершенно неосознанно.

Композитор Игорь Матвиенко, который и написал музыку к песне, поведал в интервью «Московскому комсомольцу», что сразу после выхода песни «Комбат» ему пришло по почте около полусотни сочинений в подобном стиле.

Солист «Любэ» Николай Расторгуев в интервью «Вечерней Москве» назвал точную дату записи песни — 7 мая 1995 года.

Певец подтвердил, что песня была записана коллективом ко дню 50-летия Великой Победы, просто по случаю праздника.

Но, к общему удивлению музыкантов, она тут же пошла в народ и стала мегахитом.

С неё же и начался переход группы на военную тематику.

Позже, певец раскрыл в интервью Gzt.ru что артисты не могли не отразить чеченскую кампанию, – отсюда выросли и «Комбат» и более поздняя «Солдат», – а сам он считает «Комбат» мегахитом народного значения и единственной достойной песней о войне, которая появилась в 90-е годы, а потому и нашла отклик у участников всех войн, и афганской, и чеченской.

Как отмечает заведующий отделом общества газеты «Коммерсантъ» Юрий Яроцкий, с выходом песни в 1995 году для «Любэ» настал настоящий звездный час.

Тогда, в разгар празднования 50-летия Победы, и появилась песня «Комбат».

И она стала не просто хитом, но чуть ли не гимном юбилея.

А с учётом того, что ветераны Великой Отечественной войны к современной культуре относятся без особого восторга, успех, по мнению Яроцкого, был беспрецедентным.

Продюсер Игорь Матвиенко предпочитает объяснять успех песни в категориях аудио: «Звучное слово из двух слогов, оба закрытые… Слово «офицер» не такое звучное, и меня оно вряд ли зацепило бы».

Как сообщало популярное издание «Музыкальная правда», основные съёмочные работы над клипом на песню «Комбат» велись в Анапе, недалеко от места дислокации одного из крупных российских десантных соединений.

В первый раз съемочная группа (режиссёр Степан Михалков, оператор Сергей Козлов) сняла эпизоды с изображением боевых действий в августе 1996, а в сентябре того же года авторы снова отправились к десантникам.

Вместо занятого работой над художественным фильмом Сергея Козлова, наиболее вероятными кандидатами на операторскую работу при съёмках «Комбата» были Максим Осадчий и Владислав Опельянц.

В итоге клип на экраны не вышел.

Заместитель главного редактора журнала «Коммерсантъ Власть» Вероника Куцылло в опросе, проведённом журналистами об авиа-инцидентах, поведала о истории, которая случилась в разгар Президентской кампании 1996 года.

Тогда Борис Ельцин любил выступать перед народом прямо на улицах.

Чтобы его слышали не только первые ряды, служба безопасности Президента возила с собой огромные колонки запредельной мощности.

И вот однажды, на обратном пути из одного российского города, уже расслабившимся сотрудникам службы безопасности пришла в голову оригинальная идея — подключить к президентским колонкам магнитофон.

Подключили.

И с мощностью около ста децибел прямо в летящем самолёте рвануло: «Комбат, батяня, батяня, комбат! За нами Россия, Москва и Арбат!» Сотрудники службы безопасности Президента хором подхватили: «Огонь, батарея, огонь, батальон!» — и отбивали ритм ногами. Самолёт раскачивался в такт. Стюардессы авиакомпании «Россия» с абсолютно белыми лицами бегали по проходу и пытались уговорить поклонников «Любэ» хотя бы уменьшить звук, но их, по понятным причинам, никто не слышал. Так и летели. Почему самолет не упал, – рассуждает Куцылло, – неизвестно до сих пор — видимо, спасло мастерство летчиков.

Другую примечательную историю поведал представитель NASA Карлос Фонтано в 2000 году.

Каждое утро на борту Международной космической станции начиналось с песни, которая по выбору самого экипажа выбиралась в качестве «будильника» для космонавтов.

Ежедневно, команда в составе пятерых американских астронавтов и двоих российских космонавтов, начинали свой орбитальный рабочий день под новую песню.

Заявки при этом от каждого члена экипажа принимались в порядке общей очереди в Центре управления полетами.

По просьбе россиянина Бориса Морукова на космической станции звучала «Комбат».