Начну с сенсации — в Японии нет вокзалов. О чём же тогда буду писать? О станциях! Японцы называют станциями (eki, яп. 駅) все места, где останавливаются поезда, и им неважно большая ли это станция наподобие тех, что мы называем вокзалами, или маленькие — те, что мы станциями зовём. Станции все. И их в Японии много!
Вот вам и первая причина моей любви и нелюбви… Теперь подробнее и по порядку.
Минусы и плюсы японских вокзалов
1.Путаница с названиями
Когда всё называется станциями и таких «вокзалов» в каком-нибудь японском мегаполисе сразу несколько, в голове сначала царит хаос. Едешь, например, в Осаку. Куда в нашем понимании нужно покупать билет? До Осаки, так ведь? Ан нет. Скорее всего, это будет станция «Новая Осака». Или едешь в Токио, куда билет покупаем? Думаете, обязательно до станции «Токио»? Нет! Необязательно. В своём названии станция может не иметь и намёка на город, в который вы едете. Выбрать нужно ту точку, что ближе конечному пункту путешествия, и там выходить.
С одной стороны огромный плюс — можно удобнее выстроить свой маршрут, а с другой — с непривычки всё кажется слишком запутанным и прежде, чем куда-то ехать, нужно всё внимательно изучить.
2.Несколько выходов на платформу
С этим примерно такая же история. Удобно, когда много выходов, причём это не только обычные лестницы, но и эскалаторы, и даже лифты для инвалидов. Только с непривычки иностранцу запутаться в них легко.
3.Залы ожидания
На некоторых станциях они находятся прямо на платформах, что очень удобно. Помимо комфортных кресел они радуют наличием кондиционеров — в знойное лето в них нежарко, а прохладной зимою тепло.
4.Курилки
Это не просто плюс, а огромный плюсище. Если такого слова нет, то давайте его придумаем ради описания моего отношения к наличию курилок в Японии в общественных местах. Особенно актуально это на вокзалах, где толпы ожидающих, в том числе тех, кто очень жаждет курить.
5.Сотрудники станции
В поездах междугороднего следования в Японии нет проводников, путешественники сами организованно садятся в поезд. За порядком следят лишь пара-тройка специальных людей на платформе. Нет, они никого в вагоны не заталкивают, как это обычно иллюстрируют в сети старыми фото токийского метро, и билеты не проверяют, просто следят за порядком.
6.Турникеты
Доступ на платформы и в зоны ожидания только при наличии билетов и через турникеты. Именно по этой причине при посадке в поезд нет необходимости проверять билеты. Турникет их наличие уже проверил. Провожающие и встречающие просто так пройти к поездам не могут. Это минус. Никто не встретит тебя в Японии у вагона с букетом. Впрочем, есть возможность пройти, но за это заплатить какие-то деньги нужно. Пользуются этим в Японии люди редко. Встречают друг друга вне платформы. Есть в этом плюс, как мне кажется, — порядка у поездов больше. Они приезжают и тут же уезжают. Всё быстро.
7.Самоорганизация
Заранее известно где и когда остановится не только твой поезд, но и вагон. Действовать нужно чётко. Минут за десять до прибытия поезда стать в нужную очередь, а когда поезд подъедет, быстро и организовано в вагон войти. Есть табло, где всё расписано, есть указатели, есть приложение, но запутаться с непривычки во всём этом легко.
8.Киоски
Да, да, киоски! Помню, когда впервые их увидела на японских вокзалах, очень удивилась. Думала, это исключительно советское слово, что в мире есть лишь наши киоски для продажи газет) На станциях в Японии много всевозможной еды, не только в киосках. Даже на самих платформах. Еда стоит тут дороже, но не в разы.
9.Мусор
Возможность выбросить бутылку от воды или обёртку, да и сами автоматы с напитками стоят на платформах чуть ли не на каждом шагу. На мой взгляд, очень удобно. Особенно летом.
Ну вот как-то так.
Что удивило?
Мы сейчас приехали в Токио. Зачем? Пока секрет. Надеюсь, чуть позже расскажу 😉