Найти в Дзене

Различие между спокойствием (Samatha) и проницательностью-мудростью (Vipassana)

Саматха (Samatha) относится к состоянию спокойствия, умиротворения, комфорта и счастья. Випассана (Vipassana) означает состояние обладания мудростью прозрения, которое позволяет осознать истину. Объяснение этих понятий может быть сложным, так как многие медитаторы обычно стремятся к Випассане без полного понимания. Некоторые учреждения сосредотачиваются исключительно на вопросе прозрения, называя свои заведения "Учреждениями Випассаны". Кажется, что не существует учреждений, называемых "Учреждениями Саматхи". Некоторые заведения предпочитают не включать в свои практики спокойствие, считая его низким уровнем практики. Такое различие возникает из-за непонимания и неясного осознания.

Сравнение и подробное объяснение представлено здесь, чтобы прояснить различие между Саматхой и Випассаной. Неграмотный человек подобен человеку, который не достиг ни Саматхи, ни Випассаны. Человек, который начал учиться читать и писать, подобен человеку, который начал практиковать Саматху. Путем постоянного и внимательного обучения человек в конце концов становится грамотным. Человек, который может читать и писать на разных языках, подобен человеку, который освоил Випассану. И в Саматхе, и в Випассане существует множество уровней. Грамотный человек не может снова стать неграмотным, потому что он достиг глубокого интеллектуального понимания чтения и письма. Випассана ничем не отличается в этом плане.

Важно понять, что Саматха и Випассана не могут быть разделены. Они взаимозависимы. Без обучения человек не может получить образование. Обучение эквивалентно Саматхе. Быть образованным — это эквивалент Випассаны. Как было сказано, Випассана — это состояние обладания ясным знанием и полным пониманием, и немногие медитаторы, которые решительно стремятся достичь Випассаны, могут быть остановлены в этой практике.

Чтобы четко различать Саматху(Samatha) и Випассану(Vipassana), необходимо дальнейшее объяснение контекстов. На данный момент представлено только общее описание в качестве базового фонового знания, относящегося к Саматхе и Випассане.

Каждый желает идеального здоровья. Саматха является решающим фактором, способствующим такому состоянию. Спокойствие играет наиболее важную роль в обеспечении мира во всем мире. Чтобы создать комфортное сообщество, Саматха должна быть внедрена в каждого отдельного человека. Это сравнимо с тем, как деньги вкладываются в каждый бизнес в каждой стране.

Спокойствие, знание и глубокое понимание - все это проявляется в уме. Это сравнимо с человеком, который начал учиться читать и писать. Вначале он ничего не знал и не понимал. Позже он начал понемногу узнавать и понимать. Затем он смог читать и писать простые слова. На этом этапе его способность приравнивается к Саматхе. Когда он стал опытным, что означает, что он обладает знаниями и глубоким пониманием благодаря обширному изучению, будь то в области медицины, архитектуры, инженерии или сельского хозяйства; он сможет достичь успеха. Это как если бы он успешно достиг Випассаны.

Большинство знаний и умений, приобретённых в процессе медитации, приносят огромную пользу обществу. Эти знания и навыки приносят пользу обществу двумя основными способами. Во-первых, они позволяют тем, кто регулярно занимается медитацией, жить вместе в гармонии и счастье. Во-вторых, они помогают тем, кто накопил заслуги, карму и духовное совершенство, достичь полной святости. Те, кто накопил достаточно заслуг, будут готовы к проведению медитации прозрения (випассана), чтобы освободиться от омрачений, используя свои знания и мудрость (Нана) для постижения Четырёх Благородных Истин (Арийясача Дхамма):

1). Дуккха-сача (Dukkha-sacca) относится к страданиям, связанным с рождением, старением, болезнями и смертью.

2). Самудая-сача (Samudaya-sacca) объясняет страдания и перерождение, вызванные жаждой чувственных удовольствий, существования и несуществования.

3). Ниродха-сача (Nirodha-sacca) означает прекращение всех страданий через уничтожение всех желаний.

4). Магга-сача (Magga-sacca) относится к путям, посредством которых достигается прекращение страданий.

Для того чтобы провести медитацию прозрения (випассана), медитатор должен уже обрести знание или мудрость (Нана) через медитативную практику. Без достижения Нана невозможно проводить медитацию прозрения, так как ум для такой медитации должен находиться в авторитетном состоянии. Процесс медитации прозрения представляет собой структурную науку. Вся структура состоит из различных механизмов потока ума. Этот поток ума должен исходить из души. Душа опирается на тренированный через медитацию ум, чтобы развить с ним тесную связь. Таким образом, ум может управлять душой. Душа обладает божественными глазами, которые способны видеть страдания от рождения, старения, болезней и смерти. Божественные глаза отличаются от физических тем, что могут видеть непостоянство наших физических тел. В то время как физические глаза видят наши тела как красивые и постоянные, без старения и смерти. Большинство похоронных работников видят тела только физическими глазами, поэтому они никогда не обретают мудрости прозрения и не осознают истину.

Структура инсайт-медитации имеет специфические механизмы. Такие утверждения очень важны для тех, кто проводит инсайт-медитацию. Когда практикующий инсайт-медитацию начинает свою практику, он начинает отделять свой ум от загрязнений, уничтожая их. Четыре Благородные Истины - это оружие, которое позволяет практикующему инсайт-медитацию обратить вспять течение мира. Медитирующий должен спросить себя, готов ли он. Если он не чувствует решимости, он не готов. Однако проведение медитации должно быть способно развить и стабилизировать ум до достаточного уровня.

Различия между Саматхой и Випассаной уже были указаны. Однако Саматха и Випассана обе находятся в одном и том же уме. Для каждого возможно продвинуть свой ум от медитативного состояния до достижения инсайт-мудрости.

У каждого человека обычно есть надежда. Естественно, у некоторых она низкая, а у некоторых высокая. Исполнится ли надежда или нет, зависит от практики. Иногда надежда исполняется, а иногда нет и становится просто прихотью. Медитирующий должен гарантировать свою надежду, проводя медитацию. Достигнет ли он инсайт-мудрости или нет, его практика гарантирует постоянно построенную основу для достижения. Постоянная медитация позволяет ему накапливать силу ума, которая дает ему больше потенциала для достижения инсайт-мудрости, чем тем, кто не медитирует.